Ещё в доисламский период (джахилию) Амр ибн аль-Ас являлся важной фигурой в социальной структуре мекканского общества. Амр был известен умением разрешать конфликты, проницательностью и выдающимися мыслительными способностями. Однако Амр на протяжении долгого времени оставался непримиримым противником Ислама. Это можно объяснить тем, что его отец Ас ибн Ваиль был в авангарде тех, кто яростно боролся против Ислама в Мекке. В отношении его отца даже был ниспослан аят Корана.
В ответ на многочисленные оскорбления Пророка Всевышний назвал его безблагодатным и бесславным. Возможно, чёрствость отца оказала идеологическое воздействие на Амра, так же, как и в случае с Халидом ибн Валидом, Сафваном ибн Умаей и Икримой ибн Абу Джахлем – будущими сподвижниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
Несмотря ни на что в сердце Амра царило неверие. Всевышний Господь говорит в Коране (смысл): «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается ввысь». (сура Аль-Ан’ам: 125)
Эфиопия
Амр начнёт приближаться к пониманию ислама в далёкой Эфиопии. Мусульмани делали хиджру в Эфиопию два раза, чтобы спастись от язычников, которые жестоко преследовали любое проявление ислама в Мекке.
Умм Саляма, которая стала одной из жён Пророка, рассказала следующее:
«Вступив на землю Эфиопии, мы обрели добрых соседей и подлинную безопасность для нашей религии. Мы смогли свободно поклоняться Господу нашему, Всевышнему Аллаху, не опасаясь вреда со стороны кого бы то ни было или чьих-то злых высказываний. Когда об этом стало известно курайшитам, они задумали недоброе против нас и послали к негусу двух своих сильных людей: Амра ибн аль-Аса и Абдаллу ибн Абу Рабиа. Вместе с ними курайшиты направили богатые дары для негуса и его епископов из того, чем славилась земля Хиджаза. При этом посланцам было сказано, чтобы они одарили каждого епископа, прежде чем начнут обсуждать наш вопрос с царём Эфиопии”.
Именно Амра выбрали, чтобы он вернул мусульман в Мекку, где их ждала на тот момент возможная погибель. Царю Эфиопии Наджаши были отправлены дорогие подарки, как выкуп за мусульман. Амр, представ перед царским двором, сказал негусу: «В вашу страну прибегли глупые юнцы, которые отреклись от своей религии, но при этом не приняли и вашу (христианство). Они выдумали неизвестную ни нам, ни вам религию. Я был отправлен к вам их отцами, дядями и семьями, чтоб вы возвратили их к ним, поскольку им лучше известно, в чём они их обвиняют».
Наджаши был справедлив и умён, он решил выслушать и мусульман.
От мусульман выступил кузен Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Джафар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), который ответил на слова Амра: «О царь, мы были невежественным народом, поклонялись идолам, ели мертвечину, творили грехи, не поддерживали родственных связей, не уважали соседей, а сильный из нас уничтожал слабого. В таком состоянии мы и пребывали до того как Аллах ниспослал нам Своего Посланника из нашей среды, честность, правдивость и целомудрие которого нам хорошо известны…
Он призвал нас к Аллаху, единобожию и поклонению только Ему Одному, а также к отказу от поклонения камням и идолам, которым ранее поклонялись мы и наши отцы…
Он повелел нам всегда говорить правду, быть честными, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями, не совершать недозволенных действий и не проливать напрасно кровь. Он запретил нам непристойности, говорить ложь, отбирать деньги у сирот и порочить целомудренных женщин.
Он повелел нам поклоняться Одному Аллаху, ничего не приобщая к Нему, совершать намаз, выплачивать закят и поститься в месяц Рамадан…
Мы поверили ему, уверовали в него и последовали за ним в том, с чем он пришёл от Аллаха. Мы позволяли себе то, что нам было дозволено, и не разрешали того, что нам было запрещено.
А наш же народ, о царь, отнёсся к нам враждебно и подверг нас тягчайшим испытаниям, чтобы мы отказались от нашей религии и вернулись к поклонению идолам…
Когда они обошлись с нами так несправедливо, всячески притесняя нас, творя беззаконие, препятствуя нам исповедовать нашу религию, мы переселились в твою страну, отдав тебе предпочтение среди других властителей, надеясь жить в добрососедстве с тобой, не подвергаясь несправедливости с твоей стороны”.
Обратившись к Джаафару ибн Абу Талибу, негус спросил:
— Имеешь ли ты с собой что-нибудь из того, с чем ваш Пророк пришёл от Аллаха?
— Да, — ответил Джаафар.
— Тогда прочти мне что-нибудь, — попросил царь.
Джаафар прочитал:
«Каф, Ха, Йа, Айн, Сад. Сие есть повествование о милости, оказанной твоим Владыкой слуге Его, Закарии, когда он воззвал к Владыке своему втайне. Он сказал: «Владыка мой, ослабли кости мои, и голова моя блещет сединой, но никогда, Владыка мой, не был лишён благословения мой намаз к Тебе”.(Марйам, 1 – 4).
Негус заплакал и проговорил: «То, с чем пришёл ваш Пророк, и то, с чем пришёл Иса, проистекает из одного источника».
Затем, обратившись к Амру и его товарищу, он сказал:
— Отправляйтесь обратно. Я вам этих людей никогда не выдам.
Об этом случае подробно рассказывала Умм Саляма.
Амр вернулся в Мекку ни с чем. Много лет спустя, после его провалившейся миссии в Эфиопии, Амр изменился, он начал задумываться о вере, о которой говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).
Амр говорил: «Я подумал, а ведь то, что говорит Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) о воскрешении после смерти, чтобы воздать человеку за благодеяние и наказать за злодеяние – истина. Нет блага в упорстве во лжи».
Покидая Мекку
Амр много думал об исламе, но не хотел менять своё языческое мировоззрения и отринуть религию предков.
После подписания худайбийского мира, Амр не мог жить спокойно в Мекке. Он чувствовал, что мусульмане сильны. «В следующем году Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) со своими сподвижниками приедет в Мекку, посему ни Мекка, ни Таиф не могут служить мне пристанищем. Учитывая, что я до сих пор далёк от Ислама, мне лучше уехать. Думаю, если даже все курайшиты примут Ислам, то я не приму», — так думал Амр. С такими мыслями он покинул Мекку и отправился к Наджаши в Эфиопию. Но, как бы то ни было, у Господа свои планы на своих рабов. Эфиопский монарх во время пребывания в его стране мусульман принял ислам. Когда Амр приехал, Наджаши встретил его. Они долго говорили. В итоге, негус, по воле Аллаха, помог Амру очистить своё сердце от заблуждения и переступить через языческие представления, которые были препоной на пути к свету ислама.
Вера
Амр уверовал. Это было удивительным событием. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал по этому случаю: «Люди приняли Ислам, а Амр уверовал».
В Священном Коране говорится : «Арабы (бедуины) утверждали: «Мы уверовали» (стали муминами). Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами” (подчинились вам, опасаясь смерти и плена). Вера еще не вошла в ваши сердца…»». (сура Аль-Худжурат: 14)
Амр поверил по-настоящему. Он поверил во всё, с чем пришел Последний Пророк. Он прибыл в Медину, чтобы объявить о своём великом решении Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Сопровождали его Халид ибн аль-Валид и хранитель Каабы Усман ибн Тальха (да будет доволен им Аллах).
Они вернули Амра, как некогда Амр хотел вернуть в Мекку мусульман. Пророк, завидев их, воскликнул: «Мекка отдала вам самое дорогое, что у неё есть».
Амр не мог смотреть в глаза Пророку Мухаммаду, ведь когда-то он был одним из самых ярых противников ислама, он стоял перед Гордостью вселенной, потупив взор. Однако Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объяснил Амру, что приняв ислам, человек будто заново рождается и у него нет грехов.
С того момента жизнь Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах) была посвящена Исламу и стала подтверждением той торжественной клятвы верности, которая была дана им Пророку (мир ему и благословение Всевышнего).