ПОДЕЛИТЬСЯ

Лексическое значение слова «ислам» означает «покорность», «смирение», «привязанность душой», «пребывание в здравии и благополучии». Терминологическое же его значение — «повиновение Всевышнему Аллаху, свидетельствование об усвоении всех истин, касающихся религии, сообщенных Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)». В Священном Коране «иман» и «ислам» порой употребляются в одном значении, а иногда рассматриваются, как два различных понятия. В случае употребления слов «иман» и «ислам» в одном значении становится понятно, что «ислам» – это предписания религии Ислам, в которые необходимо верить, и ее обязательства, которые необходимо исполнять. Ислам следует воспринимать, и как религию, и как ее соблюдение. «Ислам» – это весьма широкое понятие, означающее «покорность». Покорность же бывает трех видов: покорность сердцем, что означает «твердую веру»; покорность языком (заявление на словах о своей вере); покорность органами тела, выражающаяся в поклонении (ибаде). Самый превосходный вид – это покорность сердцем. Именно этот вид покорности в Исламе и является «иманом» (верой). Исходя из этого, последователи школы матуридия сказали, что между «исламом» и «иманом» нет разницы, и они обозначают одно и то же.34 Существуют аяты, которые показывают идентичность понятий «имана» и «ислама».
«Муса сказал: «О мой народ! Если вы уверовали в
Аллаха и покорны Ему
(т.е. му’мины — муслимы), то на Него и уповайте». (Сура «Юнус» 10/84).
«Ты не выведешь слепых из заблуждения на истинный путь. Ты можешь заставить слушать только верующих в Наши знамения (аяты), они и есть покорные Аллаху (т.е. му’мины — муслимы)». (Сура «Ан-Намль» 27/81).
«Мы вывели оттуда всех верующих. А нашли Мы там
лишь один дом, где обитали покорные Аллаху
(т.е. му’мины — муслимы)».
(Сура «Аз-Зарият» 51/35-36).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих
хадисов, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Посланник, совершении намазов, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадан».

Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать, как принятие сердцем всех предписаний религии Ислам, то тогда каждый му’мин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаху), а каждый муслим – есть му’мин. Абу’ль-Муин Насафи – последователь школ аш’ария и матуридия (умер в 508 г. Хиджры/1115 г. н.э.) считал, что «иман» и «ислам» – это разные понятия. Согласно его концепции каждый му’мин — муслим, но не каждый муслим — му’мин. Ибо, «ислам» в этом понимании означает не покорность сердца, а покорность языка или органов тела, заключающаяся в выполнении определенных действий. В этом случае «ислам» является более широким понятием, а «иман» более узким. К примеру, лицемер на словах может заявлять о своей вере, о том, что он – мусульманин, может сделать вид, будто он выполняет все богослужения, однако, при этом он не верит сердцем. Лицемер, не являясь му’мином, может производить впечатление муслима. В Священном Коране в одном из аятов, демонстрирующих, что «иман» и «ислам» —
это разные понятия, говорится так:

«Арабы-бедуины сказали: «Мы уверовали (му’мины)». Скажи им: «Нет, вы еще не уверовали (не му’мины).
Лучше скажите:«Мы с виду приняли Ислам
(муслимы)».
Ведь вера
(иман) еще не вошла в ваши сердца».
(Сура
«Аль-Худжурат» 49/14).
И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе, известном, как «хадис Джибриля» показал нам, что иман, ислам и ихсан – есть три разных понятия. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) (умер в 59 г. Хиджры/679 г. н.э.) рассказывает следующее: «Однажды, когда Посланник Аллаха
(саллаллаху алейхи ва саллям) находился среди людей, к
нему подошел какой-то человек (это был Ангел Джабраиль)
и спросил: «Что такое иман?» Пророк (саллаллаху алейхи
ва саллям) ответил: «Это верить в Аллаха, в Его Ангелов,
в Его Книги, в Его Посланников, а также в Судный день».
37
Человек спросил: «Что означает Ислам?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Это свидетельствовать, что
нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад – Посланник Аллаха,
совершать молитву, выплачивать закят и соблюдать пост в
Рамадан».
38
Человек спросил: «Что такое ихсан?» Пророк
(саллаллаху алейхи ва саллям) произнес: «Это поклоняться
Аллаху так, будто ты Его видишь, а если ты Его и не видишь,
то Он всегда видит тебя».

Из этого хадиса выясняется то, что «иман» – это убеждения человека, которые одобряются и подтверждаются сердцем, а «ислам» – это проявление внутренней веры через выполнение определенных действий. Как мы видим, взгляды на вопросы связи таких понятий, как «иман» и «ислам», по своей сути сходны, а разногласия есть лишь в формулировках.