Знания об Аллахе — наиважнейшие из обязательных знаний для каждого человека, так как они сообщают о Создателе всего сущего и о том, как и для чего Он создал нас и этот мир. Так как знания о нашем Создателе — первостепенные, то они являются определяющими в вероубеждении человека.
Именно от того, каковы, в первую очередь, наши представления по вопросам вероучения, зависит, каковыми мы являемся — благодарными или неблагодарными рабами Всевышнего. Ведь заблуждение в базовых вопросах веры — корень всех пороков и недостатков в человеке: ложное вероубеждение накладывает отпечаток на мораль, поведение, мысли личности. Кроме того, поклонение заблудшего не принимается Аллахом. Как сказал величайший исламский ученый Имам Аль-Газали: «Поклонение не будет принято Аллахом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому должен поклоняться – Единственного, достойного поклонения Бога».
Наука о Единобожии (‘ильму ат-Тавхид) – одна из самых почетных из всех существующих наук, в том числе — наук религиозных. На ее превосходство указывает важность заключенного в ней знания, являющегося основой религии Ислам, — знания о нашем Создателе. Человек, обладающий крепким знанием основ вероучения Ислама и сохраняющий свою веру от искажения, защищает себя от многих опасностей.
Тех, которые не приняли истину от Аллаха или отошли от нее, в жизни вечной ничего не обретут, кроме страданий.
Ученые предостерегают людей: «Тот, кто думает, что Аллах заполняет небеса и земли, или что Он — тело, сидящее на ‘Арше, тот неверующий, даже если и считает себя мусульманином».
Мусульмане должны исповедовать истинные убеждения, базирующиеся на истинных знаниях, которые сохранили и передали нам от Пророка (мир ему и благословение) великие ученые Ислама.
«Ученые — наследники Пророков», — сказано в одном из хадисов. И бесценное знание Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) пришло к нам из их уст. Они обобщили накопленные знания и развили религиозные науки. Благодаря их благочестивым трудам мы имеем возможность изучать акиду (вероучение), ритуалы поклонения Аллаху, узнавать о повелениях и запретах Аллаха. Все истинные ученые Ислама верили, что Аллах превыше любых недостатков, т.е. всего того, что недостойно Его.
Ученые-теологи Ислама сошлись во мнении, что человек будет отвечать за свои деяния в Судный день при условии, что он достиг зрелости и был в здравом уме. Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, откуда появился он и все остальное, человек должен придти к пониманию, что есть Создатель всего этого, Который не похож на Свои создания. Поэтому мусульмане должны свою веру соотносить с разумом, а значит принимать логические доводы, подтверждающие основы вероучения Ислама, знания того, что передал нам от Всевышнего Бога Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).
Откуда же берут ученые знания о нашем Создателе и Его сифатах (атрибутах)? Конечно же, из основных исламских источников — Корана и хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Все, сказанное в Коране и в хадисах, мусульмане обязаны принимать как истину. Вера в сказанное в источниках ни в коем случае не отвергает здравомыслия. Напротив, глубокие знания в области исламских наук, позволяют человеку правильно понимать священный текст Корана.
Аллах превыше всех недостатков, Ему нельзя приписывать ничего из того, что присуще Его созданиям — ни объем, ни тело, ни органы, ни образ, ни место. Аллах не похож ни на одно из Своих созданий — Он существует без образа. Аллах не нуждается ни в одном из Своих созданий, — Он существует без места.
На чем основаны эти утверждения? В первую очередь, на сказанном Аллахом в Священном Коране и переданных нам изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а также высказываниях величайших ученых Ислама. Кроме того, истинность этого подтверждает разум, дарованный нам Аллахом.
Всевышнему Аллаху присущи самые величественные сыфаты (атрибуты), достойные только Его, и Он превыше всех недостатков (то есть того, что не достойно Его). Все сыфаты Аллаха вечны, не имеют ни начала, ни конца. Нет ничего подобного Аллаху. Он не похож на Свои создания ни в сущности, ни в сыфатах, ни в действиях. Наши убеждения об Аллахе чисты от приписывания Ему недостойного.
Качества и свойства присущие Всевышнему Аллаху
У Всевышнего Аллаха 99 имен. Они называются «прекрасными именами» (аль-асма уль-хусна). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и каждый мусульманин в этом должен быть убежден. Однажды Создатель спросил пророка Адама: «Сколько у Меня имен?». Адам ответил: «Все — имя Твое, Господь мой!». Адам знал, что все, окружающее его, сотворено Всевышним, поэтому он во всем видел Всевышнего и Его могущество. Именно в слова пророка Адама: «Все — имя Твое!» и вложен смысл проявления Божьего могущества во всем.
Атрибуты Аллаха, называющиеся «субути» и «сальби».
Атрибуты «субути» и «сальби» входят в упомянутые ранее 99 имен Аллаха. Атрибутов «субути» — семь:
1. Кудра (всемогущество).
2. Ирада (воля).
3. Хаят (жизнесущность).
4. ‘Ильм (знание).
5. Калям (речь).
6. Сам’ (слышание).
7. Басар (видение).
Кудра (всемогущество)
Мусульманин должен знать и быть убежденным в том, что нет ничего, что было бы невозможным для Всевышнего Аллаха. Он всемогущ во всем. Ему достаточно сказать: «Будь!», и будет все, что Он пожелает.
Однажды шайтан спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?». Идрис (мир ему) в ответ ткнул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: «Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир».
В этом случае у мусульманина даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь этот мир или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Мусульманин должен быть твердо убежден во всемогуществе Всевышнего Аллаха. Иными словами, он обязан знать, что никто в этом мире не имеет силы и могущества, кроме как благодаря всемогуществу Аллаха.
Ирада (воля)
Каждый мусульманин должен знать, что без воли Аллаха не происходит ничего. Например, когда пророк Ибрахим (мир ему), разгневавшись на нож, который не подчинялся ему и не резал плоть его сына Исмаила, бросил его на землю, то нож заговорил: «Почему ты гневаешься на меня?». Ибрахим (мир ему) ответил: «Несколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?». Тут нож напомнил Ибрахиму: «Когда царь Намруд бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?». «Потому что Всевышний приказал огню не жечь меня», — ответил Ибрахим». «Так вот, — сказал нож, — если Всевышний один раз приказал огню не жечь тебя, то мне Он приказал семь раз не резать плоть Исмаила».
Другой случай произошел с пророком Мусой (мир ему). Однажды, когда у него болел зуб, и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она и станет лекарством от зубной боли. Он отправился на эту гору, нашел ту траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Мусса (мир ему) вернулся на гору и опять подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла. Он был очень удивлен. Тогда Всевышний обратился к нему: «Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы». Какой же смысл в итоге нам следует извлечь из этого?
Тот, Кто сделал нож режущим и дал ему силу резать – Аллах. Если кто-то, исключив могущество (кудра) и волю (ирада) Аллаха, думает, что нож сам по себе обладает режущей силой, то это — неверие (куфр). Например, если человека спросят: «Чем он порезал руку?» — как ему ответить? Если скажет, что порезал Всевышний, это будет верно, но к чему, же тогда отнести нож? Если сказать, что порезался ножом, это тоже будет правильно, но как, же быть тогда с всемогуществом и волей Аллаха? Правильнее будет сказать: «Я порезался ножом в соответствии с волей и всемогуществом Всевышнего Аллаха».
Еще один пример. Больной идет к доктору, хотя есть Всемогущий Аллах, в ведении Которого все, что связано с этим миром и миром вечным. Правильно ли это? Да, ибо Всевышний Аллах, Который посредством Своего всемогущества и воли может творить все, что пожелает, сделал доктора орудием исцеления болезней. Во что же должен уверовать своим сердцем больной, если он попал на прием к врачу? Мусульманин должен быть уверен в том, что исцеляет только Всемогущий Аллах, а доктора и лекарства — это лишь средства, которые Аллах дал для исцеления больных. Если кто-то, исключив всемогущество и волю Аллаха, посчитает, что врачи и медикаменты излечивают сами по себе, то это — неверие. Разве может быть мусульманин столь невежественным? Нет, но истинное знание лишь у Аллаха.
Хаят (жизнесущность)
Мусульманин должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Его, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.
‘Ильм (знание)
Необходимо быть убежденным в том, что Аллах всезнающ. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и о том, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы ни ведал Всевышний Аллах, или не успел бы узнать, или чего бы не охватили Его знания.
Калям (речь)
Необходимо знать, что Аллаху присуще такое качество, как речь, но речь Аллаха не такая, как у Его творений, она не передается посредством звуков и букв. Если такие Священные Писания, как Евангелие (Инджиль), Тора (Таурат), Псалмы (Забур), Коран и другие представить речью Аллаха, то они являются безначальной речью, без букв и без звуков. Если же их рассматривать как Священные Писания, ниспосланные пророкам на разных языках посредством озвучивания, то они будут сотворенными. Иными словами, речь Всевышнего Аллаха является несотворенной и безначальной, и она не похожа на речь Его творений.
Сам’ (слышание)
К атрибутам, присущим Всевышнему Аллаху, относится также слышание. Создатель слышит даже то, как муравей ползет по камню в темную ночь.
Басар (видение)
Видение также является атрибутом Аллаха. Нет ничего в сотворенном Им, чего бы Он не видел. При этом слышание и видение Аллаха не осуществляются через уши и глаза, подобно Его творениям, ибо Всевышний не похож на нас. Это объясняет то, что знание (‘ильм) Аллаха охватывает все и вся.
Причиной того, что эти семь атрибутов называются «субути», является то, что и люди причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний наделил Свое творение, каждый человек обладает силой (кудра), волей (ирада), знаниями (‘ильм), речью (калям), слухом (сам’) и зрением (басар). Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны. Сила, зрение и слух в старости не бывает такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же к Всевышнему эти атрибуты являются «субути» — не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются «субути».
Далее, среди 99 прекрасных имен Аллаха есть сущностные атрибуты, которые также необходимо знать. Их называют «сальби». К ним относятся:
1. Кидам (безначальность).
2. Бака’ (вечность).
3. Мухаляфат уль-хавадис (бесподобие).
4. Киямуху бинафси (самодостаточность)
5. Вахданиййя (единственность Бога).
Кидам (безначальность)
Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах — это Тот, Чье появление не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Возьмем, к примеру, рождение ребенка. Мгновение, час, день и год его рождения являются для него началом жизни. Или же, допустим, строится какой-либо город или возводится здание. Момент завершения их строительства явится началом их функционирования. У Всевышнего же такого начала нет. Он безначален.
Бака’ (вечность; постоянство)
Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего не существует смерти, исчезновения или разрушения. Аллах вечен. Из всего, что сотворено Всевышним, нет ничего, что было бы неподвластно смерти или уничтожению, кроме Престола Господня (аль — ‘Арш), Его Трона (аль-Курси), Рая (аль-Джанна), Ада (аль-Джаханнам), Хранимой Скрижали (аль-Ляух аль-Махфуз), Пера (аль-Калям) и копчика человека (‘аджбу занаб). Сюда же, согласно достоверным словам имама аш-Шафи’и, относится и душа (ар-pyx). Все это Всевышний Аллах создал для постоянного существования.
Мухаляфатуху-лилхавадис (бесподобие)
Всевышний не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворенного Им не похоже на Него. Уподоблять Бога чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего, представленное ими будет далеко от истины.
Киямуху бинафси (самодостаточность)
Всевышний Аллах — самостоятельный, независимый. Это означает, что все нуждается в Нем, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чем.
Вахданиййя (единственность Бога)
Смысл этого атрибута заключается в том, что Бог един, у Него нет соучастника. Тот, кто говорит противоположное данному вероубеждению, является заблудшим и вводящим в заблуждение других. Ни в коем случае не слушайте подобных людей.
Перечисленные атрибуты называются «сальби» потому, что они очищают представления об Аллахе от несвойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия.
Например, противоположным атрибуту «безначальность» (кидам) является качество, означающее начало чего-либо, а обратным атрибуту «вечность» (бака’) является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху.
К таким недостаткам относятся любые из созданных качеств: наличие тела, органов, образа, ограниченность в пространстве, местонахождение, перемещение, движение или покой, сидение и все другие. Приписывание Аллаху хотя бы одного из этих качеств является ширком (язычеством). Аллах сказал в Коране, что Он не простит того, кто совершает ширк. Аллах справедлив, Он не наказывает понапрасну. По Своей милости Он даровал людям разум, чтобы они могли формировать у себя правильное мировоззрение. Чистый от стереотипов и иллюзий разум говорит человеку, что Аллах Всевышний превыше всякого недостатка: Создатель места, времени и Вселенной, Он дал всему бытие и не нуждается в том, что создал.
Чтобы не впасть в заблуждение, следует воздерживаться от размышлений о сущности Аллаха. В хадисе сказано: «Господа невозможно охватить разумом».
Всякий, кто, задумываясь о сущности Аллаха, представляет себе какой-либо образ, отклоняется от исламских убеждений, отвечающих истине: «Нет ничего подобного Аллаху».
Имам Аш-Шафи’ий сказал: «Кто стремился познать Создателя и дошел до того, что стал придавать Аллаху образ, тот — мушаббих (приписывающий Аллаху подобие). А кто отрицает существование Аллаха, тот — кафир. Тот же, кто признал существование Аллаха и то, что невозможно постичь Его сущность, тот — верующий в Единого Аллаха».
Наставление по этому вопросу дал сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн ‘Аббас: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его сущности», поскольку никто не знает сущности Аллаха, кроме Самого Аллаха.