Отказ от эгоизма и желаний нафса – это первое условие духовного продвижения. Не отказавшись от желаний нафса, невозможно удостоиться божественной любви. Имам Раббани так выразил эту истину:
«Сердце не может любить одновременно две вещи. Когда ветвь любви сердца привязывается к чему-либо, то там не остается места для другой любви. В случае, когда у человека множество желаний, и его любовь привязывается к самым разным вещам, таким как имущество, дети, почет, слава, высокое положение среди людей, то на самом деле он любит только одну вещь – свой «нафс». Любовь к этим вещам, на самом деле – выражение любви к своему «нафсу». Когда исчезает любовь к собственному «нафсу», исчезает любовь и к этим вещам.
По этой причине сказано:
«Завеса между рабом и его Господом – это не дольный мир (дунья), а его собственный «нафс»». То есть, главная цель и желание человека – только его «нафс». И как неизбежный результат этого – завеса, представляющая собой собственный «нафс» раба Аллаха. Пока он полностью не очистится от желаний «нафса», он не сможет поместить любовь к Господу в своем сердце» (Имам Раббани, Мактубат, I, 163-164, номер 24).
Как сказал Мавляна Руми,
«близость к Всевышнему не достигается подниманием вверх или опусканием вниз в поклоне. Близость к Аллаху достигается только с освобождением от привязанности к «нафсу»» (Мавляна, Маснави, том 3, бейт 4514).
Имам Раббани, чтобы освободить сердце от любви к бренным созданиям и направить к божественной любви, дал такой совет своим детям:
«Не будьте довольны чем-либо, кроме того, чем доволен Аллах, и не желайте этого! Поскольку все это закончится, когда мы покинем этот мир, давайте оставим это уже сейчас! Не будем преувеличивать это в собственных глазах. Приближенные рабы Аллаха оставляют это по своему желанию» (Имам Раббани, Мактубат, III, 170, номер 2).