ПОДЕЛИТЬСЯ

В пятницу, 9 февраля, в резиденции МРО «Рисалят» состоялась пятничная проповедь, которую прочел  Ринат хазрат Фасхудинов. Свою проповедь Ринат хазрат посвятил клевете и ее последствиях.

Дорогие братья и сестры, позвольте поздравить вас с благословенным днем аль-Джума. Пусть этот особенный День станет причиной укрепления нашей веры и братских уз, станет приливом новых духовных сил и знаний, ярким вектором на жизненном пути, изменяя нас и наших близких к лучшему!

Самое дорогое и великое, что гарантирует мусульманину полный успех в этом мире и обретение им счастья в День суда — оберегание своего языка от всего негативного.

На первый взгляд слово может показаться безопасным, но на самом деле это не так…

Один из восточных поэтов выразил это в своих стихах так: «Быстро заживают раны от ножа, а порез от слова – рана навсегда».

Тот, кто хоть раз сталкивался с клеветой, знает какое это отвратительное явление публичной жизни человека. На что только не идут недалекие люди для того, чтобы опорочить честное имя человека.

Чаще всего клевету распространяют, чтобы навредить человеку и нанести ущерб его деловой репутации. Наиболее искусные клеветники, прежде чем распространять ложные сведения, тщательно собирают информацию об объекте затем, чтобы впоследствии в мозаику фактов вплести ложь, дискредитирующую выбранный объект нападок.

 

Есть два вида клеветы и клеветничества:

— Клевета, распространяемая теми, кто сплетничают из-за дурного характера или просто ради удовольствия. Клевета этого рода пуста и ничтожна, чем меньше на неё обращается внимания, тем быстрее она уничтожает самого сплетника;

— Клевета распространяемая умышлено и профессионально. Этот вид клеветы как ядовитый клинок, наносящий кровоточащие раны. Клеветник для борьбы с конкретным человеком, группой лиц или компанией умышленно создаёт порочащие сведения, направленные на уничтожение репутации объекта, на дискредитацию доброго имени или имиджа конкретного лица или компании. Клевета данного вида наиболее опасна и бороться с ней надо обязательно.

 

Абу Муса аль-Ашарий (да будет доволен и Аллах)  спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)! Какой из мусульман лучше?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Тот, от чьего языка и рук благополучны мусульмане».

 Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?». Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».

 Яхъя бин Муаз ар-Рази (да будет свята его душа) сказал: «Пусть от тебя долей для мусульманина будет три особенности: если ты не можешь принести ему пользу, то хотя бы не навреди; если ты не можешь обрадовать его, то хотя бы не огорчай, и если ты не можешь похвалить его, то хотя бы не порицай».

Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хранить свой язык от всякого разговора, кроме того, в котором есть довольство Всевышнего, ведь язык иногда переходит от разрешённого к нежелательному или запретному разговору.

Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, пусть скажет доброе  или молчит».

Не говорите о том, что вас не касается, если скажете слово – оно станет тут же вашим хозяином, а пока не скажете – вы его хозяин. Так будьте его хозяином и не будьте рабом набора букв, который вас ведёт к позору и унижению в этом  бренном мире и проигрышу в мире ином.

Всевышний Аллах в первом аяте 104 Суры «Хумаза» (Клеветник) говорит следующее:

Что означает: «Горе [наказание Ада ожидает] всякого клеветника [любящего уколоть другого, злословить, подстрекать людей к вражде], [всякого] насмешника [предпочитающего хулу [резкое осуждение; слова, порочащие кого-либо], злословие и выискивание недостатков других людей]».

 «А почему бы вам, когда вы слышите это (сплетни, клевету), не сказать: «Не годится [не дозволено] нам говорить об этом. Ты (о, Аллах) – Преславен [безупречен]! Это – великая клевета» (24, 16).

Ислам является религией любви, мира и сострадания. Ложь, клевета, злословие в корне чужды Исламу. Они считаются одними из самых разрушительных грехов, поскольку они сеют раздор среди людей, вследствие чего даже самые близкие люди – соседи, родственники, друзья – могут стать смертельными врагами.

Ислам требует, чтобы отношения среди людей были построены на искренности и уважении. Мы должны уважать репутацию и частную жизнь других людей.

Что говорится об этом грехе в Коране:

Аллах запретил верующим злословие и клевету: «О, вы, которые уверовали! Избегайте многих подозрений (о других верующих), поистине, некоторые подозрения есть грех. Поистине, некоторые домыслы (а именно плохие мысли о хороших верующих) – грех; и не следите друг за другом [не ищите в других недостатков], и пусть одни из вас не сплетничают о других. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы же почувствовали отвращение от этого (поэтому не делайте этого). И остерегайтесь (наказания) Аллаха, – ведь Аллах (для тех, кто совершает покаяние) – принимающий покаяние, милосердный! (Аль-Худжурат (Комнаты), 49:12)

В комментариях у Ибн Касира к этому аяту приводятся следующие хадисы: Анас ибн Малик передает, что Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: ‘‘Кто они, Джибриль?’’ Он сказал: ‘‘Это — поедавшие мясо людей и бесчестившие их’’» [«Сахих» Ахмад 3 / 224, Абу Дауд 4878]

Ибн Абу Хатим передал от Са’ида аль-Худри, который поведал: «Мы сказали: «Посланник Аллаха, расскажи нам, что ты видел в ночь вознесения на небо». И он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я проходил мимо многих творений из творений Аллаха, мужчин и женщин, и видел, как представленные к ним люди наклонялись к боку одного из них и отрезали от него кусок плоти, а затем клали в рот другого, говоря: ‘‘Ешь, как ты ел’’. Я спросил: ‘‘Кто они, Джибриль?’’ Он сказал: ‘‘Это хулители, насмешники и клеветники’’. И сказал: «Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Ему отвратительно есть его мясо’’».

В другом хадисе сказано: «Того, кто оставит мусульманина без помощи там, где право его неприкосновенности не соблюдается, а достоинство унижается, Аллах обязательно оставит без помощи там, где он пожелает получить Его помощь. Тому же, кто окажет мусульманину помощь там, где достоинство его унижается, а право неприкосновенности не соблюдается, Аллах обязательно окажет помощь там, где он в этом нуждается» [Абу Дауд 4883, Ахмад 3 / 441]

 «Вот, вы встречаете это [эту ложь] своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет знания, и считаете, что это незначительно (по греховности), а это пред Аллахом велико» (24, 15).

Многие считают, что сплетни, злословие и клевета — это пустяк, однако Всевышний Аллах напоминает им о необходимости быть осторожными, поскольку это тяжелый грех перед Ним. Шайтан (сатана) хочет, чтобы мы – люди использовали свой язык для разжигания конфликтов и ненависти друг ко другу: «И скажи рабам Моим (верующим), чтобы они говорили (в своих речах) то, что лучше. (А если они этого не сделают, то знайте, что) поистине, сатана вносит между ними [людьми] раздор. Поистине, сатана для человека – явный враг!» (Аль-исра (ночной перенос)17, 53)

Давайте посмотрим, что сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) о злословии в хадисах: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) однажды спросил сподвижников: «Вы знаете, что такое гыйбат (злословие)?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это если ты говоришь о своем брате нечто, что ему неприятно» Кто-то спросил: «А если то, что я говорю, правда?» Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если это правда, то это злословие, если же это неправда, то ты оклеветал его» (Муслим).

Мы должны охранять наш язык от грехов и использовать наши конечности в делах послушания Аллаху. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто защитит свой язык от злословия и дурных слов, а свои интимные органы от прелюбодеяния, я гарантирую ему вход в Рай» (Бухари и Муслим).

Злословие и клевета так широко распространены в наше время, что они стали поводом для встреч людей и способом для выражения их гнева, подозрений и ревности. Те, кто занимается злословием, забывают о том, что этим они вредят только себе. В День Воскресения и сплетник, и обиженный им будут стоять перед Аллахом, Справедливым судьей, и Аллах даст обиженному человеку возможность забрать себе часть благодеяний человека, который обидел его несправедливым злословием (а если его добрых дел не будет достаточно, то обиженный получит возможность отдать обидчику свои грехи).

Ислам учит нас также, что если в нашем присутствии люди высмеивают или злословят о другом верующем, мы должны защитить честь своего брата. Если мы пренебрежем этим, то мы лишим себя помощи и милости Аллаха: Если в присутствии человека будут клеветать на брата-мусульманина, и он способен защитить его и сделает это, то Аллах защитит его в этом мире и в следующем. Но если он не защитит его, то Аллах уничтожит его в этом мире и следующем (Багави).

Что мы сделаем в следующий раз, когда мы будем испытывать желание злословить или слышим клевету в нашем присутствии? Выбор за нами!

Молю Всевышнего Аллаха Табарака ва Та’аля даровать нам терпение,  умение разбираться в людях и научил нас тому, что принесет пользу нам в этом и будущем мирах.

Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду (Мир Ему) и его семье и сподвижникам.