Рабита есть постоянное оживление чувства любви. По сути, во вселенной нет ни одного человека, не имеющего рабиты. Каждый человек находится в духовной связи с кем-либо. Такая духовная связь есть у родителей с детьми, у детей – с родителями, у супругов – друг с другом, у молодого поколения – со старшим. Если духовные связи существуют в тленном физическом мире, то невозможно представить, чтобы они отсутствовали в мире метафизическом. Самым лучшим примером рабиты в тасаввуфе является привязанность благородных сахабов к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям).
Возникновение в сердцах благородных сахабов «иникас» (отражения) и «инсибаг» (наполнения духовностью), благодаря их духовной связи с Посланником (салляллаху алейхи ва саллям), стало результатом того, что они вобрали в себя духовное состояние нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Именно поэтому благородные сахабы испытывали великое наслаждение, когда искренне говорили пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям): «О Посланник! Я готов пожертвовать ради Тебя своей жизнью, имуществом и всем, что у меня есть!» Они считали, что жертвование всем на пути Аллаха и Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) является выражением благодарности за свою жизнь.
Они, проникнувшись смыслом благородного хадиса: «Человек рядом с тем, кого любит» (Буха-65 ри, Адаб, 96), даже в отсутствие пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) были едины с ним своим внутренним состоянием, поступками, чувствами и помыслами. Благодаря благу этого духовного единства они удостоились исключительной милости Всевышнего Аллаха. Например, Хубайб, попавший в плен к язычникам из-за их коварства, перед тем, как был казнен в Мекке, имел единственное желание: передать нашему Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) свои приветствия, полные любви и почтения…
Но с кем бы он мог отправить весточку? Находясь в безвыходном положении, он устремил свой взор к небу и воззвал: О мой Господь! Здесь нет никого, кто бы смог передать мои приветствия Посланнику. Передай же Ты мои приветствия Ему! Находившийся в тот момент в Медине в окружении своих сахабов пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) произнес: «Ва алейхиссалям» («И ему мои приветствия!»)
Услышав это, сподвижники с удивлением спросили: О Посланник! На чьи приветствия вы ответили? Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: На приветствия вашего брата Хубайба. Ангел Джибриль принес мне от него приветствие! (См. Бухари, Джихад 170, Мегази 10, 28; Вакиди, I, 354-363).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) еще до заключения договора с язычниками в Худайбии, отправил в Мекку благородного Усмана в качестве посла. Он объяснил мекканцам, что мусульмане желают совершить умру, и после этого вернуться обратно в Медину. Мушрики ответили отказом, но предложили: «Если желаешь, ты сам можешь совершить обход вокруг Каабы!», при условии их надзора за его действиями. Тогда этот благородный сподвижник, посвятивший себя Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям), преподнес им блистательный урок преданности. Он сказал: Пока Пророк не совершит таваф вокруг Каабы, я тоже не буду этого сделать! Я навещу Бейтуллах, только следуя за моим Пророком. Где не принимают Посланника Аллаха, нет и меня… (Ахмад, IV, 324).
С другой стороны, когда до мусульман, ожидавших решения в Худайбии, дошел слух о гибели благородного Усмана, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), проявив еще большую преданность, взял с сахабов клятву, что, если потребуется, они начнут воевать с мушриками. Затем он, положив одну руку на другую в знак доверия к благородному Усману, произнес: О мой Аллах! Эта клятва за Усмана. Несомненно, он находится на службе Тебе и Твоему Посланнику!
Вот таким было духовное единение сахабов, которое не нарушалось даже в отсутствие пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Они жили одной душой, хотя имели разные тела. Но наивысшим примером проявления рабиты среди сахабов, несомненно, является духовная связь между благородным Абу Бакром (радыйаллаху анху) и Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).