О любви и страсти
О любви и страсти можно сказать, что существует две ее разновидности. Та, что дозволена шариатом и предопределением, и та, что запрещена.
Прежде всего, следует знать, что любовь возникает от пустоты сердца, о чем сказано в Коране:
وَلَقَدْ هَمَّتْ بِهِ وَهَمَّ بِهَا لَوْلا أَن رَّأَى بُرْهَانَ رَبِّهِ كَذَلِكَ لِنَصْرِفَ عَنْهُ
السُّوءَ وَالْفَحْشَاء إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُخْلَصِينَ
«И так она его желала, и он (в ответ) бы и желал ее, если б свидетельства Владыки своего он не увидел, так (Мы веление Свое ему послали), чтоб зло и мерзость от него отвлечь. Он истинно из искренних служителей (Аллаха)!» Йусуф, 24
وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَى فَارِغاً إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَى
قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ
«И пустотой наполнилося сердце матери Мусы, и выдала б она его, если бы Мы не укрепили ее сердце, чтоб быть ей из уверовавших (в Бога)» Аль-Касас, 10
Также следует сказать, что в Шариате, по Мудрости Господней и Его предопределению, все подобное и однотипное собирается вместе, а противоположное не может совместиться.
هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا
«Он – Тот, кто сотворил вас из одной души и из нее же сотворил ей пару, чтоб обрести у ней успокоение» Аль-Аграф, 189
А в сборнике Бухари говорится: «Души подобны выстроенному войску, те, что познакомятся – воссоединятся, те, что не будут знакомы – будут разниться». В сборнике Ахмада также говорится, что в Мекке жила женщина, которая смешила людей. Когда она приехала в Медину, то поселилась у такой же, которая тоже смешила людей, на что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) привел хадис: «Души – подобны выстроенному войску…»
Так же сказано и в Коране:
احْشُرُوا الَّذِينَ ظَلَمُوا وَأَزْوَاجَهُمْ وَمَا كَانُوا يَعْبُدُونَ مِن
دُونِ اللّٰهِ فَاهْدُوهُمْ إِلَى صِرَاطِ الْجَحِيمِ
«И будет сказано: «Собрать всех нечестивых и их супруг, и все, чему они помимо Бога поклонялись, и отвести на путь, ведущий в огнь Ада» Ас-Саффат, 22-23
وَإِذَا النُّفُوسُ زُوِّجَتْ
«И когда распределятся души (по парам)» Ат-Такуир, 7
В хадисе Ахмада говорится: «Тот, кто полюбит общество, будет воскрешен вместе с ними».
Что касается любви и страсти дозволенного типа и их лечения, то об этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Юноши! Тот, кто в состоянии жениться, пусть женится, так как это сохраняет взор и уберегает половые органы, тот же, кто не может этого, пусть постится — это для него защита». А в сборнике Ибн Маджи говорится: «Я не вижу для двух влюбленных другого средства, кроме женитьбы».
В Коране об этом сказано:
وَمَن لَّمْ يَسْتَطِعْ مِنكُمْ طَوْلاً أَن يَنكِحَ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ فَمِن مِّا
مَلَكَتْ أَيْمَانُكُم مِّن فَتَيَاتِكُمُ الْمُؤْمِنَاتِ وَاللّٰهُ أَعْلَمُ بِإِيمَانِكُمْ بَعْضُكُم مِّن
بَعْضٍ فَانكِحُوهُنَّ بِإِذْنِ أَهْلِهِنَّ وَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ مُحْصَنَاتٍ
غَيْرَ مُسَافِحَاتٍ وَلاَ مُتَّخِذَاتِ أَخْدَانٍ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ الْعَنَتَ مِنْكُمْ وَأَن
تَصْبِرُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ وَاللّٰهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ يُرِيدُ اللّٰهُ لِيُبَيِّنَ لَكُمْ وَيَهْدِيَكُمْ سُنَنَ
الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ وَيَتُوبَ عَلَيْكُمْ وَاللّٰهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ وَاللّٰهُ يُرِيدُ أَن يَتُوبَ
عَلَيْكُمْ وَيُرِيدُ الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الشَّهَوَاتِ أَن تَمِيلُواْ مَيْلاً عَظِيماً
يُرِيدُ اللّٰهُ أَن يُخَفِّفَ عَنكُمْ وَخُلِقَ الإِنسَانُ ضَعِيفاً
«А у кого из вас нет средств взять верную и охраняемую в жены, берите в жены тех из верных, которыми владеют ваши правы руки. Аллах ведь знает вашу веру, вы друг от друга все (сотворены). На них женитесь с позволенья их господ, по справедливости им дар назначив, им – целомудренным, непохотливым, внебрачных связей не имевшим… Сие (установление) для тех из вас, которых тягости (семейных уз) пугают, но, несомненно, лучше будет вам, коль будете вы сдержаны и терпеливы, Аллах ведь Всепрощающ, Милосерд! Аллах вам хочет разъяснить и показать вам нравы тех, которые до вас (грешили), и вам явить Свою благопреклонность, Аллах, поистине, Всезнающ, Мудр! Аллах к вам быть благопреклонным хочет, но те, кто следует своим страстям, хотят увлечь вас от Него как можно дальше. Аллах вам хочет облегчить (земное бремя), ведь сотворен был слабым человек» Ан-Ниса, 25-28
Что же касается любви и пристрастий запретного типа, то об этом в Коране сказано:
وَجَاء أَهْلُ الْمَدِينَةِ يَسْتَبْشِرُونَ قَالَ إِنَّ هَؤُلاء ضَيْفِي فَلاَ تَفْضَحُونِ وَاتَّقُوا
اللّٰهَ وَلاَ تُخْزُونِ قَالُوا أَوَلَمْ نَنْهَكَ عَنِ الْعَالَمِينَ قَالَ هَؤُلاء بَنَاتِي إِن كُنتُمْ
فَاعِلِينَ لَعَمْرُكَ إِنَّهُمْ لَفِي سَكْرَتِهِمْ يَعْمَهُونَ
«И не удерживая радостную страсть, к нему явились жители селенья. Но Лут сказал им: «Это – мои гости, и вы меня пред ними не бесславьте, побойтесь Бога и меня не опозорьте». Те говорят: «Неужто мы тебе не запретили давать опеку кому б то ни было на свете?» «Вот мои дочери, — сказал он, — если вы мерзость совершить решили». И клянемся жизнью Мы твоею, ведь в упоении (своих страстей) они блуждают слепо!» Аль-Хиджр, 67-72
В ином случае говорится:
وَلاَ تَنكِحُواْ مَا نَكَحَ آبَاؤُكُم مِّنَ النِّسَاء إِلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً
وَمَقْتاً وَسَاء سَبِيلاً حُرِّمَتْ عَلَيْكُمْ أُمَّهَاتُكُمْ وَبَنَاتُكُمْ وَأَخَوَاتُكُمْ وَعَمَّاتُكُمْ
وَخَالاَتُكُمْ وَبَنَاتُ الأَخِ وَبَنَاتُ الأُخْتِ وَأُمَّهَاتُكُمُ اللاَّتِي أَرْضَعْنَكُمْ
وَأَخَوَاتُكُم مِّنَ الرَّضَاعَةِ وَأُمَّهَاتُ نِسَآئِكُمْ وَرَبَائِبُكُمُ اللاَّتِي فِي حُجُورِكُم
مِّن نِّسَآئِكُمُ اللاَّتِي دَخَلْتُم بِهِنَّ فَإِن لَّمْ تَكُونُواْ دَخَلْتُم بِهِنَّ فَلاَ جُنَاحَ
عَلَيْكُمْ وَحَلاَئِلُ أَبْنَائِكُمُ الَّذِينَ مِنْ أَصْلاَبِكُمْ وَأَن تَجْمَعُواْ بَيْنَ لأُخْتَيْنِ
إَلاَّ مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّ اللّٰهَ كَانَ غَفُوراً رَّحِيماً وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ النِّسَاء
إِلاَّ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ كِتَابَ اللّٰهِ عَلَيْكُمْ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَاء ذَلِكُمْ أَن
تَبْتَغُواْ بِأَمْوَالِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ فَمَا اسْتَمْتَعْتُم بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ
أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً وَلاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَاضَيْتُم بِهِ مِن بَعْدِ الْفَرِيضَةِ إِنَّ
اللّٰهَ كَانَ عَلِيماً حَكِيماً
«Вы не берите в жены женщин, что были в браке с вашими отцами, разве что это совершилось раньше. Ведь это мерзко и постыдно, к тому же – сей обычай скверен. Вам запрещается брать в жены матерей, сестер, и ваших дочерей, и ваших теток с материнской и отцовской стороны, и дочерей сестер и братьев, и матерей, вскормивших грудью вас, сестер молочных и матерей ваших супруг, приемных дочерей, оставленных на ваше попеченье, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили, нет греха на вас (ее взять в жены). Жен сыновей, которые от ваших чресел, и вместе (в жены брать) двух родных сестер, разве что это совершилось раньше, поистине, Аллах Прощающ, Милосерд!» Ан-Ниса, 22-24