Хвала Аллаху, Всеведущему, Всемогущему, Внимающему мольбам Своих рабов! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто внял Божьему руководству и покорился явившейся от Него истине!
Всевышний Аллах создал человека в мире полном соблазнов и испытаний, но не предал его забвению и не предоставил самому себе, а показал ему путь, ведущий к спасению, и научил приближаться к Нему. Поэтому верующий, осознающий свою бесконечную зависимость от Аллаха, имеет возможность черпать силу в неиссякаемом источнике божественной силы. Он находит смысл жизни в поклонении Ему и стремится снискать Его довольство. Но поклонение Ему не ограничивается молитвой и постом, милостыней и паломничеством.
Любой добрый поступок, приносящий пользу людям, может стать поклонением Аллаху. Как говорили праведные улемы, поклонение — это понятие, объединяющее все слова и деяния, совершаемые телом и душой, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Почитание родителей, поддержание родственных связей, доброе отношение к соседям, отказ от любого нечестного заработка, правильное воспитание детей и даже улыбка при встрече с другом — все это считается поклонением Всевышнему, если человек совершает эти дела ради Его довольства.
Но у каждой формы поклонения есть душа, без которой оно становится неполноценным, а в некоторых случаях даже бесполезным. И душа любого поклонения — это мольба. Это искреннее обращение к Аллаху с просьбой одарить добром и уберечь от зла, вдохновить на благие дела, облегчить их совершение и принять их наилучшим образом.
«Только Тебе мы поклоняемся, и только Тебя молим о помощи» (сура 1 «Открывающая», аят 5). Эти слова мы повторяем в каждой молитве, но так редко задумываемся над их смыслом, наивно полагая, что уже прониклись им полностью. Мольба о помощи — это тоже поклонение Аллаху, но она занимает особое место в иерархии богоугодных деяний. Во-первых, для совершения любого доброго поступка человек нуждается в помощи своего Господа. Во-вторых, любое благодеяние достигает конечной цели лишь тогда, когда Аллах принимает его, а значит, мы должны неустанно молить Его о принятии наших добрых дел.
К сожалению, многие из нас совершают добрые дела, но забывают обратиться к Аллаху с мольбой о принятии их. Будто Господь наш обязан принять все, что мы совершили, а потом вознаградить нас за это. А ведь принятие любого совершенного нами доброго поступка — это величайшее благо, о котором только может мечтать верующий, и тот, кто осознает это, часто и усердно молится о том, чтобы его благодеяния не пропали даром и принесли ему пользу.
Мольба подчеркивает бесконечное величие Творца и наше смирение перед Ним, и поэтому Аллаху нравится, когда люди обращаются к Нему с мольбами. Он — Ар-Рахим (Милующий) и любит, когда Его молят о милости. Он — Аль-Гафур (Прощающий) и любит, когда Его просят о прощении. Он — Аль-Ваххаб (Дарующий) и любит, когда люди вымаливают у Него блага. Он — Аш-Шафи (Исцеляющий) и любит, когда у Него ищут исцеление. Он — Аль-Хафиз (Хранитель) и любит, когда люди молят Его о помощи и спасении.
Если же человек проявляет высокомерие и не желает молиться Тому, Чьими благами он постоянно пользуется, и если он обращается с мольбой к кому-либо из творений, унижаясь перед ним и вымаливая у него то, что во власти одного Аллаха, то он поступает несправедливо и не вредит никому, кроме самого себя. Сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит Его» (ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Мольба — удивительная форма общения с Аллахом, в которой человек нуждается для того, чтобы обрести земное благополучие и достичь духовного совершенства. Наш пророк, мир ему и благословение Аллаха, неоднократно подчеркивал значимость мольбы и обучал нас тому, как нужно молиться для того, чтобы получить своевременный ответ. В одних случаях Аллах сразу же отвечает на нашу мольбу и дает нам то, о чем мы попросили, в других случаях ответ на мольбу задерживается, а иногда его приходится ждать долгие годы. И это не удивительно, ведь человек взывает о милости к Тому, Кто знает явное и сокровенное, кто заботится о Своих верующих рабах лучше, чем они заботятся о себе и своих детях.
Всевышний знает, что есть люди, которые не выдержат испытания болезнью, и Он дарует им благоденствие и здоровье, чтобы они устояли на прямом пути. А есть такие люди, для которых физическая сила станет искушением, и Он посылает им болезнь и слабость, чтобы удержать их от преступлений. Он знает, что некоторых из рабов бедность подтолкнет на совершение грехов, и Он избавляет их от нужды, чтобы они благодарили Его. А для некоторых богатство станет обольщением, и Он посылает им скромный удел, чтобы удержать их от соблазнов и распущенности. Иногда человек так искренне взывает с мольбой, что она искупает многие из совершенных им грехов и приближает его к Аллаху сильнее, чем любое другое из его благодеяний. И тогда Всевышний медлит с ответом на его мольбу, чтобы он проявил усердие в поклонении Ему и чтобы в конечном итоге щедро вознаградить его за старание и проявленное терпение.
Поэтому нам не следует торопиться и отчаиваться, если ответ на наши мольбы задерживается. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы получите ответ на ваши мольбы, если не будете торопиться и говорить: “Я взывал с мольбой, но не получил ответа”».
В другом хадисе говорится: «Молитвы раба будут приниматься до тех пор, пока он не просит о чем-либо греховном или о разрыве родственных уз и пока он не торопится». Его спросили: «Посланник Аллаха, что значит торопиться?» Он ответил: «Это когда он говорит: “Я взывал и взывал с мольбой, но не получил ответа”. Это надоедает ему, и он прекращает молиться» (Муслим).
Выдающийся мусульманский мыслитель Ибн аль-Каййим сравнивает такого человека с крестьянином, который засеял поле или посадил дерево, ухаживал за ним и поливал его, а потом, не дождавшись созревания урожая, бросил это занятие. Если мольба была искренней и правильной, то она никогда не пропадет зря. Поэтому верующий должен верить в милость и мудрость своего Господа и не отчаиваться в Его помощи.
Прекрасным примером для нас был пророк Муса. В суре «Рассказ» описана его история, и в ней сообщается, что он бежал из Египта, опасаясь мести Фараона и его вельмож. Он отправился на север и добрался до поселений мадианитян. Утомленный долгим путешествием и солнечным зноем, он пришел в город, где у него не было ни друзей, ни знакомых. Он испытывал крайнюю нужду в любого рода помощи, и в тот момент ничто, кроме веры, не давало ему надежды на спасение. Но даже в таком положении он не упустил возможности помочь двум девушкам, которые привели на водопой свое стадо, но стояли в стороне и ждали, пока остальные люди напоят свою скотину. Он сжалился над девушками и напоил их овец, даже не попросив у них награды. Когда же они ушли, Муса отошел в тень и сказал: «Господи, поистине, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (сура 28 «Рассказ», аят 24).
Как же сильна была его вера, и сколько благородства и высокой нравственности было присуще ему. Он даже не подумал воспользоваться стесненным положением тех девушек, хотя сам испытывал отнюдь не меньшие трудности. Он помог им бескорыстно, моля о помощи только своего Господа. И помощь Его пришла оттуда, откуда Муса ее совсем не ждал. Поистине, милость Аллаха близка к тем, кто делает добро.
Мольба Мусы, мир ему, отличалась еще одной особенностью. Она была намного выразительнее, чем просто слова, ибо он выразил свою нужду в поддержке Аллаха всем своим положением. Именно так поступает человек, который обращает свое лицо в сторону киблы, поднимает руки и смиренно просит Аллаха о помощи и прощении, а его глаза в этот момент наполняются слезами признания его бесконечной зависимости от Аллаха, благодарности за Его блага и раскаяния в совершенных грехах. О превосходстве такой мольбы говорил и наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Ваш Господь — Стыдливый и Щедрый, и Он стыдится вернуть руки раба пустыми, если тот воздевает их к Нему» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Поистине, мольба — источник удивительной силы и залог спасения от гнева Всемогущего Судии. Благоразумный человек не станет пренебрегать ею и непременно воспользуется этим необременительным способом уберечь себя и свою семью от несчастий в этом мире и дурных последствий его злодеяний в последней жизни. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ничто не почитается Аллахом так высоко, как мольба» (Ибн Хиббан и аль-Хаким). А в другом хадисе говорится: «Не проявляйте слабости в мольбе, ибо никто не погибает, пока молится» (аль-Хаким).
Как может верующий не усердствовать в мольбе, если она спасает от скорого наказания даже тех, которые не уверовали в Аллаха и придают Ему сотоварищей. Всевышний сказал о курайшитах, которые изгнали Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, из родного города: «Аллаху не пристало подвергать их мучениям, пока ты находился среди них, и Аллаху не пристало подвергать их мучениям, пока они молили о прощении» (сура 8 «Трофеи», аят 33). Курайшиты осознавали тяжесть совершаемых ими грехов, но не желали раскаяться и встать на прямой путь. Они лишь молили Аллаха о прощении, просили Его не наказывать их за эти преступления. Конечно, если человек придает сотоварищей Аллаху, обрекая себя на вечные страдания, ничто не способно навсегда защитить его от Божьей кары. Тем не менее мольбы язычников были одной из причин, по которым их наказание было отсрочено.
В другом аяте сообщается, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было приказано сказать язычникам: «Скажи: «Мой Господь не придавал бы вам значения, если бы не ваши мольбы»» (сура 25 «Различение», аят 77), то есть даже вы, обожествляющие камни и поклоняющиеся им, оказавшись в безвыходном положении, начинаете искренне взывать к Аллаху, и тогда Он принимает ваши мольбы и спасает вас из беды.
Всевышний Аллах внимает мольбам всех, кто обращается к Нему за помощью или прибегает к Его защите. Его милости не лишены ни праведники, ни преступники, и принятие мольбы еще не означает того, что человек занимает высокое положение перед Аллахом и принадлежит к числу Его любимых рабов. Господь отвечает на зов и верующих, и неверующих, особенно если в момент мольбы они проявляют настойчивость и смирение, не возлагая надежд ни на кого, кроме Него. Оттого и сказано в Коране: «Ваш Господь сказал: взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура 40 «Прощающий», аят 60).
Что же заставляет тебя сомневаться в помощи твоего Господа и искать для себя других покровителей? Он создал тебя из крошечной капли и наделил тебя красивой внешностью и статью, одарил тебя знаниями и силой, богатством и разными способностями. Он не предоставил тебя самому себе и ждет, чтобы ты вернулся к Нему, чтобы ты остался с Ним наедине и тихо помолился Ему, с надеждой и трепетом, от всего сердца. И тогда Он непременно ответит на твой зов, потому что Он — Близкий и Отзывчивый. Нет для Него ничего невозможного, ибо Он превращает мертвое в живое, а живое — в мертвое. Он сменяет ночной мрак на дневной свет и делает все, что пожелает. Он любит отвечать на искренние молитвы Своих рабов и ждет, чтобы Его создания смиренно обращались к Нему за помощью, признавая свою бесконечную нужду в Нем.
Наш пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждую ночь, когда наступает ее последняя треть, наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит на ближайшее небо и говорит: «Есть ли тот, кто обращается ко Мне с молитвами? Я внемлю его мольбе. Есть ли тот, кто просит Меня? Я дам ему то, что он хочет. Есть ли тот, кто молит Меня о прощении? Я прощу ему грехи»» (аль-Бухари и Муслим).
А раз так, устремись к твоему Господу и проси прощения за твой грех, и пусть горький осадок сожаления не мешает тебе добиваться Его благосклонности. Проси Его о любых благах, которые могут принести тебе пользу, и будь настойчив в своей мольбе, ибо никто другой не одарит тебя и никто не защитит тебя от Него. И не будь среди тех, кто превозносится над поклонением Ему или отчаивается в Его милости. Поистине, милость Его объемлет все сущее.