ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний Господь сказал в Коране: «Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый». Ат-Тауба (Покаяние), 60 аят.

Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии. Закят — это основа общества. Пожертвование является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Закят — это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, имеющие нисаб, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.

Сколько процентов необходимо выплачивать? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба — закятооблагаемой суммы, которая в 2024 году составляет примерно 552 789 рублей (84,8г золота).

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

«Но если они раскаются и будут совершать молитву и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (сура «ат-Тауба», аят 11).

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Передают со слов Абу Аййюба, да будет доволен им Аллах, о том, что (как-то раз) один человек попросил Пророка ﷺ:«Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай». (Люди) стали говорить: «Что с ним, что с ним?» — а Пророк ﷺ сказал: «Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи».(Бухари).

Размер закята и облагаемая часть

Слова Всевышнего Аллаха: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”» (сура «ат-Тауба», 34-35).

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкий рогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупный рогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупного рогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.

Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.

Кому выплачивать закят?

Поистине, милостыня (закят) принадлежит [выплачивается]: 

  1. бедным [не имеющим нисаба, то есть не относящимся к тем, кто обязан выплачивать закят];
  2. нищим [неимущим и обездоленным]; 
  3.  тем, кто занимается сбором и распространением закята;
  4. тем, кто близок к вере или еще слаб в своей религиозности;
  5. для выкупа и освобождения рабов;
  6. на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
  7. людям, которые находятся на пути Господа (фи сабилиль-лях); 
  8. путникам.
    Это обязательно для вас, Господь Всезнающ и бесконечно Мудр.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: “Я — твоё богатство, я — твоё сокровище”», а потом (Пророк ﷺ) прочитал (следующий аят): «И пусть скупящиеся на то, что даровал им Аллах по милости Своей, ни в коем случае не считают, что это лучше для них, напротив, это для них хуже: в День воскресения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы творите» (сура «Али ‘Имран», 180).

Великий сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Абу Зарр аль Гифари рассказывал, что Пророк ﷺ сказал (ему): “О Абу Зарр! Видишь гору Ухуд?” Тогда Абу Зарр начал смотреть на солнце, чтобы рассчитать, сколько осталось до конца дня, так как он думал, что Посланник Аллаха ﷺ хочет послать его сделать что-то для него, и он сказал: “Да!” Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:Я не хотел бы иметь золото, равное горе Ухуд, если я не потрачу его полностью (на пути Аллаха), кроме трех динаров”. Эти люди не понимают, и лишь собирают мирские богатства. Нет, клянусь Аллахом, я не прошу у них мирских благ и не спрашиваю их религиозные решения, пока не встречусь с Аллахом”». Бухари

Наша организация занимается сбором и распределением ЗАКЯТА. 

Перечислить средства можно на карту:

номер карты:
4276 3800 6822 6336
По номеру 925 123 62 33
Озат Рашидович Б.

Средства ЗАКЯТ не идут на медресе, мечеть или издание книг. Средства с ЗАКЯТА идут только тем лицам, которые указаны в категориях людей, которым следует выплачивать ЗАКЯТ.

Делайте пометку: «закят» при переводе.