Слово «джума» однокоренное со словом «джамаат», что означает собрание вместе мусульман. Однако известно и другое мнение, что намаз называется так потому, что этот день вбирает в себя множество благ.
До прихода Ислама арабы называли пятницу «Аруба». Сообщается, что когда мекканские курайшиты стали собираться в этот день, Ка’б ибн Луейй назвал этот день «джума». (Куртуби, Ахкамуль-Куран, Каир, 1967, 18/97-98).
Мусульмане до переселения в Медину джума намаз не совершали. Как передает Даракутни, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) послал Мус’аба ибн Умайра (умер в 3/626 хиджры) в Медину призывать людей к Исламу. Потом письмом сообщил Мус’абу, чтобы он собирал в пятницу людей, и чтобы они все вместе совершали два ракаата намаза (ас-Суюти, ад-Дурруль-мансур, Бейрут, 6/218, с передачи Дарекутни; ибн Сад, Табакат, Бейрут, 3/118).
После этого мусульмане собрались на земле, принадлежащей Ас’аду бин Зурару (умер в 1/622 году), которая находилась за пределами Медины, и стали совершать джума намаз.
По словам ибн Сирина, жители Медины совершали этот намаз еще до прибытия туда Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда ему еще не было дано откровение по поводу джума намаза. И именно те мусульмане (жители Медины) назвали этот день «джума».
Однажды они собрались и решили так: «Иудеи имеют свой день для поклонения. Такой же день есть у христиан. Давайте и мы выберем себе день для поминания Аллаха и коллективного совершения намаза. Пусть этим днем будет “Аруба”».(Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, Египет, 1/1898, стр. 409; ибн Сад, 3/118; Хайсеми, Маджмауз- заваид, Бейрут, 1967, стр. 176.)
Если принять во внимание, что аят, в котором повелевалась обязательность намаза джума (Сура аль-Джумуа, 62/9), был ниспослан в Медине, а Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) руководил намазом джума в долине, принадлежащей Бани Салим бин Ауф, то получается, что намаз джума, совершенный Мус’абом бин Ас’адом был выполнен еще до того, как этот намаз был предписан как фард (Ибн Маджа, Икама, 78; Ахмад Наим, Таджриду сарих, перевод, 3-й том, Анкара, 1980, стр. 4-8). В книгах по истории сообщается, что сотворение вселенной было начато в пятницу, и конец этого мира будет в пятницу, поэтому этот день занимает большое место в вероучении Ислама. В других божественных религиях пятница также считалась особым днем, но для поклонения в них выделены другие дни. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сообщил слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Мы – самые последние, кому дана Книга (небесная), но в Судный день мы будем первыми. Среди них (последователей других религии) возникли противоречия относительно пятницы, которую Аллах предписал им. А Аллах этот день (священность этого дня) показал нам. Другие люди последовали за нами. Следующий день (суббота) принадлежит иудеям, а следующий день (воскресенье) – христианам» (Бухари, Джумуа, 1/1, стр. 211; Муслим, Джумуа, 856. (В сборнике Муслима приведено в н — сколько другом варианте)).
Также Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сообщил такие слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили, почему день называется «джума», он ответил: «Нет сомнений, что ваш отец (праотец) Адам был сотворен в этот день. Судный день наступит в этот день, воскрешение будет происходить в этот день, и люди будут подвергнуты допросу в этот день. В последние три часа пятницы есть такое мгновение, что сделанная ду’а (молитва) будет обязательно принята» (Ахмад бин Ханбаль, 2/311).