Ислам – это не только вероисповедание, но и образ жизни и форму мышления. Мусульманские каноны регламентируют все стороны жизни мусульманина. Религия Ислам формирует определённые привычки, которые являются постоянным проявлением веры. Пророк Мухаммад научил мусульман, как совершать любое дело: начинать с правильного намерения, не торопиться и делать добро.
«И творите добро: поистине, Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195).
«Спешка – от шайтана, а степенность – от Рахмана» (Тирмизи).
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует) переселится к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» («Сахих» Муслим).
Ислам показывает человеку, как он должен вести себя, как должен поступать по отношению к каждому человеку, отношение к обществу в целом, отношение к своей семье, к государству и его правителю.
Например, отношение к соседям.
«Клянусь Аллахом, он неверующий! Клянусь Аллахом, он неверующий!» Его спросили: «Кто это, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Тот, чьи соседи не находятся в безопасности от его вреда» (Сахих Бухари).
Потом, например, отношение отца к сыну. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи).
Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа).
То есть всё, что нужно людям, Пророк уложил в маленькие короткие высказывания, наполненные глубочайшим смыслом. В них есть и мотивация, и указания для достижения счастья, предостережения, всё необходимое, чтобы попасть в сады Рая.
Сообщается, что Абу Зарр, (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), сказал: «Однажды люди из числа сподвижников Пророка, сказали: «О посланник Аллаха, обладающим большими богатствами достанутся все награды, ведь молятся они подобно нам и постятся также, как мы, но они ещё и дают садаку из излишков своего достояния!» В ответ им Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы могли бы давать садаку? Поистине, каждое произнесение слов “Пречист Аллах” [Субхана-Ллах] есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик” [Аллаху акбар] есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” [Аль-хамду ли-Ллях] есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха” [Ля иляха илля-Ллах] есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, и даже совершение полового сношения с женой — это садака!»
Они спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!» В ответ он сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит свою страсть запретным образом? Но точно также если он сделает это дозволенном образом, ему достанется награда!». [Муслим 720, 1006.]
Имам ан-Навави, (رَحِمَهُ الله), сказал об этом хадисе: «В хадисе есть доказательство, что дозволенные вещи могут стать поклонением по причине намерения! Половой акт может стать поклонением, если иметь намерение: удовлетворить жену, с которой Аллах повелел жить в соответствии с обычаем, или при желании навести праведного ребенка, или с намерением защитить свое целомудрие и целомудрие жены, запретив тем самым обоим смотреть на запретное и думать о запретном!». [Шарх Сахих Муслим, 7/92.]
Из этих слов мы видим, что в Исламе даже самая маленькая деталь нашей жизнедеятельности может стать поклонением, если выполнять любое дело с правильным намерением, происходящим в нашем разуме. А в чём заключается смысл поклонения? Поклонение – это приближение к Всевышнему. Получается, чтобы достичь любви Господа и приблизится к Нему необходимо просто соблюдать все предписания религии и во всех своих делах помнить о Нём. То есть каждую секунду, человек, выполняющий всё вышеперечисленное, будет повышать свою духовную степень.
Теперь, когда мы раскрыли важность намерения, важность любого дела, которое может стать поклонением, перейдём к другому вопросу. Иногда люди, считающие себя правоверными мусульманами, отказываются от предписаний религии, ищут некие «спорные» вопросы, чтобы найти оправдание своих грехов, приближаются к сомнительному. Такие люди часто говорят, что выполнять сунну Пророка необязательно, что читать зикр ненужно, что надо жить настоящим и забыть о прошлом. Подобные люди считают, что намаз, уду, закят – всё это пережитки прошлого, которые были необходимы арабам для становления их общества, а в наше время всё это не нужно, так как появились инновации, революция сознания, индустриализации и всё в таком духе.
Грешники забывают или просто не хотят знать, что Священном Коране говорится (смысл): «Скажи: если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда возлюбит вас Аллах и простит ваши грехи» (Сура «Алю ‘Имран», аят 31).
Ибн Касир отмечает: «Этот аят звучит как конкретное, однозначное решение: тот, кто разглагольствует о любви к Аллаху и вместе с тем не следует пути Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является лжецом».
Что же касается Корана — последнего Писания Господа миров, то относительно него Всевышний сказал: «Мы ниспослали вам Коран и Мы сохраним его до Судного Дня». (сура «Хиджра»;9)
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Аллах сообщил, что Он оберегает Коран от того, чтобы в него добавили то, что к нему не относится, или чтобы из него удалили какие-либо его предписания, ограничения и повеления». См. «Тафсир Ибн Джарир» 7/14.
О такой ереси, как отказ, сомнение или же не признание Сунны, предостерегал еще сам посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Я запрещаю, что бы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: „Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!“» ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 162.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: „Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!“ Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 163.
Необходимо знать, что Сунна — это такое же откровение Всевышнего Аллаха, как и Коран! Всевышний Аллах сказал о Своем пророке (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, он не говорит по прихоти, это только откровение, которое ниспосылается!» (ан-Наджм 53: 3-4).
Исма’иль ибн ‘Убайдуллах говорил: «Нам необходимо оберегать и принимать то, что пришло от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь Всевышний Аллах сказал: „Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам!“ (аль-Хашар 59: 7). И это (Сунна и хадисы) для нас по положению подобно Корану!» Ибн Наср аль-Маруази в «ас-Сунна» 88.
Если человек считает себя мусульманином и считает себя верующим, то он должен каждый раз, каждым своим поступком, каждой своей мыслью доказывать любовь к Аллаху и Его Посланнику, выполняя и уважая все предписания Всевышнего, указанные как в Коране, так и в Сунне.