ПОДЕЛИТЬСЯ
Особенности Исламского вероучения
Особенности Исламского вероучения

Особенности Исламского вероучения, являющегося единственным вероучением религии Единобожия, провозглашенной всеми пророками, начиная с Пророка Адама (алейхиссалям), можно охарактеризовать следующим образом:
а) Исламское вероучение является совершенно открытым, ясным и очевидным.
Одной особенностью Исламского вероучения, не присущей другим системам мировоззрения, является его простота, ясность, очевидность и отсутствие в нем неопределенностей вроде дуализма, триединства и тому подобных неясностей, наблюдаемых в некоторых религиях. Суть Исламского вероучения можно коротко сформулировать так: у этого мира, устроенного и налаженного наипрекраснейшим образом, существует Бог, создавший его и управляющий всем согласно определенным Им критериям. У Него нет подобия, нет детей и нет соучастника.

لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ

«Все, что находится на небесах и на земле принадлежит Ему. Все повинуется Ему». (Сура «Аль-Бакара» 2/116).
б) Исламское вероучение – самая гармоничная и соответствующая человеческой натуре система мировоззрения.
Исламское вероучение – не чуждо и не противоестественно природе и складу души человека, а, напротив, оно находится в гармонии с его натурой. По этому поводу сказано в Коране:

«Направь свой лик в сторону религии, склоняясь [к верному, уходя от вредоносного]. Такова природа людей, установленная Творцом в них [стремиться к правильному, веровать в Единого и Всемогущего, беспокоиться не только о земном, но и о вечном]. И этого не изменить (не подменить) [все то, что помимо Единобожия, чуждо человеческой душе. К чуждому можно привыкнуть, но оно все равно не станет по-настоящему родным]. Это [Единобожие] — правильная религия. Однако же большая часть людей не знают [и не желают узнать, призадуматься]». (Сура «Ар-Рум» 30/30).
в) Исламское вероучение твердое и незыблемое.
Исламское вероучение – это не принимающее ни преувеличений, ни преуменьшений, ни любых других изменений и искажений, твердое вероучение.
Невозможно и недопустимо, чтобы некий религиозный деятель, научный конгресс или духовный совет (как это происходит в христианстве) мог бы добавить к существующим столпам веры то, чего нет в вероучении, равно, как и сократить то, что в нем есть. Все, что добавляется к Исламскому вероучению или изымается из него, отвергается. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу:
«Тот, кто станет измышлять о Нас (о Пророке и о том, что Он передал) то, чего не было на самом деле, тот будет отвергнут».
А в Священном Коране сказано:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاء شَرَعُوا لَهُم مِّنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ اللَّهُ

وَلَوْ لاَ كَلِمَةُ الْفَصْلِ لَقُضِيَ بَيْنَهُمْ وَإِنَّ الظَّالِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Есть ли у них другие боги, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах? И если бы не [Наше] предопределение [об отсрочке] вынесения решения, то спор между ними был бы решен [уже в этом мире]. Воистину, угнетателям уготовано мучительное наказание». (Сура «Аш-Шура» 42/21).
Поэтому некоторые мифы, небылицы и нововведения, несоответствующие предписаниям Ислама, но распространенные в народе, являются пустыми и ложными, и Ислам их не приемлет.
г) Исламское вероучение опирается на неопровержимые доказательства.
Исламское вероучение не ограничивается декларированием неких абстрактных положений, а опирается на неопровержимые их доказательства. В нем нет места такому образу мыслей, как в некоторых других верованиях: «Закрой на все глаза и покорись». Или же: «Невежество – мать набожности». Напротив:

وَقَالُواْ لَن يَدْخُلَ الْجَنَّةَ إِلاَّ مَن كَانَ هُوداً أَوْ نَصَارَى

تِلْكَ أَمَانِيُّهُمْ قُلْ هَاتُواْ بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Они говорят: «Никто не войдет в Рай, кроме иудеев и христиан». Это – их мечты. Скажи: «Приведите ваши доводы, если вы говорите правду». (Сура «Аль-Бакара» 2/111).
Исламское вероучение не довольствуется обращением к душе и совести человека. В нем также есть место и для твердых, неопровержимых аргументов, и для приведения логических доводов. Священный Коран в вопросах, касающихся существования Аллаха, Его единственности и Его совершенных Атрибутов (сыфатов) приводит аргументы из истории, из окружающего нас мира, а также свидетельства, находящиеся в самом человеке. К примеру, повествуя о создании первого человека, создании земли и небес, ежегодно повторяющемся весеннем пробуждении природы, Священный Коран постепенно приводит человека к мысли о возможности воскрешения после смерти.
д) Исламское вероучение — это умеренная, далекая от крайностей и небрежностей система мировоззрения.
1.Исламское вероучение — это умеренная система мировоззрения, занимающая среднее положение между отрицающими все сверхъестественное, как не воспринимаемое органами чувств, и теми кто, измыслив существование множества богов, верит в воплощение божьего духа в людях, в животных и даже в растениях. Исламское вероучение отрицает многобожие и утверждает, что у этого мира существует Один Единый Бог и кроме Него никаких других богов нет. Сура «Аль-Муминун» 23/84-89, гласит следующее:

قُل لِّمَنِ الْأَرْضُ وَمَن فِيهَا إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ

قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ

قُلْ مَن بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ يُجِيرُ وَ لاَ يُجَارُ عَلَيْهِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

سَيَقُولُونَ لِلَّهِ قُلْ فَأَنَّى تُسْحَرُونَ

«Спроси (о, Мухаммад!): «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они ответят: «Аллаху». Спроси: «Неужели же вы не призадумаетесь?» Спроси: «Кто Господь семи небес и Господь великого трона?» Они ответят: «Они принадлежат Аллаху». Спроси: «Неужели же вы не устрашитесь (Аллаха)?» Спроси: «У кого власть над всем сущим? Кто защищает, и от кого нет защиты, если только вы знаете?» Они ответят: «Аллах». Скажи: «До чего же вы околдованы!»
2. Исламское вероучение придерживается золотой середины и в вопросах, касающихся Атрибутов Аллаха. Оно не впадает в крайности, присущие греческой философии, которая отрицает Божественные Атрибуты. В то же время оно не уподобляет Аллаха созданным, как иудаизм, не принимает Аллаха за тело и не представляет Его какой-либо вещью. С одной стороны, оно отрицает уподобление Аллаха созданным, с другой стороны утверждает, что Аллах обладает совершенными Атрибутами. В Коране сказано:

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ

«Нет ничего подобного Ему. Он Всевидящий, Всеслышащий».
(Сура «Аш-Шура» 42/11).

اللّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي

الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ

بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ

الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ

«Аллах — нет Бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего, не нуждающегося ни в чем. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться [за кого бы то ни было] перед Ним? Он знает то, что было до них и что будет после них. Они же постигают из Его Знания лишь то, что Он желает. Ему подвластны небеса и земля, Ему не в тягость их охранять. Он Всевышний, Великий». (Сура «Аль-Бакара» 2/255).

3. Исламское вероучение является системой мировоззрения, занимающей среднее положение между теми, кто покорно следует совершенно непонятным идеям и теми, кто хочет знать абсолютно всё, даже Божественную Сущность.
4. Исламское вероучение в своих взаимоотношениях с другими вероисповеданиями держится золотой середины. В нем нет фанатизма и одержимости, однако оно не позволяет другим религиям растворить себя и свести на нет.

فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ إِنَّكَ عَلَى الْحَقِّ الْمُبِينِ

«Уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься явной истины». (Сура «Ан-Намль» 27/79).

فَاسْتَمْسِكْ بِالَّذِي أُوحِيَ إِلَيْكَ إِنَّكَ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

«Так придерживайся стойко того, что дано тебе в откровении, ибо ты — на истинном пути». (Сура «Аз-Зухруф» 43/43).

Вышеупомянутые аяты повелевают не растворяться среди прочих систем мировоззрения. Наряду с этим в Священном Коране есть аяты, отмечающие недопустимость проявления фанатизма и призывающие проявлять терпимость к последователям других религий, особенно «небесным», т.е. имевшим Божественное происхождение. Вот, например, о чем говорится в Суре «Аш-Шура» 42/15:

اللَّهُ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ لَنَا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ

«Аллах — наш Господь и ваш Господь. Нам (отвечать) за наши деяния, вам — за ваши деяния».
Сура «Аль-Кяфирун» 109/6 же гласит:

لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ

«Вам — ваша (ложная) вера (так как вы не хотите принять истину), мне же — моя (истинная) вера!»

فَقُل لِّي عَمَلِي وَلَكُمْ عَمَلُكُمْ أَنتُمْ بَرِيئُونَ مِمَّا أَعْمَلُ وَأَنَاْ بَرِيءٌ مِّمَّا تَعْمَلُونَ

«Скажи: «Мне (воздастся) за мои деяния, вам — за ваши. Вы не в ответе за то, что я делаю, я не в ответе за то, что вы делаете». (Сура «Юнус»10/41).

Следующий аят поощряет призывать к Исламу последователей других религий:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلاً مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ

«Чья речь (может быть) прекрасней, чем у того, кто призывает к Аллаху?» (Сура «Фуссылят» 41/33).
А из аята Суры «Аль-Бакара» 2/256 ясно видно недовольство принуждением:

لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ

«Нет принуждения в вере (разумные сами уверуют в истину, так как давно), уже истинный путь отличили от ложного».
5. Кроме того, Исламское вероучение занимает умеренную позицию и по отношению к Пророкам. Их никогда не превозносят до уровня Бога и не принижают к самому порочному состоянию человека. Согласно Исламскому вероучению, Пророки – лишь создания. Однако Аллах возвеличил их ниспосланием Божественных Откровений, защитил от совершения больших грехов и сделал для людей примером.