Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Среди людей есть такие, которые являются ключом к добру и замком от зла. Есть и такие, которые являются ключом ко злу и замком от добра. Какое же счастье выпало тем, кому Аллах дал в руки ключи добра! Как несчастны те, кому Аллах дал в руки ключи зла!» (Ибн Маджа,)
.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ
وَسَلَّمَ: «إِنَّ مِنَ النَّاسِ مَفَاتِيحَ لِلْخَيْرِ
مَغَالِيقَ لِلشَّرِّ وَإِنَّ مِنَ النَّاسِ مَفَاتِيحَ لِلشَّرِّ مَغَالِيقَ لِلْخَيْرِ فَطُوبَى لِمَنْ
جَعَلَ اللّٰهُ مَفَاتِيحَ الْخَيْرِ عَلَى يَدَيْهِ وَوَيْلٌ لِمَنْ
جَعَلَ اللّٰهُ مَفَاتِيحَ الشَّرِّ عَلَى يَدَيْهِ».
1. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Среди людей есть такие, которые являются ключом к добру и замком от зла. Есть и такие, которые являются ключом ко злу и замком от добра. Какое же счастье выпало тем, кому Аллах дал в руки ключи добра! Как несчастны те, кому Аллах дал в руки ключи зла!» (Ибн Маджа, Мукаддима, 19; Байхаки, Шуаб, I, 455).
. عَنْ أَبِي مُوسَى رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا جَاءَهُ السَّائِلُ أَوْ طُلِبَتْ إِلَيْهِ حَاجَةٌ
قَالَ: «اِشْفَعُوا تُؤْجَرُوا وَيَقْضِي اللّٰهُ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا شَاءَ».
2. Абу Муса аль-Аш’ари (радыйаллаху анху) передает, что когда к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приходил нищий, или когда у него что-то просили, он говорил своим сподвижникам:
«Хлопочите, (чтобы, помочь нуждающимся в решении их проблем), и заслужите награду (аджр), а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего Пророка». (Бухари, Закят, 21; Адаб, 36, 37; Таухид, 31; Муслим, Бирр, 145. Отдельно см. Абу Дауд, Адаб, 116-117/5131; Тирмизи, Ильм, 14/2672).
. عَنْ أَبِي مَسْعُودٍ الْأَنْصَارِيِّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: «إِنِّي أُبْدِعَ
بِي فَاحْمِلْنِي» فَقَالَ:
«مَا عِنْدِي» فَقَالَ رَجُلٌ: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ أَنَا أَدُلُّهُ عَلَى مَنْ يَحْمِلُهُ» فَقَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ دَلَّ
عَلَى خَيْرٍ فَلَهُ مِثْلُ أَجْرِ فَاعِلِهِ».
3. Абу Масуд аль-Ансари (радыйаллаху анху) рассказывает:
«К Посланнику Аллаха пришел один человек и спросил:
— Верховое животное, на котором я ездил, погибло. Можешь ли ты дать мне животное, на котором я мог бы ездить?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— У меня нет.
Один из присутствующих тут сказал:
— О Посланник Аллаха! Я могу указать человека, который даст верховое животное.
На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Человек, указавший путь к благому, получит такое же вознаграждение, как и тот, кто совершит это благое». (Муслим, Имара, 133. Отдельно см. Абу Дауд, Адаб, 115; Тирмизи, Ильм, 14).
Комментарии
Быть ключом к добру и замком для зла – это и призыв (таблиг) к Исламу, и служение. Оба эти действия – праведные, за которые человек получает щедрое вознаграждение, и которые ведут его к благоволению (рида) Аллаха.
Человек может получать вознаграждение за дела, совершаемые им лично, а может получать награды за благие дела других. Один человек не может сам выполнить все благие дела. Причиной этого являются имеющиеся у него недостатки, а иногда – ограниченность человеческих возможностей. Поэтому разумный мусульманин может указать другим путь осуществления доброго дела, используя свои умственные способности, язык, знания, положение, имущество или написав об этом. Таким образом, он заслужит такую же награду, как тот человек, который совершит это благое дело.
С другой стороны, в мире всегда существовали пути добра и пути зла. Они есть и сейчас. На верующих возложена обязанность открывать врата добра и закрывать врата зла. Поэтому в этом мире они всегда должны указывать другим дорогу к добру и стараться остановить всякое зло.
Но, к сожалению, всегда будут и люди, которые являются ключом от зла и замком для добра. Естественно, они берут на себя грех того зла, причиной которого стали.
Всевышний Аллах говорит:
«Кто заступится [за другого], творя добро, будет тому удел из заступничества [в Судный день]. А кто вместо заступничества творит зло, будет тому удел из наказания. Воистину, Аллах над всем сущим властен» (ан-Ниса, 4/85).
Поэтому надо стараться, чтобы стало больше людей – ключей к добру и меньше людей – ключей ко злу.
В первом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о людях, которые являются ключом к добру: «Как счастливы!», а о тех несчастных, которые являются замком для добра, говорит: «Как несчастны!»
В другом хадисе наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«В благе, (которое я вам принес,) несколько сокровищниц. У этих сокровищниц есть ключи. Как счастливы те, кого Аллах сделал ключом к добру и замком для зла! Горе же тем, кого Аллах сделал ключом ко злу и замком для добра!» (Ибн Маджа, Мукаддима, 19).
Добро – это то, чем Аллах доволен, а зло – это то, что Он не любит, и что Он запретил. Если Аллах благоволит к Своему рабу, то признаком этого служит, что Он делает его ключом к добру. Когда видишь такого человека, то думаешь о добрых делах. Когда он приходит куда-то, то приносит с собой добро. Когда он говорит, то говорит добро. Когда думает, то думает о добре. Он исполнен добрых чувств и всегда помогает тем, кто хочет совершить доброе дело. Такой человек, желающий торжества добра, становится причиной добра и для тех, кто находится рядом с ним. А тот человек, который является ключом ко злу, исполнен этого зла. Поэтому он всегда говорит дурное, думает о зле, планирует дурные дела, помогает совершению зла и, куда бы ни пришел, приносит с собой зло. Такой человек, желающий распространения зла, для окружающих является мучением. Поэтому быть вместе с первым человеком – это счастье, а со вторым – бедствие.
Быть ключами к добру – это дорога, в начале которой стоят пророки. Всевышний говорит о них:
«Мы поставили их вождями, которые по Нашему велению ведут [людей] на прямой путь» (аль-Анбийа, 21/73).
Все мусульмане, беря пример с пророков, должны направлять людей к истине, добру и благу. И даже должны просить:
«Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших женах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркан, 25/74).
Так как человек, указывающий путь к добру, получает такую же награду как тот, кто совершил это добро, то указывать путь богобоязненным – весьма прибыльное для будущей жизни праведное деяние.
Во втором хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советует нам хлопотать для решения проблем нуждающихся, становясь посредником и причиной для доброго дела. В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«Иногда кто-то просит меня о чем-то. Я не спешу исполнить его просьбу, чтобы вы смогли проявить милость и помочь ему в том, в чем он нуждается! Да, старайтесь помочь нуждающемуся в его нужде и заслужите награду!» (Насаи, Закят, 65).
С одной стороны, существует множество людей и организаций, находящихся в безвыходном положении и нужде. С другой стороны, есть много добросердечных людей, которые хотели бы сделать доброе дело и ищут тех, кому они могли бы помочь. Направить их и стать посредниками в добром деле – это обязанность мусульман, приносящая щедрые награды. Например, вакфы, которые организуют богатые, чтобы помочь нуждающимся, являются самыми лучшими местами такого служения.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), воздавая хвалу тем мусульманам, которые стремятся стать посредниками для совершения добра, сказал:
«Среди рабов Всевышнего есть такие, которых Аллах создал, чтобы они помогали людям в их нуждах. Эти праведные рабы Аллаха заняты нуждами других людей. Они те, кого не коснется гнев Аллаха». (Хайсами, VIII, 192).
В третьем хадисе мы видим один из примеров того, как один человек стал посредником для совершения доброго дела. К нашему досточтимому Пророку пришел человек, попросивший у него верховое животное. В то время у Посланника Аллаха этого не было. Но был один мусульманин, который имел такое животное. И один из сподвижников, знающий об этом, стал посредником и причиной совершения доброго дела. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об этом:
«Человек, указавший путь к благому, получит такое же вознаграждение, как и тот, кто совершит это благое».
Рассказывают еще об одном подобном случае.
Однажды к Посланнику Аллаха пришел юноша из племени Аслям и сказал:
— О Посланник Аллаха! Я хочу принять участие в походе, но у меня нет воинского снаряжения.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Иди к такому-то, он приготовил себе все снаряжение для похода, но заболел.
Юноша отправился к тому человеку и сказал ему:
— Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передает тебе приветствие. Он велел тебе дать мне все то снаряжение, которое ты приготовил для похода.
Тот человек сказал своей жене:
— Жена! Отдай все воинское снаряжение, которое я приготовил, этому юноше, и не бери ничего взамен! Ради Аллаха, ничего не бери взамен, чтобы я смог удостоиться блага (баракат) от этого. (Муслим, Имара, 134).
Совершив одно доброе дело, три человека удостоились награды (саваб), и вознаграждение ни одного из них нисколько не уменьшилось. Эти трое: сподвижник Пророка, намеренный выйти на благое дело, но заболевший; юноша, взявший его снаряжение, и тем самым соверший благое дело; Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ставший посредником между ними…
Значит, как важно совершить благое дело, также важно и оказывать посредничество для его совершения и поощрять людей к благим делам. Так Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при каждом удобном случае настойчиво призывал своих сподвижников делать пожертвования на пути Аллаха, совершать добрые дела.
Например, Джабир (радыйаллаху анху) передает:
«Муж дал моей тете трехкратный развод. Она решила собрать плоды с финиковых пальм. Но некий человек (так как не миновал срок идда) запретил ей выходить из дома. Моя тетя, отправившись к Посланнику Аллаха, рассказала ему о случившемся. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ей:
— Иди, собери финики, может, ты сделаешь из них пожертвование или совершишь какое-нибудь доброе дело. (Муслим, Таляк, 55; Абу Дауд, Таляк, 39-41/2297; Насаи, Таляк, 70; Ибн Маджа, Таляк, 9).
Также, когда к нему пришел один из его сподвижников и стал задавать разные вопросы, Посланник Аллаха сказал ему в конце:
— Совершать добро для тебя всегда лучше. (Абу Дауд, Буйу’, 60/3476).
Еще одним прекрасным примером, показывающим настойчивость Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в призыве к добрым делам, является ду’а, которую он рекомендовал произносить при посещении больного:
«О мой Аллах, даруй исцеление Своему рабу. Когда он поправится, то будет ради обретения Твоего благоволения сражаться с врагами или ради Твоего благоволения примет участие в джаназа-намазах или будет совершать коллективный намаз». (Абу Дауд, Джанаиз, 8/3107).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призывает больного, обращаясь с такой молитвой (ду’а), поправившись, заниматься такими праведными деяниями, как участие в джихаде и джаназа, а также в коллективных намазах. Заболевший мусульманин таким образом постигает ценность здоровья и понимает, что дарованные ему блага надо использовать на пути обретения будущей жизни.