Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнёс: “Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения”. И об этом также провозглашается на небесах».
Тем, для кого обязательны пятничные намазы, нужно совершать и праздничные. Тем же, кому пятничные намазы не обязательны, как, например, женщинам и детям, не обязательно совершать и праздничные намазы.
Для совершения праздничного намаза есть 5 условий: мыср (наличие города или большого села), изну ‘ам (общедоступность места), имам, коллектив, время.
Время праздничных намазов отсчитывается от момента, когда солнце после восхода поднимется на высоту три аршина до полуденного намаза.
Если по уважительной причине намаз ‘Ид аль-фитр не был прочитан в первый день месяца Шауваль, его можно совершить на второй день, но не на третий.
Праздничный намаз состоит из 2 ракаатов, но в отличие от пятничного, читается без азана и икамата и всегда коллективно.
На праздничный намаз намерение совершается следующим образом: «Я намерился прочесть 2 ракаата намаза ‘Ид (аль-Фитр или аль Адха), следую за этим имамом. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».
Праздничный намаз читается следующим образом: после намерения произносится такбир, затем и имам, и стоящие за ним читают сана (восхваление), после 3 раза подряд, поднимая руки к мочкам ушей, говорят такбир. Руки между такбирами опускаются, друг на друга не кладутся. Затем имам, как и в других намазах, читает вслух суры, совершает поясной и земной поклоны и вновь встает на кыям второго ракаата и громко читает суры. После этого, закончив чтение, как в первом ракаате, он трижды поднимает руки и произносит такбир, а на четвертый такбир опускается в поясной поклон. После совершения поясного и земных поклонов заканчивает намаз как обычно.
Человек, задержавшийся, но успевший на намаз до того, как имам произнес приветствия, дочитывает свой намаз самостоятельно. Если опоздавший не успел присоединиться к имаму до приветствий, то читать затем намаз самому не следует, поскольку у праздничного намаза нет восполнения.
После совершения намаза имам дважды прочитывает людям проповедь и наставления, в которых рассказывается об обязанностях мусульманина в день праздника, а также сунне Пророка, связанной с этим днём.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как в праздничный день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед тем, как обратиться (к людям) с проповедью, совершил молитву, не произнося призыва на молитву. А затем он поднялся, опираясь на Биляля, и повелел (людям) остерегаться наказания Аллаха Всевышнего и побудил их к покорности Ему. Он увещевал людей и напоминал им (об Аллахе), а затем начал уходить. Дойдя же до женщин, он начал увещевать их и напоминать им (об Аллахе), после чего сказал: ″О, женщины, раздавайте милостыню, ибо, поистине, вы составите большую часть обитателей Геенны″. Тогда встала одна из женщин с загоревшими щеками и сказал: ″Почему же, о посланник Аллаха?!″ Тогда он ответил: ″Это – потому что вы много жалуетесь и проявляете неблагодарность (по отношению) к мужьям″. И тогда они начали раздавать в качестве милостыни свои украшения, бросая на одежду Биляля свои серьги и кольца». — [аль-Бухари, 978; Муслим, 885].
В пятничном намазе одним из условий была проповедь, в праздничном намазе проповедь является сунной. Если в пятничном намазе проповедь читается перед обязательным намазом, то в праздничном намазе проповедь читается после совершения намазов. Сообщается, что ′Абдуллах ибн ′Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также Абу Бакр и ′Умар совершали праздничные молитвы до проповеди». — [аль-Бухари, 963; Муслим, 888].
В хадисе, переданном от Джабира бин Нафира, передаётся: «При встрече в праздник Ид сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорили друг другу: “Пусть примет Аллах от нас и от вас”».
Так будем же верить и надеяться на Милость Всевышнего, прося Его о прощении!