Аль-Фарис аль-Хаким Абу ад-Дарда ‘Уваймир ибн Зайд ибн Кайс аль-Ансари аль-Хазраджи – сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Абу ад-Дарда был одним из последних жителей Медины, принявших Ислам, прежде он поклонялся идолам. Однажды к нему пришли Ибн Раваха и Мухаммад ибн Муслима (رضي الله عنهما) и разрушили идол, которому поклонялся Абу ад-Дарда. Вернувшись домой, Абу ад-Дарда принялся его собирать. Они обратились к нему: «Горе тебе! Защитил ли тебя этот идол?» Абу ад-Дарда сказал: «Если бы он приносил пользу и оберегал кого-либо, то он уберег бы прежде всего себя».
Затем он попросил приготовить ему воду для купания, искупавшись и надев чистое одеяние, он отправился к Посланнику (мир ему и благословение). Его ожидал ибн Равваха, когда пришёл Абу ад-Дарда, ибн Равваха сказал Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха пришёл Абу ад-Дарда. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Он пришёл для принятия Ислама. Поистине мой Господь обещал мне, что Абу ад-Дарда примет Ислам». (аз-Захаби «سير أعلام النبلاء», аль-Хаким, «المستدرك على الصحيحين»
О его достоинствах.
Он занимал высокое положение среди сподвижников. Пророк (мир ему и благословение) говорил о нём в день битвы при ухуде: «’Уваймир хороший всадник»: «Он мудрец моей уммы» (приводится в книге аз-Захаби «سير أعلام النبلاء»).
Абу ад-Дарда был одним из 4 людей собравшим полностью Коран при жизни Пророка (мир ему и благословение). Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас бин Малик сказал: «Когда скончался Пророк (мир ему и благословение) Священный Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Ад-Дарды, Муада бин Джабаля, Зайда бин Сабита и Абу Зайда (да будет доволен ими Аллах)» (аль-Бухари, приводится в книге ас-Суюти «الإتقان في علوم القرآن»).
О его воспитании Пророком (мир ему и благословение).
Пророк (мир ему и благословение) оказал большое влияние на становление Абу ад-Дарда. Пророк (мир ему и благословение) не раз давал ему наставления, способствующие приобретению благ обоих миров. Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мой любимый Пророк (мир ему и благословение) завещал мне три вещи, от которых я не откажусь, пока жив: поститься три дня ежемесячно, совершать намаз аз-зуха и не спать, пока не совершу намаз-витр» (имам Муслим)
О его отрешенности от мирского.
Абу ад-Дарда говорил: «Меня не обрадовало бы то, чтобы стоял, торгуя на лестнице у дверей мечети, и не пропускал бы намазы в мечети, зарабатывая каждый день триста динаров. Я не говорю, что Аллах запрещает торговлю. Но всё-таки, для меня более желанно быть из тех, «которых не отвлекает, ни торговля, ни купля от поминания Аллаха» (из книги аль-Асбахани «حلية الأولياء وطبقات الأصفياء»).
О его знаниях.
От Язида ибн ‘Амира передаётся, что Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), находясь при смерти, завещал тем, кто находился рядом с ним: «Вы ищите знания у ‘Уваймир (Абу ад-Дарда), поистине он из тех, кому даровано знание. Абу ад-Дарда был судьёй в Дамаске. Он был выдающимся учёным, обладавшим кротостью.
О его любви к Господу.
Вставая ночью для поклонения, он говорил: «Взошли звёзды, спят люди, а Ты — вечно Живой, вечно Сущий».
Также он говорил: «Произнести сто раз «Аллаху Акбар» для меня желаннее, чем раздать сто динаров милостыни».
О его богобоязненности.
Абу ад-Дарда говорил: «Троё вызывают смех у меня, и три вещи заставляют меня плакать. Меня смешат: питающий надежды на этот мир; небрежный к Господу, но которому не избежать отчёта; радующийся своему богатству, не зная, доволен им Аллах или нет. Меня заставляют плакать: расставание с Пророком (мир ему и благословение), ужасы предсмертной агонии, мысли о стоянии перед Всевышним, не зная, куда я попаду в Рай или в Ад».
Умирая Абу ад-Дарда обратился к своему верблюду: «Верблюд не спорь со мной , ведь я не накладывал на тебя ношу, которую ты был не в силах нести».
О его любви к братьям по вере.
Когда его спросили о человеке, совершим плохой поступок, гневается ли он на него, Абу ад-Дарда ответил: «Меня гневит его деяние, а не он, так как он мой брат. Узы братства в религии, крепче уз родства».
О его призыве ко Всевышнему.
Когда приблизилась его смерть, он сказал: «Я расскажу вам хадис, который слышал от Посланника Аллаха. Он говорил: «Поклоняйтесь Господу, как будто вы Его видите, даже если вы Его не видите, Он видит вас. Готовьтесь к смерти. Остерегайтесь мольбы притеснённого, поистине она принимается. Тот из вас, кто может совершать утреннюю и ночную коллективно, пусть делает это, даже если придётся добираться ползком»
История Абу-Дарда и Салмана аль-Фариси.
Пророк (мир ему и благословение) скрепил узы братства между Салманом и Абу ад-Дарда аль-Ансари . Салман посетил Абу ад-Дарда и спросил его супругу о нём. Она сказала: «Твоего брата Абу ад-Дарду нет у него нужды в мирском». Тем временем Абу ад-Дарда пришёл и приготовил еду для Салмана. Салман попросил Абу ад-Дарду покушать с ним, но Абу ад-Дарда сказал: «Я пощусь». Салман сказал: «Я не стану кушать, если ты не будешь кушать». И тогда Абу ад-Дарда покушал с Салманом. Когда настала ночь и прошла часть ночи, Абу ад-Дарда встал (для выполнения ночной молитвы), но Салман сказал ему спать и Абу ад-Дарда спал. Через некоторое время Абу ад-Дарда снова встал, но Салман попросил его лечь спать. Когда настали последние часы ночи, Салман предложил ему встать, и они оба выполнили молитву. Затем Салман сказал Абу ад-Дарде: «Ваш Господь имеет на вас право, ваша душа имеет на вас право, и ваша семья имеет на вас право». Абу ад-Дарда пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал всю историю. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Салман сказал правду».
История Абу-Дарда и Убайя ибн Ка’ба.
Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай сказал правду. Пока ты слышишь, что имам говорит (читает хутбу), то молчи, пока он не закончит!»
Когда все собрались, Абу ад-Дарда встал перед ними и сказал:
— О, жители Дамаска, вы наши братья по религии и соседи по дому. Вы наши союзники в борьбе с врагами. О, жители Дамаска! Что же мешает вам отнестись дружелюбно ко мне и внять моему совету? Мне ничего не нужно от вас, мои расходы оплачивают другие. Я вижу, как смерть забирает ваших учёных, а ваши невежественные люди не учатся. Я вижу, как вы принимаете то, что гарантировал вам Всевышний и Всемогущий Аллах, но оставили то, что Он повелел делать вам. До вас были народы, которые возводили мощные строения и собирали огромные богатства. Но дома их стали могилами, а их надежды стали самообольщением. Почему вы не учите и не обучаетесь. Поистине ученый и обучающийся одинаковы в воздаянии, а в остальных и нет блага в людях помимо них. (аль-Асбахани «حلية الأولياء وطبقات الأصفياء»)
Джубайр ибн Нуфайр передаёт, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) плакал в день взятия Кипра. Джубайр ибн Нуфайр подошёл к нему и спросил: “Абу ад-Дарда, почему ты плачешь в такой день, когда Аллах возвысил ислам и мусульман?». Он ответил: «О, горе тебе Джубайр, Аллах унижает народ, если тот пренебрегает Его велениями»
Призыв Абу ад-Дарда.
Передаётся, что абу-Дарда написал Салману аль-Фариси: «О, мой брат! Используй здоровье и свободное время, пока не настигли тебя беды, которые мешают поклонению. Удовлетворяй просьбу того, кто подвергся испытаниям. О, мой брат! Пусть мечеть станет твоим домом. Поистине я слышал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мечети – дома богобоязненных». Аллах гарантирует милость и спокойствие для тех, кому мечети стали домами. Аллах разрешит переход моста (Сират) к Его довольству. Будь милостив к сироте, корми его тем, чем сам питаешься. Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который жаловался на чёрствость сердца, «Будь милостивым к сироте, погладь его по голове, накорми пищей, которую ты употребляешь, твоё сердце смягчится и осуществятся твои нужды. О, мой брат не обманывайся дружбой с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), мы будем жить после него долго, и только Аллах знает, что нас постигнет».
Некоторые хадисы и мудрые изречения.
Абу ад-Дарда сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: » Любой, кто выучит наизусть первые десять аятов из суры »Кахф» будет защищен от Даджаля (имам Муслим)
Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) мудрым человеком. Вот некоторые изречения, из садов его мудрости:
«Если бы человек бежал от мирского, также, как он бежит от смерти, то мирское настигало бы его, также как смерть его настигает».
«Тот, кто много разговаривает, чаще лжёт; у того, кто часто клянётся, увеличиваются грехи; спорящий много, не сохранит свою религию»
«Ничтожны знания у человека, не знающего благ Всевышнего, кроме еды и питья, и неминуемо наказание для него».
О его смерти.
Жена этого великого сподвижника Пророка Умм ад-Дарда рассказывала:
«Когда к Абу ад-Дарде подступила смерть, он сказал: “Кто трудится для этого дня? Кто трудится для этого часа? Кто трудится для этого ложа? Затем прочитал аят (смысл): «И Мы отворачиваем сердца их и взоры, как они не уверовали в это в первый раз» (Коран,6:110). (аль-Асбахани «حلية الأولياء وطبقات الأصفياء»)
Абу ад-Дарда скончался в 32 г. после хиджры в Дамаске, по другой версии в 31 г.
Мухаммад-Ариф Абдулаев