ПОДЕЛИТЬСЯ

Зайд бин Сабит аль Ансари (да будет доволен им Аллах) — сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и его личный секретарь. Секретарями Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) называют людей, которые записывали аяты Священного Корана в момент ниспослания и в той последовательности, которую им указывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Зайд бин Сабит родился в Медине за 11 лет до совершения мусульманами Хиджры из Мекки. На момент прибытия Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) в Ясриб, Зайду исполнилось 11 лет. Был он из клана Ан-Наджар племени Хазрадж, которое было одним из главных племен Медины. Его отец погиб в борьбе между мединскими племенами.

Когда Посланник Аллаха переехал в Медину, он жил в Доме Абу-Айюба аль Ансари, который также был из клана Ан-Наджар. Биляль ибн Рабах читал азан с дома матери Зайда бин Сабита, так как это был самый высокий дом.

Из-за молодого возраста Зайда бин Сабита он не смог участвовать в битвах при Бадре и Ухуде. Однако уже в битве при Хандаке молодой Зайд рыл ров вокруг Медины. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) увидел его старания, он сказал: «Какой же хороший мальчик». Во времена взятия Хайбара, Зайду было поручено посчитать количество исламских воинов.

Зайд бин Сабит был очень грамотным и способным юношей. Еще до своего знаменательного 11-летия Зайд выучил семнадцать сур Священного Корана. Он был очень развитым человеком, особенно ему очень давалась лингвистика, он знал арабский язык, иврит, персидский, греческий, коптский и абиссинский языки.

Зайд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Знаешь ли ты арамейский язык? Ко мне приходят послания (от иудеев)»». Я ответил: «Нет». (Пророк ﷺ) сказал: «Тогда выучи его!», — и я выучил его за семнадцать дней». Этот хадис передал Ахмад 5/182 и он является достоверным.

Когда он стал секретарём пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то стал записывать Божественные откровения, помогал переводить письма и участвовал в переписке с царями и правителями.

Он был одним из четырёх ансаров, которые уже при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) выучили наизусть Священный Коран. Катада однажды спросил Анаса бин Малика (да будет доволен Аллах ими обоими) : «Кто собрал Коран при жизни Посланника Аллаха?» Он ответил: «Четверо, и все они были из числа. Это были Убайй ибн Ка‘б , Му‘аз ибн Джабаль, Зайд ибн Сабит  и Абу Зайд».

Также Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) является известным передатчиком хадисов. Он очень уважаем другими асхабами и был знатоком исламского права. Благородный Зайд был ученым человеком не только в религиозных науках и языках, но и хорошо знал математику: был специалистом в разделе наследства и проводил календарные вычисления, подсчитывал трофеи и т.д. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Лучше всех вопросы наследства знает Зейд ибн Сабит». См. ат-Тирмизи (3790), Ибн Маджах (154)

Когда Посланник Аллаха Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) покинул этот мир, сподвижники собрались, чтобы выбрать халифа, и Зайд бин Сабит выбрал Абу Бакра Сыддыка (да будет доволен им Аллах). Во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) появился враг мусульман Мусайлима. Мусайлима был лжепророком. Во время войны между мусульманами и последователями Мусайлимы погибло множество асхабов, знавших Священный Коран наизусть. Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) посоветовал Абу Бакру собрать весь Коран в одну книгу. Халиф согласился и назначил ответственным за сбор всего Корана Зайда бин Сабита. Абу Бакр сказал Зайду ибн Сабиту, после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Ты — молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Займись же Кораном и собери его». См. Ибн Хаджар.

Сам Зайд так говорил об этой великой ответственности, возложенной на него правителем мусульман: «Клянусь Аллахом, если мне поручили бы понести гору, то это не было бы сложнее, нежели сбор Корана».

Чтобы провести сбор Корана Зайду бин Сабиту (да будет доволен им Аллах) было необходимо проанализировать все письменные носители, на которых были записаны аяты Корана при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Так как раньше бумага была дорогой, то сподвижники записывали аяты на листьях финиковых пальм, плос­ких кам­нях, кусках кожи и материи, верблюжьих лопатках и т. п. Чернила изго­тав­ли­ва­лись из сажи и копоти, а в каче­ст­ве пе­ра ис­пользовали специально зато­чен­ные па­лоч­ки — ка­лям. Также Зайд и его помощники прослушали всех хафизов Корана и прочитали все списки Корана, сделанные сподвижниками при Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Всевышнего). Чтобы запись была подтверждена необходимо было привести двух свидетелей, которые бы подтвердили, что запись была произведена перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Зайд бин Сабит был гениальным человеком, придумавшим идеальный метод по сбору и записи Священного Корана в единую книгу мусхаф, тем самым защитив по Воле Аллаха Священный Коран от искажений, воплотив слова Господа.

Ведь Всевышний Аллах говорит (смысловой перевод): «Поистине, Мы [Аллах] – ниспослали Напоминание [Коран], и поистине Мы его [Коран], действительно, охраняем (от любых изменений, добавлений и удалений)». Сура Аль-Хиджр, 9-й аят.

Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Аллах сообщил, что Он оберегает Коран от того, чтобы в него добавили то, что к нему не относится, или чтобы из него удалили какие-либо его предписания, ограничения и повеления”. См. “Тафсир Ибн Джарир” 7/14.

Получившиеся свитки начали называть свитками Абу Бакра.

Передают, что Зейд ибн Сабит рассказывал: «После сражения с жителями аль-Йамамы Абу Бакр вызвал меня к себе. Возле него сидел ‘Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел ‘Умар и сказал: „Сражение при аль-Йамаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов, и многие откровения из Корана будут утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран“.  Я сказал Умару: „Как мы можем сделать то, чего не делал Посланник Аллаха ﷺ?“. ‘Умар сказал: „Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза“. ‘Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением Умара». Затем Зейд сказал: «Абу Бакр сказал мне: «Ты — молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха ﷺ. Займись же Кораном и собери его». Зейд сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению. Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал посланник Аллаха ﷺ?». Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и Умару.  После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей. Последние части суры «ат-Тауба» я обнаружил только у Абу Хузеймы аль-Ансари. Кроме него я не обнаружил их ни у кого. Это были слова:
«К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: „Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него.  Я уповаю только на Него, ибо Он — Господь великого Трона». (9:128-129)
Эти листы хранились у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его. Затем они перешли к Умару и находились у него, пока он не скончался. Затем они перешли к Хафсе бинт Умар». Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 14-15.

В период правления Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) Зайд был ему верным советником и оставался наместником Медины, если халиф покидал ее. Во времена Усмана ибн Аффана он снова возглавил новую комиссию, определившую чтение Священных аятов Корана на курайшитском диалекте.

Умер Зайд бин Сабит ( да будет доволен им Аллах) в Медине, у него было несколько жен и 29 детей.

Когда он скончался Абу Хурайра сказал: «Сегодня умер учёный этой общины, и возможно Аллах заменит его Ибн Аббасом».
А ‘Абдуллах ибн ‘Аббас сказал: «Сегодня было похоронено множество знаний».  См. «Усду аль-Габа фи ма‘рифати ас-сахаба», ибн аль-Асир 2/235-236; «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 2/426.

Хадисы, переданные от Зайда бин Сабита (да будет доволен им Аллах).

Абан ибн ’Усман рассказывал: «Однажды около полудня Зейд ибе Сабит вышел от Марвана (ибн аль-Хакама) и мы сказали:»(Марван) бы не послал за ним в такой час, если бы не хотел его о чем-то спросить», после чего я подошел к нему и спросил его об этом, на что (Зейд) ответил: «Да, (так и есть). Он спрашивал о хадисах, которые я слышал от посланника Аллаха ﷺ. Я слышал как Посланник Аллаха говорил: «Да сделает Аллах прекрасным лик человека, услышавшего от нас хадис, запомнившего его и донесшего его до других. Ведь, может быть так, что несущий знание не обладает (должным) пониманием, и, возможно он передаст знание тому, кто обладает более глубоким пониманием, чем он. Три вещи, к которым не может питать ненависть сердце мусульманина: искреннее совершение деяний ради Аллаха, искреннее отношение к правителям мусульман, и пребывание в общине мусульман, ведь их мольба охватывает тех, кто за ними».
Также он сказал: «Тому же чьей главной заботой была Последняя жизнь, Аллах объединит его дело и поместит богатство в его сердце, (после чего) ближняя жизнь явится к нему против своей воли. Тому, чьей главной заботой была ближняя жизнь, Аллах, рассеет его дело и поместит бедность меж двух его глаз, и получит он из (благ) ближней жизни только то, что ему предписано. Тому же, чьей целью является Последняя жизнь, Аллах объединит его дело и поместит богатство в его сердце, (после чего) ближняя жизнь явится к нему против своей воли«».
Также (Марван) спросил нас о срединной молитве. Под ней подразумевается дневная молитва (зухр)». Этот хадис передали Ахмад, 5/183; Ибн Маджа, 4105; Абу Дауд, 3660; ат-Тирмизи, 2656.