Источником тасаввуфа, как и всех исламских наук, является Коран и сунна. С точки зрения темы, цели, методов и сферы исследования тасаввуф имеет ряд особенностей, отличающих его от других исламских наук. Некоторые из этих особенностей, в общем
смысле, схожи с особенностями мистицизма. Основные особенности тасаввуфа можно перечислить следующим образом:
1. Тасаввуф – это наука состояния (халь), доступная для понимания в переживании, духовном опыте, через чувства, но не через слова. Так как духовный опыт невозможно передать словами, то говорят: “кто не чувствовал – не знает”. Из-за того, что тасаввуф является наукой состояния и чувства, он имеет не одно определение, а множество. Состояния, степени, духовный опыт и чувства приверженцев тасаввуфа были различными, поэтому они смотрели на этот предмет с различных духовных высот и давали различные определения тасаввуфу.
2. Предметом исследования тасаввуфа является “ма’рифатуллах” – познание Аллаха. Целью тасаввуфа является достижение его последователями состояния сознания служения Господу так, как будто видишь Его, которое называется “ихсан”. В этой связи, основой тасаввуфа является познание Аллаха, опорой его является любовь к Аллаху, а его вершиной является достижение духовного единения с Ним.
3. Так как тасаввуф является наукой, истины которой постигаются на личной практике, то изучается она под руководством и в процессе воспитания наставником, именуемым муршид, или шейх. Из исламских наук той же особенностью обладает и чтение Корана с правильным речитативом. Оно тоже постигается под руководством “совершенного наставника”. Однако при изучении других исламских наук такой необходимости нет.
4. Шейх, или муршид, обучающий тасаввуфу, должен быть звеном непрерывной цепи преемственности, восходящей к Досточтимому Пророку (саллалаху алейхи ва саллям). Великие личности тасаввуфа, чтившие духовный авторитет Досточтимого Пророка, посчитали такую цепь преемственности необходимой для образовательной деятельности в тасаввуфе. Хотя в первые столетия после хиджры в таких исламских науках, как тафсир, хадис и фикх и требовалась преемственность и цепь преданий (когда ученик постигал науку целиком у одного учителя), после систематизации
этих наук такая необходимость отпала. Ученые тасаввуфа, в силу особенностей своей науки, оставили это условие преемственности в силе.
5. Книги по тасаввуфу, по сути, не являются научными.
То есть, никто не может стать суфием или шейхом, читая книги по тасаввуфу. Однако это не относится к другим исламским наукам.
Например, изучая фикх по книгам, можно стать факихом, читая тафсиры, можно стать толкователем Корана, читая книги хадисов, сможет стать хадисоведом. Причины, обусловливающие необходимость изучения тасаввуфа под руководством наставника, являются также причинами, по которым невозможно изучение этой науки по книгам.
6. Тасаввуф — это наука, выходящая за пределы разума. Тасаввуф не является наукой, полностью основанной на разуме, как философия и логика. Это наука, находящаяся над разумом, наука души и сердца. Подобно тому, как наука калям в толковании положений религии использует в качестве инструмента разум, тасаввуф
использует источники знаний, именуемые кашф и ильхам (вдохновение). Когда мы говорим, что “тасаввуф – это наука, находящаяся над разумом”, не надо понимать так, что тасаввуф находится за гранью разумного и не имеет логики. Напротив, очень многое в тасаввуфе опирается именно на разум. Однако тасаввуф ― это наука, не всегда использующая доводы разума. По причине того, что тасаввуф выходит за пределы разума, в нем можно встретить такие частные состояния, как “карамат”. Карамат встречается у аулия и является специфическим состоянием, данным Всевышним Господом.
7. Кроме мира, видимого глазами, тасаввуф затрагивает темы мира невидимого. Особенно те, кто превзошел пределы видимого мира и именуются “риджал-уль-гайб”, кто достиг степеней, именуемых “кутуб” и “гавс”, передают знание о мире невидимого.
В тасаввуфе знания, касающиеся мира невидимого, приходят посредством передачи от наставника через чувства, состояния, через кашф и духовный опыт. Прекрасная нравственность и духовное совершенство являются одним из путей достижения духовных знаний и познания Аллаха.
8. В тасаввуфе постижение идет особыми путями, ведущими к Аллаху и называемыми тарикатами. Таких путей очень много, и идут по ним под руководством наставников, именуемых муршидами. У каждого из этих путей есть свои отдельные наборы правил.