ПОДЕЛИТЬСЯ
Милосердный мусульманин
Милосердный мусульманин

Милосердие – это огонь, что не угасает в сердце мусульманина.Милосердие – самая сокровенная драгоценность человечества в этом мире, которая через наши сердца направляет и приближает нас к Аллаху. Милосердный му’мин – щедрый, скромный человек служения и, одновременно, приводящий в порядок сердца и вводящий инъекции жизни врачеватель душ. Милосердие – это огонь, что не угасает в сердце мусульманина.Милосердие – самая сокровенная драгоценность человечества в этом мире, которая через наши сердца направляет и приближает нас к Аллаху. Милосердный му’мин – щедрый, скромный человек служения и, одновременно, приводящий в порядок сердца и вводящий инъекции жизни врачеватель душ.

Исар – предпочтение нужд других собственным нуждам

Находясь в одном из своих путешествий, Абдуллах бин Джафар (радыйаллаху анху) проходил мимо некоего сада. В саду работал темнокожий раб. Рабу принесли три хлебные лепешки. Но в этот момент к нему подбежала собака. Человек бросил ей лепешку. Собака съела ее. Он бросил вторую – она съела ее. Тогда он бросил последнюю лепешку. Собака съела и ее.
Наблюдавший эту картину, Абдуллах бин Джафар (радыйаллаху анху) обратился к рабу с вопросом:
― Чем тебе оплачивают труд?
Темнокожий раб ответил:
― Теми тремя лепешками, что вы видели.
― Зачем же ты все отдал собаке?
Раб сказал:
― Здесь никогда не встречались собаки. Видно, она пришла издалека. Моя душа довольна, что она не осталась голодная.
― Хорошо, но что же сегодня будешь есть ты? – продолжал спрашивать Абдуллах бин Джафар (радыйаллаху анху).
― Потерплю, раз уж отдал заработанный сегодня хлеб голодному созданию Аллаха, – ответил раб.
Абдуллах бин Джафар (радыйаллаху анху) воскликнул:
― Субханаллах! Говорят, что я очень щедр. Этот раб еще щедрее меня!
Потом, купив этого раба вместе с финиковым садом, он дал рабу свободу и подарил ему этот сад (Газали, Кимйа-и-Саадат, 440).
Ислам, воспитывающий вот таких чутких, сострадательных и глубоко чувствующих людей, для того чтобы не допустить зарождения вражды и зависти между бедными и богатыми, сохранить в обществе равновесие и утвердить любовь, возложил на состоятельных верующих обязанность «закята». Ислам, с целью укрепить духовное братство и сделать каждого му’мина «обладателем богатой души», придает очень большое значение «инфак» (пожертвованию) и высшей форме его проявления – «исар» (жертвование тем, что необходимо тебе самому). Ведь главной целью религии, после признания единства Аллаха, является воспитание прекрасного человека, чуткого человека и чувствующего человека, который призван установить в обществе духовное равновесие.
Достижение такой зрелости возможно, когда душа облекается чувствами сострадания и милосердия, проявляющимися в превосходном качестве – умении делиться тем, что имеешь, и в самой совершенной его форме – умении предпочитать нужды других собственным нуждам, делиться тем, что есть в данный момент, называемой «исар».
Милосердие – это огонь, что не угасает в сердце мусульманина. Милосердие – самая сокровенная драгоценность человечества в этом мире, которая через наши сердца направляет и приближает нас к Аллаху. Милосердный му’мин – щедрый, скромный человек служения и, одновременно, приводящий в порядок сердца и вводящий инъекции жизни врачеватель душ. Милосердный му’мин, который на поприще служения способен выполнить любую работу с любовью и состраданием, является источником надежды и веры бытия. Он находится в авангарде всех тех усилий, что дарят спокойствие душам. А еще он словом, пером, действием откликается на каждую нужду, страдание и боль, в каком бы месте это ни происходило. Он сразу оказывается рядом с бедными и угнетенными, у изголовья страдающих и безнадежных. Ведь первым плодом веры му’мина является милость и сострадание. Нравственные нормы человечества доведены до совершенства Кораном. Так, открывая Священный Коран, первое, что мы видим, – это божественные сыфаты «Ар-Рахман» (Милостивый) и «Ар-Рахим» (Милосердный). Наш Господь предстает в величественной сути Своей «милостивейшим из милостивейших», что является радостной вестью и повелением рабам к обретению этой божественной добродетели. А посему, сердце раба, наполненное любовью к Аллаху, должно окружить состраданием и милосердием все создания Господа. Результатом любви к Господу становится устремленность с любовью и состраданием к созданиям Его. Ведь тот, кто любит и, в меру своей любви, жертвует собой ради возлюбленного, делает это с удовольствием и с особой ответственностью. В жертвовании для созданий Аллаха выражается любовь к Аллаху.
Поистине, есть много известных в обществе видов садака (милостыня) и инфак (пожертвований), подаваемых ради Аллаха. Наивысшую ступень среди них, как мы уже говорили, занимает исар. Это искусство предпочитать нужды других своим нуждам. Это самая высшая точка проявления альтруизма и чуткости, которые должны быть присущи каждому зрелому му’мину. Ведь когда Мухаммада Хакима Тирмизи (рахматуллахи алейхи) спросили:
― Что значит «отдавать»? – Он ответил:
― Отдавать – значит испытывать душевное удовлетворение от радости других.
Умение войти в атмосферу духовной мудрости исара могут осилить только добрые, утонченные сердца. Ведь истинное предпочтение, исар, – это отдавать, не боясь обеднеть. Это состояние, в самом прекрасном и благородном виде, нашло отражение в жизни всех пророков и любимых рабов Аллаха (аулия). Конечно, достичь таких звездных вершин дано не каждому. Но насколько мы сможем приблизиться к этим горизонтам, настолько обретем свою долю на пути истины; награда в вечности не заставит нас отказаться даже от самого маленького шага в вопросе исара.
Передается от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел один человек и сказал:
«О Посланник Аллаха! Я голоден».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) послал гонца к одной из своих жен, чтобы она прислала что-нибудь из еды. Но мать правоверных (радыйаллаху анха) передала на словах:
«Клянусь Аллахом, Который послал тебя Пророком, в доме, кроме воды, ничего нет».
Когда выяснилось, что и другие его жены находятся в аналогичном положении, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к своим сахабам:
«Кто может этой ночью приютить у себя этого человека?»
Один из ансаров предложил:
«Я могу, о Посланник Аллаха!» – и увел гостя с собой. Дома он спросил у жены:
«В доме есть что-нибудь из еды?» Жена ответила:
«Нет, немного, только чтобы накормить детей». Сахаба сказал:
«Тогда отвлеки детей. Если захотят пойти к столу, уложи их спать. Когда мусафир приступит к еде, погаси свет. И мы будем делать вид, будто едим».
Все сели за стол. Гость насытился, а хозяева остались голодными.
Утром тот сахаба направился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Увидев его, Благородный Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так:
«Всевышний Аллах остался премного доволен вами за то, как вы этой ночью принимали мусафира» (Бухари, Манакибуль-Ансар, 10; Муслим, Ашриба, 172).
* * *
Один из любимых рабов Аллаха, благородный Махмуд Сами Рамазаноглу (рахматуллахи алейхи), несмотря на то что имел диплом юриста, из-за боязни вынести неверное решение в делах рабов божьих не стал работать по специальности, а предпочел работу бухгалтера в Тахтакале. Чтобы добраться до работы, ему нужно было переправляться на морском катере в Каракей. Из-за потребности в пожертвовании, Махмуд Сами эфенди экономил на проезде в автобусе из Каракея до Тахтакале и проходил этот путь пешком. А деньги раздавал на милостыню. В жизни выдающихся личностей мы можем найти немало прекрасных примеров проявления высокого духа и нравственности.
Поистине, жертвуя немногим от своего личного удобства и комфорта, украшения собственного дома, затрат на повседневные потребности, каждый должен стараться обрести свою долю от этой высокой нравственности.
Исар – это вершина щедрости. Ведь щедрость означает отдавать из имущества, которое в избытке, без которого можно обойтись. Исар – это, отрывая от нужд своих, отдавать другому. Духовное вознаграждение исара соответствует степени самоотречения раба. Всевышний Аллах благородным ансарам, которые приняли мекканских мухаджиров в трудный период и предпочли их нужду своим нуждам, воздает хвалу таким образом:
«…не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, – они и суть преуспевшие» (аль-Хашр, 59/9).
* * *
В битве при Йармуке три смертельно раненных муджахида уступали друг другу право испить из курдюка с водой, слыша рядом зов братьев. Но никто из них так и не утолил жажды этой водой, с последним вздохом испив из чаши шахида и отдав предпочтение нужде братьев своих.
Передается от Ибн ’Умара (радыйаллаху анху), что однажды одному благородному сахабе прислали баранью голову. Тот подумал:
«Такой-то более голоден, чем я, отнесу это ему». Человек, получивший голову, рассудил примерно так же. И эта баранья голова, побывав у семи разных хозяев, вернулась обратно к первому владельцу, так как самым голодным оказался именно он (Газали, Ихйау Улумиддин, III, 571).
Благородный ’Умар (радыйаллаху анху), как правитель, должен был въехать в Шам верхом на верблюде, но вошел в ворота города пешком, потому что в тот момент подошла очередь ехать верхом его слуге, что стало проявлением беспримерной щедрости и жертвенности. Посему, пожертвование не всегда имеет материальное выражение. Поступки, подобные этим, – тоже своеобразное пожертвование.
Высшая степень жертвенности, исар, означает, лишая себя, отдавать другим, уступать свое право в пользу своего брата. Жертвование, облеченное великой любовью, было присуще Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), сахабам (радыйаллаху анхум), аулия (рахматуллахи алейхум) и праведникам.
Проявление исара в жизни прекрасно представляет случай из жизни благородного Али и благородной Фатымы (радыйаллаху анхума).
Передается от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), что благородный Али и его пречистая жена, благородная Фатыма, держали трехдневный пост-обет, испрашивая у Господа исцеления для своих заболевших детей Хасана и Хусейна (радыйаллаху анхум). В первый день на ифтар они приготовили блюдо из ячменной муки. Но когда наступило время ифтара, в дверь постучали. Это был человек, голодный и нищий. Благословенная семья, отдав от чистого сердца ради Аллаха бедняку свою еду, совершала ифтар водой. На другой день, когда наступило время ифтара, в дверь опять постучали. Это был сирота. Эта семья, также отдав ему пищу свою, опять разговлялась водой. На третий день во время ифтара на их пороге появился пленник, просящий помощи. И на этот раз с величайшим терпением и человеколюбием, достойным подражания, они пожертвовали пленнику еду, что была у них.
В пожертвовании эта щедрость достигает великодушия, предпочтения потребностей других и такой высоты духа, что эти превосходные качества удостоились похвалы и поддержки в божественном священном аяте.
Всевышний Аллах говорит:
«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней [и говорят]: «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (аль-Инсан, 76/8-11).
Вот другая картина из времен аср-саадат.
После битвы при Бадре пленные были распределены по двое – по трое между сахабами. Благородный Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) велел хорошо обходиться с ними.
Находившийся тогда среди пленных Абу ’Узайр, брат Мус’аба бин ’Умайра, вспоминал:
«Когда наступало время принимать пищу, ансары, у которых я был в плену, обходились финиками, отдавая хлеб и приправу мне. Меня же смущало это, и я предлагал еду им. Однако они не принимали. Потому что Посланник Аллаха велел им хорошо обходиться с пленными» (Рамазаноглу Махмуд Сами, Бедир Газвеси, c. 93).
* * *
Никто не может сравниться в великодушии, жертвенности и исаре с Благородным Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям). Он был на самой вершине всего, что требовало проявления щедрости.
Он разъяснял религию, наставлял рабов на истинный путь, кормил голодных, просвещал невежд, имеющим нужду и терпящим трудности давал необходимые знания, самого себя и свое имущество щедро тратил на пути Аллаха для Его созданных.
Несмотря на то, что Сафуан бин Умаййа принадлежал к высшим кругам мушриков Курайша, в битвах при Хунайне и Таифе он находился рядом с Благородным Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям).
Вид собранных в Джиране военных трофеев поверг Сафуана в великое изумление, что не скрылось от внимания Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Он спросил:
― Что, очень нравится?
― Да, – отвечал Сафуан.
― Забирай все, пусть будет твоим! – повелел Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).
Не имея сил сдерживать себя от волнения, Сафуан сказал:
― Ни одно сердце, кроме сердца Пророка не может быть таким щедрым, – затем произнес шахаду и удостоился чести принять истинный путь (Вакиди, Ма’ази, II, 854-855).
Поистине, исар – самый блеск благородства. Только подумать, сколько кяфиров, проявляющих упорство в неверии своем, обрели праведность, сколько врагов стали друзьями, и как укрепилась дружба и любовь среди му’минов благодаря щедрости и благородству Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), его сахабов и благочестивых рабов Аллаха.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не отвергал ни одной просьбы, с которой к нему обращались. Однажды он получил девяносто тысяч дирхемов. Рассыпав все это на циновке перед собой, он все до единой монеты раздал на милостыню беднякам.