ПОДЕЛИТЬСЯ

Человек — био-социальное существо. Мы зависим от того общества, в котором находимся. Поэтому каждый человек должен стремиться к праведникам.

Шейх Сади привел пример, как различные состояния человека могут изменить его духовную жизнь: «Пес Асхаб-уль-Кахф (юношей из пещеры Кахф) по кличке Кытмир удостоился великой чести, так как находился рядом с праведниками. А его имя было упомянуто в Священном Коране».

Вторая супруга пророка Нуха и жена пророка Лута из-за их приверженности к фасикам (грешникам, нечестивцам) заслужили место в Аду. (Не спасло их даже то, что их мужья были пророками)». Как говорил досточтимый Имам Газали, пребывание рядом с неверными, фасиками и беспечными людьми со временем приводит к единству с ними во взглядах, которое, спустя некоторое время, переходит в духовное единство. А это означает постепенную гибель человека.

Досточтимый Убейдуллах Ахрар (ум в 1490 г.) своим ученикам давал такие наставления: «Пребывание с людьми далекими от духовности вносит в сердце усталость, во внутренний мир – беспорядок, а в душу – печаль и уныние». Поэтому нельзя даже допускать мысли, чтобы богобоязненный верующий по своей воле и желанию постоянно находился рядом с духовно беспечными людьми. Неосмотрительность в этом вопросе может погубить его вечную жизнь.

В одном благородном хадисе говорится: «Человек с тем, кого любит» (Бухари, Адаб, 96). То есть, кого человек больше всего любит, и с кем более всего близок, с тем он и будет призван в Судный день. Как негативное влияние духовно беспечных людей сжимает и омрачает сердце, так и позитивное воздействие духовно зрелых людей придает душе покой. Действительно, через благо душевной привязанности к праведникам можно достичь многих духовных побед. Именно поэтому Всевышний Аллах призывает верующих находиться рядом с праведными и духовно зрелыми своими рабами: «О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте вместе с праведными»(ат-Тауба, 119).

Как видно из аята, Всевышний Аллах не говорит: «Будьте праведными», а повелевает: «Будьте вместе с праведными». Ибо быть праведным становится естественным результатом пребывания рядом с праведными. Досточтимый Убейдуллах Ахрар сказал: «Повеление: «Будьте вместе с праведными!», содержащееся в священном аяте, означает постоянное единство. В аяте слова «будьте вместе» упомянуты в повелительном наклонении и подразумевают, как сплоченность в действиях, так и единодушие в суждениях.

Сплоченность в действиях состоит в физическом присутствии в обществе праведников в состоянии душевного покоя. А единодушие в суждениях означает размышления о духовном состоянии этих праведников в их отсутствии». Проявление любви и привязанности к праведникам, ощущение их присутствия даже тогда, когда их нет рядом, умение взглянуть на жизнь и все ее обстоятельства их взглядом наполняет человека духовной энергией. Поэтому с точки зрения приобретения духовной пользы, в тасаввуфе большое значение имеет понятие «рабита»

Из книги «Тасаввуф в испытании мусульманина самим собой»

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сообщения хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Здесь великий сподвижник Посланника Аллаха призывает людей, ищущих истину, оставаться в одиночестве, если нет собеседников, которые могут научить чему-то новому и благому. Однако если есть люди, способные поменять наш взгляд на мир в лучшую сторону, то необходимо чаще находиться в их окружении.

Пусть Аллах дарует нам возможность находиться в кругу праведников, очистит наши сердца и приблизит к Себе!