I. ВЫБОР СУПРУГИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Человек, готовящийся к бракосочетанию, должен задуматься о том, чего он ждет от бракосочетания и супруга(и), и что он сам может дать. Необходимо представить, насколько каждая из сторон сможет оправдать ожидания другой стороны. После того, как все эти моменты будут тщательно обдуманы, и будет спрошен совет у родителей,
можно принимать решение и в соответствии с традициями и культурой делать выбранному кандидату предложение о браке. Тому, кому было сделано предложение, следует также тщательно все взвесить и в соответствии с этим принять решение.
Если оба уверены в том, что смогут понять друг друга, то каждый из них должен в подходящей форме честно и более подробно представить себя, стараясь одновременно лучше узнать претендента. Совершая все это, надо быть реалистом, не искать в кандидате нереальных, сверхъестественных качеств, что непременно приведет к отрицательному решению. С другой стороны, брак не должен заключаться по принципу «неважно на ком, лишь бы жениться» или для того, чтобы насолить кому-либо. Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) советовал жениху и невесте до женитьбы увидеть друг друга потому, что это будет способствовать сближению и взаимному пониманию. (Насаи, Никах, 17) Смотрины можно устроить, проинформировав противоположную сторону или не ставя их в известность. Не стоит ограничиваться только смотринами, общение в подходящих условиях, рассказы о своей жизни позволят лучше узнать внутренний мир избранника, будут способствовать принятию верного решения о браке. Однако делая все это, мужчина и женщина не должны забывать, что между ними пока нет брачных уз. Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует), перечислив богатство, происхождение, красоту и богобоязненность как признаки, по которым мужчина выбирает себе жену, сказал: «Выбирайте богобоязненных женщин». (Бухари, Никах, 15; Муслим, Рада, 53) Также Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) на вопрос «Какая женщина является лучшей?» ответил: «Та, взгляд на которую приносит радость мужу, выполняющая то, что от нее просят, и не перечащая своему мужу». (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 251)
В другом хадисе Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал, что наилучшим благом этой жизни, дарующим человеку спокойствие, является «праведная жена». (Муслим, Рада, 59; Насаи, Никах, 16)
Теми качествами, о которых говорилось в вышеприведенных хадисах, должны обладать не только женщины, но и мужчины. При выборе жениха богобоязненность и нравственность должны иметь первостепенную важность. Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если к вам с предложением женитьбы придет человек, богобоязненностью и нравственностью которого вы довольны, то пожените его. В противном случае на земле возникнут смута и хаос». (Ибн Маджа, Никах, 4)
II. ОБРУЧЕНИЕ
Обручение – это церемония объявления о том, что стороны дали друг другу слово о заключении брака. В большинстве своем эта церемония является необходимой, так как позволяет лучше узнать избранника.
Обручение не является никахом. В связи с этим обручение не дает мужчине и женщине права на свободные отношения, которые могут позволить себе женатые люди. С точки зрения халяля-харама положение сторон является таким же, как и
до обручения. Следовательно, если у обрученных время от времени возникнет желание встретиться и поговорить, то им надо помнить о том, что они пока не женаты. Они обязаны избегать запрещенного уединения, на которое обращается внимание в хадисах. В этих хадисах Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) запретил оставаться наедине вдали от посторонних глаз мужчине и женщине, между которыми нет постоянного препятствия для брака. (Бухари, Джихад, 140, Никях, 111; Муслим, Хадж, 424)
Обручение является обещанием жениться, его беспричинное расторжение не является хорошим поступком с точки зрения нравственности, поскольку в исламе проповедуется верность данному слову. Несмотря на это каждая из сторон обладает
правом без представления причин отказаться от данного слова. В случае если обручение было расторгнуто, с подарками, которые стороны дарили друг другу,
поступают в зависимости от того, с какой целью они были подарены. С обручением не появляется обязанность выплаты махра. А золотые украшения и им подобные подарки, которые были даны девушке, чтобы в будущем стать махром, должны
быть возвращены обратно. Если в этом вопросе возникнут разногласия, то они решаются в соответствии с обычаями.
III. СВАДЬБА
Стало традицией проведение свадеб, целью которых является оповещение о браке, встреча друзей и близких, угощение гостей и развлечение. Самой главной функцией свадеб является то, что они оповещают о браке. Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) хотел, чтобы о браке объявляли всенародно, и говорил, что разрешенное от запретного в отношениях между мужчиной и женщиной отделяет звук бубна и веселья. (Тирмизи, Никах, 6; Насаи, Никах, 72)
Известно, что Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) при женитьбе угощал гостей. Насколько можно понять из хадисов, праздничный стол, в отличие от сегодняшних свадеб, следовал на следующий день после брачной
ночи, и приглашение распространялось через какого-либо человека, который приглашал людей, живущих поблизости, к уже готовому столу. Известно
также, что иногда женщины из числа сподвижниц отправляли Пророку Мухаммаду (благословит его Аллах и приветствует) специально приготовленную к этому случаю еду. Несмотря на это, по поводу времени свадебного угощения существуют различные мнения, как то: до брачной ночи, после брачной ночи, во время заключения никяха или после этого. Время празднования свадьбы может меняться в зависимости от обычаев. (Бухари, Никах, 67-71; Муслим, Никах, 90, 91, 93-95)
Участие в свадебном угощении для человека, который был на него приглашен, является ваджибом. Обязанность снимается с тех, у кого имеются
уважительные причины, например, болезнь, полученное ранее другое приглашение на то же время, удаленность места проведения свадьбы, вызывающая затруднения.
Свадебные развлечения могут быть разнообразными в зависимости от традиций и обычаев. Нам ничего не известно о том, какие развлечения устраивались на свадьбах у Посланника Аллаха (благословит его Аллах и приветствует). Однако сообщается, что Айша (да будет доволен ею Аллах) привела одну женщину в дом жениха из ансаров, а находившийся там Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) спросил у нее: «О Айша! Нет ли у вас каких-либо развлечений? Ибо ансарам нравятся развлечения». (Бухари, Никах, 63) Сообщается, что Амир бин Сад во время одной из свадеб, увидев, что в присутствии Кураза бин Кааба и Абу Масуда аль-Ансари невольницы поют песни, сказал, выражая свое удивление: «Вы сподвижники Посланника Аллаха и участники битвы при Бадре. И в вашем присутствии творится такое?» В ответ ему было сказано: «Если хочешь, садись и слушай вместе с нами, а если хочешь, можешь уйти. Нам было разрешено веселиться
во время свадеб». (Насаи, Никах, 80) Это показывает нам, что веселье на свадьбах в разумных пределах было разрешено, но вместе с тем были и те, кто негативно относился к этому. Мусульманин, как и в повседневной жизни, при проведении свадеб должен избегать расточительства и всего того, что не соответствует нормам ислама. При организации свадьбы следует придерживаться скромности. Для того чтобы устроить свадьбу в соответствии с сунной, нет необходимости в больших расходах по аренде помпезных салонов, в приготовлении изысканных блюд и дорогих свадебных подарках для гостей. Если целью является проведение свадьбы в
соответствии с сунной Посланника Аллаха (благословит его Аллах и приветствует), то достаточно простой свадьбы с угощением для небольшого количества гостей. В то время как некоторые молодые люди не могут жениться из-за отсутствия материальных возможностей, другие затрачивают на свадьбу астрономические суммы. Вместо этого обладающие материальным достатком мусульмане должны оказать помощь неимущим с тем, чтобы увеличивалось число счастливых семейных гнезд. Не следует забывать, что спокойствие и счастье в обществе возможно лишь в том случае, если будет много крепких семей.
IV. ЦЕРЕМОНИЯ БРАКОСОЧЕТАНИЯ И ДУА
В литературе по фикху говорится о том, что для заключения брака достаточно, чтобы желающие вступить в брак женщина и мужчина, между которыми отсутствуют препятствия для этого, выразили это свое желание в присутствии свидетелей. Тем не менее, принято приглашать на церемонию никаха друзей и родственников, чтобы разделить радость, оповестить общественность, получить баракят. Собравшимся напоминается о взаимных правах и обязанностях мужа и жены, они обращаются к Аллаху с дуа, в котором просят даровать молодоженам счастливой жизни в любви,
счастье и согласии. С этой целью во время свадебной церемонии выступающий, обладающий знаниями о бракосочетании и ораторскими способностями, начинает
свою речь с «Бисмилляхи-ррамани-ррахим», воздает хвалу Аллаху Всевышнему, читает салават Посланнику Аллаха (благословит его Аллах и приветствует). Затем читает аяты Корана, связанные с бракосочетанием и богобоязненностью (например, «Али-Имран», 3/102; «Ан-Ниса», 4/1; «Ан-Нур», 24/32; «Аль-Ахзаб», 33/70-71). После этого следует краткая речь, раскрывающая смысл прочитанных аятов и
содержащая наставления для молодоженов, делается дуа бракосочетания. Дуа: «О Аллах! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Создай между ними гармонию, любовь и стабильность. И не создавай между ними неприязнь, раздор и непонимание. О Аллах! Создай между ними такую же гармонию, какую создал Ты между Адамом и Хаввой, Мухаммадом и Хадиджей, Али и Фатимой.
О Аллах! Даруй им хороших детей, обильный удел и долгую жизнь.
Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных.
Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в последней жизни и защити нас от мучений в огне»