Лето заканчивается, на смену ему приходит осень, а вместе с ней и праздник знаний, первое сентября, первый день, в который школьники и студенты отправляются получать полезные и необходимые знания, а учителя идут передавать нужную информацию. Этот день ждут все, не только ученики и учителя, но и родители, которые заботятся о своих детях и волнуются за них. Также первого сентября на работу выходят повара и рабочий персонал учебных заведений, которые трудятся на благо великой цели, цель эта — получение и передача ценной информации.
Но традиционно больше всего ему радуются те, кто в этот день впервые идет в школу, университет, колледж. Можно сказать, что 1 сентября для первоклассников и первокурсников начинается совершенно новая жизнь. Этот день является для них очень волнующим и запоминающимся. Многие боятся этого дня, но это совершенно не из-за страха перед знаниями, а скорее из-за неприятия детьми сложной системы обучения, дискомфортной обстановки в классе, поэтому обязанностью каждого директора школы, каждого преподавателя, учителя, воспитателя является формирование доверительных отношений со своими подопечными, создание наиболее благоприятной обстановки в учебном заведении, чтобы обучающиеся в нём люди с удовольствием получали знания.
Стоит привести некоторые исторические факты, касающихся этого дня, чтобы осознать значимость первого сентября. Изначально этот день многие народы отмечали как праздник жатвы. В России ещё во времена Петра Первого в этот день начинался новый год. Но потом Новый Год было решено перенести на 1 января, по образцу европейских стран.
Сейчас 1 сентября является государственным праздником под названием «День знаний».
Нужно напомнить, что официально День знаний начали отмечать в СССР с 1984 года. До того, как День 1 сентября получил статус государственного праздника, он был учебным днём.
Это праздник не только педагогов и учащихся, он также призван подчеркнуть важность образования. Мы мусульмане, люди,которые должны, обязаны донести обществу истинную религию. А для этого нам необходимо образование, как светское, так и религиозное. Мусульманин должен быть разносторонне развитым человеком, понимающим современный мир, мусульманину надо идти в ногу со временем, чтобы его современники могли доверять ему. К сожалению очень часто встречаются люди, у которых нет знаний, но они очень хотят помочь Исламу и из-за нехватки образованности уходят в крайности, начинают заниматься беззаконием и экстремизмом, что на самом деле порицаемо и религией, и обществом.
Пророка (салляллаhу алейхи ва саллям), который гласит: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».(Табрани, Байхаки и другие).
Чтобы указать на величие и достоинство знания, следует привести аят, в котором Всевышний Аллах велел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) просить Его прибавить ему знания: «И говори: “Господь мой, прибавь мне знания”» (Та ха 20:114). Поэтому каждому из нас необходимо просить Господа о знаниях , ведь это сунна Посланника Аллаха, и, иншаАллах, Господь подарит нам эти знания, ведь Он сказал в Кор*ане: «Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам» (сура «Гафир», аят 60).
Со слов Хузайфы передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие». аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами‘» 4214.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Кто пришел в мечеть, желая обучиться благому или обучить благому, тому запишется награда человека, совершившего полноценный Хадж». ат-Табарани.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Тот, кто вышел на пути поиска знаний, находится на пути Аллаха,пока не вернется».ат-Тирмизи 2647.
Из этих хадисов вполне очевидно, что получение знаний — это одно из самых важных составляющих религии Ислам.
Некоторые люди, не зная о нашей религии, приписывают ей безразличие к культуре и науке. Но это не правда. Со времён Пророка Мухаммада и праведных халифов Ислам продвигал естественные науки и культуру. Многие исламские учёные занимались математикой, географией, медициной,литературой, астрономией, химией и другими науками. Само слово АЛГЕБРА происходит от арабского от ара, «аль-джабр»—восполнение. Поэт и ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).
Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.
В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Кроме того, арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики.
Большое практическое значение имели достижения арабов в области географии. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.
Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.
Мусульмане всю свою историю стремились к получению и передаче знаний, Пророк Мухаммад сказал: «Приобретайте знания от колыбели до могилы».
Первое сентября — День знаний, поэтому в этот день мы должны помочь своим детям, братьям и сёстрам понять, что образование, получаемое ими в учебных заведениях, необходимо для их путешествия по пути Аллаха.