Одним из праведных людей является Абу Наср Бишр ибн аль-Харис аль-Хафи (179 — 227 гг.х). Всевышний даровал ему многочисленные победы, защитил его от тяжких бед. Он ограничивался заботой Аллаха и считал, что она достаточна для него, ведь суфизм – «это довольство малым ради достижения высоких уровней духовного развития, а также это сохранность от грехопадений», как говорили некоторые суфии.
Мухаммад ибн ас-Сальт говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит в ответ на вопрос: «Каким было твое начало, ведь теперь твое имя упоминается людьми, словно это имя какого-нибудь пророка?»: «Это только по милости Аллаха, ведь у меня не было даже группы людей, которые защищали бы меня. Но однажды, когда я шел по улице, я увидел лист бумаги, валявшийся на земле. Я поднял его и прочитал надпись на нем: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего». Тогда я протер этот лист, положил в карман и отправился к парфюмеру, у которого я купил духи за единственные два дирхема, что были у меня, и обмазал ими этот лист. Той же ночью я услышал во сне голос: «О Бишр ибн аль-Харис, ты подобрал Наше имя с земли и сделал его запах прекрасным. Теперь Я сделаю твое имя прекрасным в этом мире и в мире ином. Так все и произошло».
Суфьян ибн Мухаммад аль-Масысы говорил: «Я видел Бишра ибн аль-Хариса во сне и спросил его: «Что сделал с тобой Всевышний?», и он ответил: «Он простил меня и сделал для меня половину Рая дозволенным, и сказал мне: «О Бишр, даже если бы ты поклонялся Мне на горящих углях, ты бы не смог отблагодарить Меня за чувства, которые Я создал в сердцах людей по отношению к тебе».
От Убейда аль-Варрака передается, что он сказал: «Я слышал, как Бишр аль-Хафи говорит: «Выплачивайте с хадисов закят, практикуя из каждых двух ста хадисов хотя бы пять хадисов».
От Мухаммада ибн Кудамы передается: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Я слышал, как Абдулла ибн Дауд говорит: «Я слышал, как Суфьян говорит: «Знания возвышены над всеми другими благами, чтобы люди прибегали к ним за защитой».
От Али ибн Хашрам: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Ахмад ибн Ханбаль был брошен в кузнечный горн, но вышел оттуда, став красным золотом, и вернулся ко мне». Когда эти слова дошли до Ахмада, он сказал: «Хвала Аллаху, который удовлетворил Бишра моим поступком»[1].
Передается от Яхьи ибн Усмана аль-Харби, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Не стоит приказывать одобряемое и запрещать порицаемое тому, кто не может терпеть зло со стороны людей».
Передается от Ибрахима ибн Якуба, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис сказал: «Если бы люди размышляли о величии Аллаха, то они не ослушались бы Его».
Передается от Ибрахима ибн Якуба, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис сказал: «Кто просит у Аллаха мирских благ, тот просит у Него долгого стояния в День Суда».
Передал от Мухаммада ибн Йусуфа, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал, когда ему сообщили: «Умер такой-то»: «Он накапливал мирские блага и отправился в вечный мир, будучи в убытке». Ему возразили: «Но он делал то и это», т. е. разнообразные благодеяния. Тогда Бишр сказал: «Это бесполезно, если человек накапливает мирское».
Передается от аль-Хасана ибн Саида, который сказал: «Однажды, когда мы были у Бишра ибн аль-Хариса, пришел некий человек, который сел напротив Бишра и обратился к нему: «О Абу Наср, мы – делегация из Хорасана. Расскажи мне пять хадисов, которые я передам людям Хорасана, упомянув тебя в цепочке их передатчиков». Он упрашивал Бишра рассказать ему хадисы, а Бишр отвечал: «Передатчиков хадисов много». Но гость настаивал на своем, и когда он понял, что Бишр непреклонен, он сказал ему: «О Абу Наср, разве ты не передаешь сведение от Исы, мир ему, что он сказал: «Кто получил знания, стал практиковать их и обучил людей знаниям, тот обретет великий удел в Царстве Небесном»? Бишр переспросил его: «Как ты сказал? Повтори». Он повторил: «Кто получил знания, стал практиковать их и обучил людей знаниям, тот обретет великий удел в Царстве Небесном». Тогда Бишр сказал: «Ты прав – мы получили знания, чтобы практиковать их и только потом обучать людей».
Передается от ас-Сирри, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Величие верующего кроется в отсутствии нужды в людях, а честь его заключается в совершении полуночной молитвы».
Передается от Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Мухаммада аль-Хуза’и, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Я слышал, как аль-Муафи ибн Имран сказал: «Я слышал, как ас-Саури сказал: «Удовлетворение людей – это цель, которая недостижима».
Мухаммад ибн Умар передал нам от Ахмада, который сказал: «Я слышал, как Бишр говорит: «Я слышал, как аль-Муафи говорит: «Я слышал, как ас-Саури сказал: «Никакая мирская беда не навредит этим людям, поскольку Аллах возместит им любой ущерб Раем».
Передается от Сарри ас-Сакты, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Из всех своих благодеяний больше всего я надеюсь на мою любовь к сподвижникам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».
Убейд ибн Мухаммад аль-Варрак говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Из всех моих деяний самую большую уверенность в меня вселяет любовь к сподвижникам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».
Передается от Хусейна ибн Абдуррахмана, который сказал, что Бишр ибн аль-Харис сказал: «Признаком того, что этот мир ничтожен для Аллаха, свят Он и велик, является то, что Он создал Свой священный Дом (Кааба) на ухабистой местности».
Абу Бакр ибн Малик передал нам от Абдуллы ибн Ахмада ибн Ханбаля, который передал от аль-Хасана, сына дочери врача Асыма, который сказал: «Я встретил Бишра ибн аль-Хариса, и он стал спрашивать меня о некоторых лекарствах. Я сказал ему: «О Абу Наср, отойди от солнца», указав ему на место в тени, которая падала от дома Рабии или Имрана аль-Аш’аса, или другого человека, который был близок к правителям. Но Бишр отказался встать под эту тень и объяснил это приблизительно так: «Эта тень не добрая и скверная».
Передается от аль-Хасана ибн Амра, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Милостыня лучше хаджа, умры и джихада», а затем дополнил: «Паломник едет в Хадж и возвращается на глазах у людей, а подающий милостыню делает это втайне, когда его видит только Аллах, свят Он и велик».
Передается от аль-Хасана ибн Амра, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Суфьян ибн Уейна сказал: «Разумеющим является не тот, кто знает, что такое добро и зло, а тот, кто при виде добра следует ему и при виде зла сторонится его».
Передается от аль-Хасана ибн Амра, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Некий человек обозвал Малика ибн Динара показушником, на что Малик ответил: «Когда ты узнал мое имя? Оно не известно никому, кроме тебя».
Мухаммад ибн Умар ибн Муслим передал нам от Ахмада ибн Мухаммада аль-Хуза’и, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Я слышал, как аль-Муафи говорит: «Я слышал, как Суфьян ас-Саври сказал: «Я встретил в своей жизни таких людей, которые более благородны, чем многие хафизы этого времени».
Мухаммад ибн Умар передал нам от Ахмада ибн Мухаммада, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Я слышал, как аль-Муафи говорит: «Я слышал, как ас-Саури говорит: «Для меня лучше взять в спутники умного и понимающего человека, чем просто начитанного».
Передается от Аббаса ибн Абдуль-Азыма, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис сказал мне однажды: «Иса ибн Йунус передал мне», а потом прекратил передавать сведение и сказал: «Прошу прощения у Аллаха. До меня дошло, что слова «такой-то передал мне от такого-то» – это одна из дверей в бренный мир».
Передается от Сулеймана ибн Якуба, который сказал: «Я попросил Бишра ибн аль-Хариса наставить меня, и он ответил: «Следи за тем, откуда ты добываешь свой хлеб, и не рискуй попасть в Ад».
Абдулла ибн Мухаммад передал нам от Ахмада ибн Мухаммада ибн Газвана аль-Хураи, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис сказал мне в двести двадцать пятом году по Хиджре: «Придерживайтесь мягкости и экономно тратьте деньги на свои нужды, ведь для меня будет приятнее видеть, что вы ложитесь спать голодными, имея при себе деньги, чем видеть, что вы ложитесь спать сытыми, не имея ни гроша за душой». Бишр также сказал мне: «До меня дошли сведения, что ты не торгуешь на рынке. Посещай рынок». Когда же я встал, чтобы уйти, он повторил: «Ходи на рынок постоянно». Он имел в виду, что надо пытаться торговать и зарабатывать, даже если вначале нет прибыли»[2].
Махляд ибн Джафар и Абу Мухаммад ибн Хайан сказали, что Ахмад ибн Мухаммад ибн Газван сказал им: «Однажды ранним утром в очень холодную погоду я и мой брат отправились к Бишру. Мы встретили его у двери его дома, где он стоял с Халилом аль-Хаййатом. Он встал и пошел впереди нас. Он был одет в изношенную одежду из меха, короткую обувь, которая закрывала только его пятки, и в легкие штаны. Он направился в сторону рынка. По пути он здоровался с каждым человеком, произнося громким голосом: «Мир вам». Когда же он прибыл на рынок, он подошел к мельнику и спросил, сколько стоила мука вчера. Мельник ответил: «Радуйся, сегодня мука дешевле». Тогда Бишр сказал: «Хвала Аллаху», и купил муку». Кроме того, до меня дошло от него сведение, что в один дождливый день распространился слух о смерти Бишра, который сотряс жителей квартала Баб ат-Так[3], и я отправился к нему, несмотря на дождь и слякоть. Когда я прибыл к его дому, я обнаружил у дверей трех людей. Один из них, шейх, обратился к Бишру: «Мы пришли навестить тебя, о Абу Наср», а он в слезах ответил ему: «Мне не нужен ваш визит сейчас. Уходите, вы причиняете мне страдания, ведь «я хочу болеть в одиночестве», как говорил Фудайль».
Передается от аль-Касима ибн Мунаббиха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Джибриль явился к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и предложил ему: «Попроси Аллаха, и Он сделает твою жизнь безбедной».
Передается от Мухаммада ибн Йусуфа аль-Джаухари, который сказал: «Я спросил Бишра ибн аль-Хариса об алкоголе, сделанном не из винограда, и он ответил мне: «Я мало употребляю даже воду, зачем мне говорить о спиртном?».
Передается от аль-Фадля ибн аль-Аббаса аль-Халяби, который сказал: «Я слышал, как Абу Наср Бишр ибн аль-Харис сказал, рассуждая о знаниях и их поиске: «Если человек не будет практиковать их, то оставить поиск знаний для него будет лучше. Знания – это практика, ведь если ты будешь слушаться Аллаха, то Он обучит тебя знаниям, а если будешь ослушаться Его, Он не даст тебе знаний. Это потому, что знания – это инструмент пророков для доказательства их правоты». И он упомянул, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, довел знания до своих сподвижников, которые впоследствии держались за них, хранили их и практиковали их, и только потом передавали их другим людям. Затем он рассказал об их достоинстве и продолжил, что сподвижники передали знания другому поколению, и перечислил три поколения праведных предшественников, а потом сказал: «Теперь знания достались людям, которые используют его для пропитания».
Передается от Мухаммада ибн Кудамы, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который сказал: «Иса ибн Йунус сказал мне, когда я решил расстаться с ним: «Разве ты понесешь эти знания в этот плохой город?».
Передается от Мухаммада ибн Кудамы, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который сказал: «Я слышал, как Иса ибн Йунус говорит про имама аль-Авза’и: «Абу ад-Дарда говорил: «О Аллах, не проклинай меня в сердцах ученых». Ученые спросили его: «Как мы можем тебя проклинать?», и он ответил: «Если вы станете ненавидеть меня, то это будет проклятием для меня».
Передается от аль-Касима ибн Мунаббиха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Не проси знаний, которые ты будешь унижать ради людей, поскольку в этом заключается наибольшая беда».
Он также сказал: «Я слышал, как Бишр говорит: «Человек не оставит в своем доме ничего лучшего, чем два ракаата молитвы, которые он совершит добровольно».
Мухаммад ибн аль-Фатх передал нам от Ахмада ибн Мухаммада ас-Сайдалани, который сказал: «Я слышал, как Абу Джафар аль-Магазили говорит: «Бишр ибн аль-Харис сказал: «Фудайль ибн Ияд говорил: «Благородство человека не станет полноценным, пока его враг не будет чувствовать себя в безопасности от его зла. Но сегодня от зла человека не защищен даже его друг».
Передается от аль-Хасана ибн Амра ас-Саби’и, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Терпение – это молчание, а молчание исходит от терпения. Говорящий человек не будет более богобоязненным, чем молчащий, за исключением ученого, который говорит и молчит к месту».
Али ибн Хашрам говорил: «Бишр ибн аль-Харис Абу Наср отправил мне письмо, в котором было написано: «Абу аль-Хасану Али ибн Хашраму: мир тебе. Я воздаю перед тобой хвалу Аллаху, кроме которого нет бога. А затем: я прошу Всевышнего довести до конца милости, которые Он оказал мне и вам, даровать нам чувство благодарности за это, дать нам жизнь и смерть в Исламе, возместить нам все утраченное и наградить нас за все беды, которые мы испытали. Я советую тебе быть богобоязненным, о Али. Исполняй приказы Аллаха и придерживайся Его книги. Следуй по стопам наших братьев, которые опередили нас в вере и облегчили нам все дороги, и всегда помни о них. Часто вспоминай, какими они были, чтобы пребывать в обществе этих праведников во время одиночества, и тогда они избавят тебя от нужды в людях. Представляй их себе, как будто ты видишь их, ведь сидеть со сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучше, чем сидеть с мертвыми или с тем, кто следит за тобой, чтобы выявить твои ошибки, а если он не сможет этого сделать, то он начинает клеветать на тебя перед людьми, которые сидят с тобой. Знай, да обучит тебя Аллах добру и да причислит он тебя к добрым людям, что большая часть твоей жизни уже прошла, по моему мнению, а тот, кто доволен своим положением, тот уже сгинул, и ты тоже примкнешь к умершим, поскольку Аллах ищет тебя, и ты не сможешь от Него убежать. Ты – заложник в Его власти. Все творения по сравнению с величием Аллаха ничтожно малы и нуждаются в Нем, поэтому пусть не обольщает тебя многочисленность тех, кто любит тебя. Будь смиренным перед Аллахом, подобно рабу, смиренному перед своим господином, подобно бедняку, смиренному перед богатым, подобно невольнику, который не может найти убежища, подобно преступнику, испуганному тем, что натворили его руки, который не может положиться на благодеяния, которые он совершил. Будь таким, не теряя надежды, не оставляя молитвы и не думая, что находишься в безопасности от грядущих искушений и испытаний. Ведь если Аллах увидит тебя таким, может быть, Он пошлет тебе Свою милость и помощь и доведет тебя то твоей заветной цели – прощение и милость Аллаха. Поэтому при каждой беде ищи у Него убежища и проси Его о помощи против всего, что тебе не под силу. Если ты поступишь так, Он приблизит тебя к Себе из-за твоей покорности перед Ним, и тогда ты обнаружишь, что Он помогает тебе быстрее твоих родителей и находится ближе к тебе, чем ты сам. А успех зависит только от Аллаха. Я прошу Его одарить нас лучшими дарами. И знай, о Али, что тот, кому послано в качестве испытания известность, того коснулась большая беда. Да заменит Аллах нам с тобой известность смиренностью и покорностью перед Его величием. Да избавит Аллах нас с тобой от зла известности и ее плачевных последствий, ведь Он обеспечил это Своим валиям и людям, которым Он пожелал даровать успех. Из двух дел, описанных далее, возьмись за то, что тебе более близко: ищи довольства твоего Господа, не обращая внимания на хвалу или упреки твоих современников, поскольку все они тленны; и оживляй сердца твоих праведных современников. В данный момент ты находишься среди людей, которые подобны мертвецам, только покинули они не этот мир, а мир вечный. Таковы люди твоей эпохи. Поэтому скрывайся в этом мире от всего, что не освещается светом Аллаха и не регулируется Его книгой. И пусть тебя не огорчает, если кто-нибудь из них отойдет от тебя, и не печалься из-за их потери, поскольку польза от того, что они вдали от тебя, больше, чем польза от их близости к тебе. Аллаха должно быть достаточно для тебя, сделай же Его своим другом, ведь Аллах способен заменить их. Остерегайся людей твоего времени, ибо нет блага в жизни с людьми, которые по критериям твоего времени заслуживают похвалы или укора. Для разумеющего человека, который озабочен проблемами своей души, самым неприятным делом должно быть лицезрение лица человека твоей эпохи. Это потому, что когда ты сидишь с ним, это приводит к искушению твоей веры, а когда ты избегаешь его, это сулит тебе другие беды. Смерть в одиночестве лучше, чем такая жизнь. А если человек считает, что сможет спастись от зла и не боится вреда искушений, то он точно не сможет выжить. Если ты подпустишь их к себе, они сделают тебя грешником, а если станешь избегать их, они назовут тебя неверным. Поэтому сделай выбор в пользу своей души и не общайся с ними. Я считаю, что сегодня нет ничего лучше, чем уединение, поскольку оно гарантирует сохранность от грехопадения, и достаточно этой сохранности в качестве достоинства. Пусть твои уши будут глухи по отношению к тому, что может ввести тебя в грех, и пусть твои глаза не видят этого. Но остерегайся плохого мнения о людях, ведь Аллах предостерег тебя от этого, сказав: «Некоторые мысли являются греховными». И пусть пребудет мир над тобой».
Передается от Ибрахима ибн Баррада, что Бишр ибн аль-Харис сказал: «Любовь к лицезрению людей – это любовь к мирскому, а избегание людей – это избегание мирского».
Передается от аль-Хусейна ибн Абдуррахмана, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис говорил: «Я не знаю ни одного человека, который любит известность и сохранил при этом веру и хорошую репутацию».
Бишр также сказал: «Не почувствует сладость Вечного мира тот, кто хочет быть известным».
Передается от Абу Бакра Ахмада ибн аль-Фатха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Я слышал, как Яхья аль-Каттан говорит: «Я слышал, как Суфьян ас-Саури сказал: «Худшим желанием может быть стремление заполучить мирские блага посредством деяний, предназначенных для Вечной жизни». Он сказал: «Я также слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Я слышал, как Халид ат-Таххан говорит, одновременно поминая Аллаха: «Остерегайтесь скрытых видов многобожия». Я спросил его: «Что такое скрытое многобожие?», и он ответил: «Это когда кто-то среди вас молится, удлиняя поклоны так, что его надо подгонять, как наездник подгоняет своего верблюда».
Передается от Мухаммада ибн Харуна Абу Джафара, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Если у тебя есть друг, то не указывай беднякам дорогу к нему, чтобы они не испортили отношения между вами».
Кроме того, он сказал: «Я также слышал, как Бишр говорит: «Передается от Яхьи ибн Ямана, который передал от Суфьяна, который сказал: «Человек, который зубрит эту науку, но не понимает ее, похож на фальшивый дирхем – если разбить его, выйдет то, что внутри него».
Суфьян также сказал: «Если у тебя появилась просьба к человеку, который начитан, но не извлек пользы из своих знаний, то ударь его палкой».
Ахмад ибн аль-Мугаллис аль-Хамани говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Если твоя душа находит покой в людской хвале и принимает ее, то это опаснее для нее, чем совершение грехов».
Аль-Хасан ибн Имран аль-Марвази сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит:
Исчезли мужчины, чьи деяния были похвальны,
И сгинули те, что злу преграждали дорогу,
Оставив меня с людьми, которые хвалят друг друга,
Чтобы каждый уродец защищал уродство другого.
Мухаммад ибн аль-Мусанна говорил: «Я слышал, как Бишра ибн аль-Хариса спросили, можно ли принимать свидетельство человека, который обсуждает изъяны людей, и он ответил: «Нет. Если этот человек известен этим среди людей, то он низкий человек».
Он продолжил: «Я также слышал, что Бишр сказал: «Когда занятость человека уменьшается, ему посылается тревога в качестве испытания».
Ахмад ибн Джафар ибн Хамдан передал нам от Абдуллы ибн Ахмада ибн Ханбаля, который сказал: «Я видел Бишра ибн аль-Хариса во время заупокойной молитвы, в которой мы приняли участие. Он собирался уходить, и я встал, чтобы посмотреть на него. На нем была скромная одежда, и мне кажется, она была из меха. Несмотря на это он вызывал уважение к себе. У него были длинные и седые волосы и седая борода. Мне казалось, седины в его волосах и бороде было больше, и он не красил волосы хной. Кроме того, он был одет в короткие штаны».
Абу Бакр ибн Малик передал нам от Абдуллы ибн Ахмада ибн Ханбаля, который передал от Абу Абдуллы ас-Сулями, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Ибрахим ибн Адхам сказал: «Я избрал для себя Шам, чтобы насытиться хлебом».
Мухаммад ибн Умар ибн Салям передал нам от Ахмада ибн Мухаммада аль-Хуза’и, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Я слышал, как аль-Муафи ибн Имран говорит: «Некто спросил Мухаммада ибн ан-Надра аль-Хариси: «Где мне поклоняться Аллаху?», и он ответил: «Приведи в порядок свой внутренний мир и поклоняйся Ему где хочешь».
Абу Бакр ибн Малик передал нам от Абдуллы ибн Ахмада ибн Ханбаля, который передал от Абу Абдуллы ас-Сулями, который сказал: «Я слышал, как Бишр говорит человеку, который рассказал ему свой сон: «Это всего лишь рассказ ночи».
Ахмад ибн Джафар ибн Сальм передал нам от Ахмада ибн Али аль-Аббара, который передал от Айуба аль-Харби, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который сказал: «Некий мужчина спросил Ибн аль-Мубарака: «Моя мама постоянно говорила мне: «Женись», пока я не женился. Но теперь она говорит мне: «Разведись с ней». Бишр сказал ему: «Если ты совершил все благодеяния на свете, упустив только это, то разведись с ней. Но если развод с ней вызовет у тебя конфликт с мамой, не разводись со своей женой».
Передается от Абдуссамада, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который сказал: «Однажды к нам пришел Абу Бакр ибн Айаш и сказал: «Есть ли здесь лживые благодетели?». Абдуссамад сказал: «Тогда Бишр сказал: «Он даже не знал, что я один из таких[4]«.
Мухаммад ибн Ибрахим передал нам от Абдуллы ибн Мухаммада ибн Али, судьи Медины, который передал от Мухаммада ибн Сахма, который сказал: «Ученые хадисов попросили Бишра ибн аль-Хариса передать им какой-нибудь хадис, и он ответил им стихами:
Нынче среди ученых хадисов существует предание,
Что изъян сей науки в одном – в людях хадисов»[5].
Он также сказал: «Бишр прочитал мне такие стихи:
О тот, кто о вере своей кричит во весь голос,
Не обманет меня твоей веры внешний образ.
Кто искренне уверовал всем сердцем,
Того искренность станет видна всем людям».
Абу Джафар Мухаммад ибн Ахмад ибн Муксим передал нам от Исы ибн Абдуллы ибн Ахмада ас-Саджи, который передал от своего отца, который сказал ему: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит:
Клянусь Аллахом!
Раскалывать орехи и пить соленую воду из лужи
Величественнее для человека, чем рвение к бренному миру
И прошение милостыни у хмурых лиц.
Избавься от нужды в людях посредством отчаяния в них,
Тогда станешь ты самодостаточным и будешь в выигрыше.
Отчаяние – величие, богобоязненность – господство,
А алчность души приводит к позору.
Кто сделался другом бренному миру,
Тот им же зарезан будет однажды».
Передается от аль-Касима ибн Мунаббиха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Не давай ничего никому из-за страха упрека со стороны людей».
Передается от Яхьи ибн Усмана аль-Харби, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис сказал: «О Абу Закария, кто сидит там, где распивают спиртное, того свидетельство не принимается в суде».
Передается от Абу ар-Раби’а, который сказал: «Я слышал, как Бишр сказал: «Прячь свои благодеяния, как прячешь свои грехи».
Передается от Ахмада ибн аль-Фатха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Кто хочет стать мудрым, пусть не ослушивается Аллаха».
Передается от Мухаммада ибн Йусуфа аль-Джаухари, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит во время похорон его сестры: «Поистине, если раб Аллаха допускает упущения в повиновении Ему, Он забирает у него человека, который порицал его, чтобы исправить его».
Аль-Хусейн ибн Мухаммад аль-Багдади говорил: «Я слышал, как мой отец говорит: «Я навестил Бишра ибн аль-Хариса и посидел с ним немного, и он не говорил больше меня ни на слово. Он сказал мне: «Не боится Аллаха тот, кто хочет известности».
Убейд ибн Мухаммад говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Однажды мудрец встретил мудреца, и один из них сказал другому: «Пусть Аллах не видит тебя там, где Он запретил тебе находиться, и пусть Он не теряет тебя из виду там, где Он приказал тебе присутствовать».
Са’д ибн Усман говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Не совершай благодеяния ради того, чтобы тебя поминали, и отдай Аллаху то, что Он хочет».
Ахмад ибн аль-Фатх говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Если тебе нравятся чьи-то слова, то промолчи, а если тебе нравится молчание, то прерви его».
Абу Бакр ибн Малик передал нам от Абдуллы ибн Ахмада ибн Ханбаля, который передал от Абу аль-Аббаса ас-Сулями, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Если тебя беспокоит рост цен, то вспомни смерть – это избавит тебя от беспокойства по поводу высоких цен».
Он продолжил: «Я также слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Когда ты вспоминаешь смерть, ты забываешь самое лучшее, что есть в этом мире, а также все мирские наслаждения вплоть до того, что ты теряешь желание совокупляться, если вспомнишь о смерти».
Он сказал: «Я видел стопы Бишра. Они были почерневшими от песка, так как он ходил по земле босиком».
Передается от Ахмада ибн аль-Фатха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Ты не кто иной, как человек наслаждающийся. Ты слушаешь и диктуешь, в то время как знания нужны для того, чтобы практиковать их. Слушай и учись, практикуй и обучай, а затем убегай. Разве ты не видел, как Суфьян ас-Саури искал знания и получал их, как он практиковал их и обучал людей, а затем убегал? Поиск знаний – это бегство от бренного мира, а не любовь к нему».
Передается от аль-Касима ибн Мунаббиха аль-Харби, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Если ты не совершаешь благодеяния, то хотя бы не греши».
Передается от Мухаммада ибн Абдуллы, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Чьи отношения с Аллахом честны, тот чуждится людей».
Передается от Абу ар-Раби’а, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Прячь свои благодеяния, как прячешь свои грехи».
Умар ибн Ахмад ибн Джубейр ас-Суфи передал нам в Басре, что он слышал, как Абу Ахмад ибн Касир говорит: «Я слышал, как Ибрахим аль-Харби говорит: «Мой отец отвел меня к Бишру ибн аль-Харису и сказал ему: «О Абу Наср, мой сын известен тем, что записывает хадисы и другие науки», и тогда Бишр сказал мне: «Сынок, эти знания нужно практиковать. Если будет тяжело претворять в жизнь все хадисы, то из каждых двух сотен хадисов нужно осуществить хотя бы пять, подобно тому как выплачивается закят с дирхемов». Мой отец сказал ему: «Абу Наср, помолись за него». Бишр ответил ему: «Твоя молитва за него сильнее, поскольку молитва родителя за дитя подобна молитве пророка за его общину». Ибрахим сказал: «Эти его слова мне очень понравились, и когда я отправился на пятничную молитву и увидел Бишра, который молился под куполом поэтов, я встал за ним и начал молиться, пока не наступило время азана. Тут приподнялся человек в старой одежде, который обратился к прихожанам со словами: «О люди, остерегайтесь плохого мнения обо мне, ведь я могу оказаться правдивым в своих словах. Когда человек нуждается, он лишается выбора. Тогда он не может молчать, если ничего не имеет, ведь если бы у него были деньги, он бы не просил людей, да помилует вас Аллах». Ибрахим сказал: «Я увидел, как Бишр дал ему кусок еды весом в один даник[6]. Тогда я подошел к нему и дал ему один дирхем, и сказал ему: «Отдай мне этот кусок». Он сказал: «Не отдам». Я предложил ему два дирхема, но затем протянул ему десять дирхемов, которые были у меня. Он спросил меня: «Зачем тебе этот кусок еды взамен на десять дирхемов?». Я ответил ему: «Этот человек – праведник». Тогда он ответил: «Я ищу именно этого добра, и поэтому я не поменяю его на что-нибудь другое. Может быть, когда я съем этот кусок, Аллах ниспошлет мне избавление или смерть». Ибрахим сказал: «Я тогда задумался, чье благо мне взять, и сказал ему: «О шейх, помолись за меня», а он ответил: «Да оживит Аллах твое сердце и не умертвит его раньше твоего тела. И да причислит Он тебя к людям, которые выкупают свою душу за любую цену, но не продают ее ни за какие богатства».
Передается от Мухамада ибн Харуна Абу Джафара, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис встретил меня и сказал мне: «Если ты можешь поставить себя в положение, в котором люди будут считать тебя вором, сделай это. А если можешь сделать более того, то сделай и не уменьшай».
Передается от Мухаммада ибн аль-Мусанны, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорил: «Каждый, кто любит этот бренный мир, не полюбит смерть. И каждый, кто является аскетом, любит смерть, поскольку смерть позволит ему встретиться с его Господом».
Передается от Мухаммада ибн аль-Мусанны, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Удивительно, как тебе может казаться, что твои благодеяния многочисленны, а деяния других людей малочисленны?».
Передается от Мухаммада ибн аль-Мусанны, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Нельзя ученому передавать какой-либо хадис, чтобы приблизиться к человеку, который может удовлетворить какую-либо из его мирских нужд. Кроме того, нельзя цитировать что-нибудь из исламских знаний в поддержку бренного мира. И я видел шейхов, которые требовали знания ради мирских благ и были опозорены. Я видел и других, которые добывали знания, применяли их к месту, практиковали их и поэтому уцелели, и Аллах довел их пользу до людей. И если ты услышишь какое-нибудь сведение от большого ученого и станешь практиковать его, и в это время ты услышишь от кого-нибудь другое сведение, противоречащее первому, то не спорь с ним, поскольку это не принесет тебе пользы. Практикуй свои знания сам. Я видел людей, которые получили малые знания и стали применять их, и видел других, что узнали многое, но Аллах не дал им пользы от этого. Знайте, что требование этих хадисов препятствует пропитанию».
Я также слышал от Хафса ибн Гияса такие слова: «Мы променяли бренный мир на собрание у Суфьяна».
Он также сказал: «Я слышал, как Хафс ибн Гияс сказал: «На собрании у Суфьяна бедняки были правителями».
Бишр сказал: «Суфьян говорил: «У кого из вас есть какое-нибудь средство пропитания, пусть держится за него, ибо наступит время, когда человека будут настигать предначертания судьбы из-за его веры».
Абу Джафар аль-Магазили сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Не изучай научные вопросы, чтобы узнать посредством них изъяны людей, и сам не попадай под обсуждение людей. Если же ты изучаешь какие-либо научные вопросы, то практикуй их, а если не можешь, то ищи силы и помощи у Аллаха».
Ахмад ибн Мухаммад ибн Муксим передал нам от Мухаммада ибн Исхака перед Салямой, что его отец сообщил ему: «Я спросил Бишра ибн аль-Хариса: «Я хочу идти дорогой Ибрахима ибн Адхама», и он сказал мне: «У тебя нет на это сил». Я спросил: «Почему?». Он ответил: «Потому, что Ибрахим не говорил, а делал, а ты сказал прежде, чем сделать».
Мухаммад ибн аль-Фатх передал нам от Ахмада ибн Мухаммада ас-Сайдалани, который передал от Абдуллы ибн Абдуль Ваххаба аль-Аскаляни, который передал от Ибрахима ибн Абдуллы, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Кто лишен познания, тот не почувствует услады от послушания Аллаху. Кто не знает, какая награда уготована за благодеяния, для того будет тяжко совершать их при всех обстоятельствах. Кто живет в этом мире аскетично и довольствуется истиной, того провизия будет легкой. Кому даровано довольство, тот достиг лучшего уровня перед Аллахом. И верующий, жизнь которого грустна, но несмотря на это, он не отказывается от ценностей, лучше, чем люди, довольные Аллахом».
Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Хасан передал нам от Харуна ибн Йусуфа ибн Зайада, который передал от Мухаммада ибн Мухаммада ибн Аби аль-Варда, который передал от Хасана аль-Анматы, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Смотреть на того, кто страдает головной болью и ненавидит ее, является скрытым грехом».
Мухаммад ибн Ахмад ибн аль-Хасан передал нам от Харуна ибн Йусуфа, который передал от Мухаммада ибн Мухаммада ибн Аби аль-Варда, который передал от Хасан аль-Анматы, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Существование жадных богачей – это горе для сердец верующих людей».
Передается от аль-Хасана ибн Умара аль-Марвизи, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Взгляд на глупца – это лихорадка для глаз. Лицезрение скупых людей делает сердце черствым. Кто не может перетерпеть печаль и обиды, тот не сможет войти в состояние, которое он полюбит».
Передается от аль-Касима ибн Мунаббиха, который сказал: «Я слышал, как Бишр сказал: «Нет более черствого человека, чем любитель бренного мира, и нет наглее лица, чем его лицо». Он также сказал: «Если ты не совершаешь благодеяния, то хотя бы не греши».
Он также сказал: «Две черты в человеке делают сердце жестоким: болтливость и прожорливость».
Мухаммад ибн Хумейд передал нам от Ахмада ибн аль-Касима ибн Хашима ас-Симсара, который передал от Мухаммада ибн аль-Мусанны, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис сказал мне: «Я люблю больше человека, который знает четверть Корана и является щедрым, нежели человека, выучившего наизусть весь Коран и проявляющего жадность». Он также сказал: «Я не видел, чтобы среди людей были такие, которых не коснулись испытания и беды. Если Аллах, например, делает кого-нибудь богатым, Он испытывает в нем благодарность. А если Он делает кого-то бедным, то это для того, чтобы испытать его терпеливость».
Мухаммад ибн аль-Фатх передал нам от Абдуллы ибн Аби Дауда, который передал от Али ибн Хашрама, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит:
Исчезли достойные предводители в сих поселениях,
И правлю здесь я, не имея заслуги,
И сердце мое страдает от боли,
За то, что один я – предводитель.
Али ибн Хашрам сказал: «Я слышал, как Ибн Уейна произнес эти слова, когда вокруг него собрались люди».
Абу Ахмад Мухаммад ибн Мухаммад ибн Йусуф аль-Джурджани сказал: «Я слышал, как Абу аль-Аббас ибн Абдулла аль-Багдади говорит: «Я слышал, как Джафар аль-Бардани говорит: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Муса, мир ему, сказал: «О Господи!», и Аллах ответил ему: «Я слушаю тебя, Муса». Тогда Муса попросил Бога: «Я голоден, накорми же меня». Аллах ответил: «Тогда, когда захочу».
Он сказал: «Я слышал, как Бишр говорит: «Муса, мир ему, сказал: «О Господи, покажи мне кого-нибудь из твоих приближенных рабов». Он ответил ему: «Поищи его в руинах такой-то местности». Он пошел искать его и увидел среди руин кости человека, обглоданные хищниками. Он сказал: «Господи, я не вижу ничего, кроме костей». Всевышний ответил: «Это кости праведника». Он сказал: «Господи, ты послал на него хищников?». Он ответил: «Да. Клянусь Своим величием, вдобавок к этому, Я забрал его из этого мира голодным и жаждущим воды». Муса спросил: «Почему, о Господи?». Он ответил: «Из-за положения передо Мной, которое он получит за это. Если бы ты увидел это положение, ты бы умер от желания заполучить его. Я не желаю бренного мира для моих приближенных рабов».
Я слышал, как мой отец говорит: «Я слышал, как Абу Джафар Ахмад ибн Джафар ибн Хани говорит: «Я слышал, как Мухаммад ибн Йусуф говорит: «Аль-Мазини спросил Бишра ибн аль-Хариса: «Что такое упование?». Бишр ответил: «Это движение без покоя и покой без волнения». Аль-Мазини сказал: «Нам не понятно это». Бишр сказал: «Да, это не относится к вам». Аль-Мазини попросил его: «Объясни же нам это, чтобы мы поняли». Бишр сказал: «Движение без покоя – это движение частей тела человека во время совершения причин, в то время как покой он находит не в этих причинах, а в Аллахе. Покой без волнения – это состояние человека, который нашел покой в Аллахе, свят Он и велик, и не волнуется по поводу того, что причины могут исчезнуть, поскольку Аллах может создать новые причины. И это великое состояние, которое является чертой абдалей[7]«.
Передается от Мухаммада ибн Йусуфа аль-Джаухари, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Фудайль ибн Ияд говорил своему сыну Али во время тягот: «Ты, наверное, заметил, что во время голода ты больше повинуешься Аллаху».
Передается от Аммара, который сказал: «Я увидел Хидра, мир ему, и спросил его о Бишре ибн аль-Харисе, и он сказал мне: «В день, когда он умер, не было на земле более богобоязненного человека, чем он».
Передается от Мухаммада ибн Али ас-Сури, который передал от Абу Нуейма, который сказал: «Бишр ибн аль-Харис пришел ко мне и попросил меня: «Расскажи мне, что ты знаешь о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах ведает о каждом слове, произнесенном человеком». Я ответил ему: «Умар ибн Зарр передал нам от своего отца, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах ведает о каждом слове, произнесенном человеком», а потом спросил его: «Не осталось людей, которые знают то, о чем ты говоришь». Тогда он сказал мне: «Достаточно», и удалился».
Передается от Абу Джафара аль-Баззаза, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Скажи тому, кто жаждет этого бренного мира: «Приготовься к унижениям».
Абу Абдулла Мухаммад ибн Хунейф аш-Ширази ас-Суфи передал нам в своем письме, что Абу Мухаммад Абдулла ибн аль-Фадль передал ему от Абу Абдуллы аль-Кади, который передал от своего отца следующее: «У меня в Багдаде был один друг, торговец, который часто критиковал передо мной суфиев, но впоследствии он стал с ними тесно общаться и израсходовал на них все, что имел. Я однажды спросил его: «Разве ты не ненавидел их?». Он ответил: «Все не так, как тебе показалось». Я спросил: «Как это?». Он ответил: «Однажды, после того как я совершил пятничную молитву и вышел из мечети, я увидел Бишра ибн аль-Хариса аль-Хафи, который покинул мечеть в спешке. Я подумал про себя: «Смотри, как этот человек, которого все считают за аскета, не может усидеть в мечети». Тогда я оставил свои дела и отправился за ним, чтобы проследить, куда он пойдет. Я шел за ним, пока он не подошел к пекарю, у которого он купил хлеб на один дирхем. Я подумал: «Смотри на него – он покупает хлеб». Затем он подошел к повару и купил у него жареного мяса на один дирхем. Это разозлило меня еще больше. После этого он купил у кондитера пастилы на один дирхем. Тогда я сказал про себя: «Клянусь Аллахом! Я обязательно испорчу ему настроение, когда он сядет покушать». Потом он направился в сторону пустыни, и я подумал, что он хочет кушать на траве рядом с озером. Но он шел и шел, пока не приблизилось послеполуденное время, и я продолжал за ним следовать. Он зашел в деревню, в которой была мечеть, а в мечети был больной мужчина. Бишр сел у его головы и принялся кормить его. В это время я отошел, чтобы оглядеть деревню. Спустя час я вернулся в мечеть и спросил больного: «Где Бишр?». Он ответил: «Он отправился в Багдад». Я спросил его: «А как далеко Багдад от нас?». Он ответил: «Сорок фарсахов[8]«. Тогда я сказал: «Поистине, Аллаху мы принадлежим и к Нему мы возвратимся! Что я наделал! Мне не на что арендовать животное, а пройти пешком это расстояние я не смогу». Мужчина сказал мне: «Остановись здесь, пока он не вернется». Я остался там до следующей пятницы. Бишр появился в то же время, принеся с собой еду, и когда он закончил кормить больного, тот сказал ему: «О Абу Наср, этот мужчина прибыл с тобой из Багдада и жил у меня с прошлой пятницы. Верни его домой». Бишр обратил на меня свой недовольный взгляд и спросил меня: «Зачем ты шел за мной?». Я ответил: «Я был не прав». Он сказал мне: «Вставай». Мы были в пути до заката, и когда мы приблизились к городу, Бишр спросил меня: «Где твой район в Багдаде?». Я назвал ему это место, и тогда Бишр сказал мне: «Ступай, и больше так не поступай». Тогда я покаялся перед Аллахом, свят Он и велик, и стал дружить с суфиями».
Мухаммад ибн Хунейф сказал: «Мухаммад ибн аль-Хайсам сказал: «В детстве я заходил в дом к сестре Бишра, и однажды она дала мне клубок пряжи, сказав мне: «Продай клубок и купи хлеб с рыбой». Я так и сделал. Бишр зашел в дом и увидел на столе хлеб и рыбу. Он спросил: «Откуда эта еда?». Его сестра объяснила: «Я видела во сне нашу маму, и она сказала мне: «Если хочешь обрадовать меня, продай пряжу и купи хлеб и рыбу, так как Бишр желает отведать их». Когда он вспомнил маму, он заплакал и сказал: «Да помилует ее Аллах! Она заботится обо мне живой и мертвой. Я желаю покушать рыбу уже двадцать пять лет, и я не нарушил ни один обет, данный мной Аллаху».
Мухаммад ибн Хунейф сказал: «Не удивляйтесь такому уровню богобоязненности этого человека. Поскольку даже его сестра, которая плела пряжу, спросила однажды имама Ахмада ибн Ханбаля: «Мы – народ, который зарабатывает продажей пряжи, которую мы плетем ночью. Иногда мимо нас проходят огни семейства Тахир, правителей Багдада, а мы в это время плетем на крыше своего дома. Их света бывает достаточно, чтобы успеть сплести два клубка. Что ты думаешь насчет этого? Дозволяешь ли ты нам так поступать или нет? «. Ахмад ибн Ханбаль спросил ее: «Кто ты?». Она сказала: «Сестра Бишра». Тогда имам ответил: «Семейство Бишра! Пусть ваш род не прекращается. Я постоянно слышу о вашей чистой богобоязненности».
Передается от аль-Хасана ибн Амра ас-Саби’и, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Ты не станешь совершенным, пока твой враг не будет в безопасности от тебя. Но как ты будешь просто хорошим человеком, если твой друг не в безопасности от тебя?».
Он также сказал: «Я также слышал, как Бишр говорит: «Я болен, и пока я не излечу себя, я не буду заниматься другими людьми. Когда же я вылечусь, тогда я примусь за лечение других людей от их болезней, если они будут помогать мне в этом». Кроме того, он сказал: «Вы больны. Я вижу перед собой людей, которые не боятся Аллаха и пренебрегают вечной жизнью».
Передается от аль-Хасана ибн Амра ас-Саби’и, который сказал: «Раб Аллаха не почувствует сладости поклонения, пока не возведет между собой и страстями железную стену».
Он сказал: «Я также слышал, как Бишр говорит: «Мольба к Аллаху стирает грехи».
Передается от Хасана аль-Масухи, который сказал: «Однажды Бишр ибн аль-Харис увидел меня дрожащим от холода. Он взглянул на меня и сказал:
Проводить ночи и дни в собраниях зикра
И спать под окном тревоги и страха
Лучше для нас, чем однажды нам скажут:
«Ты собираешь богатства лживой рукой».
Они говорят: «Ты доволен судьбой и ты говоришь,
Что непривередливым и бедность – богатство»,
Да, я говорю: «Богатство не в деньгах и не в векселях,
Богатство в довольстве Аллахом в радости и грусти».
Вот почему я следую только по ясному пути.
Передается от Мухаммада ибн аль-Мусанны, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Джафар ибн Буркан сказал: «Майман ибн Махран сказал: «О Джафар, человек не исправит своего брата, пока не скажет ему в лицо то, что ему не хочется слышать».
Аль-Бараи говорил: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Если бы с неба упал тюрбан, то он бы приземлился на голову человека, который не хочет его».
Передается от аль-Хусейна ибн Абдуррахмана, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис сказал: «Я не знаю ни одного человека, который любит известность, сохранив при этом веру и хорошую репутацию».
Я также слышал, как Ахмад ибн Мухаммад ибн Муксим говорит: «Мухаммад ибн Йусуф аль-Бакилляни сообщил мне, что он слышал, как его отец говорит: «Я слышал, как некий мужчина просил Абу Насра Бишра ибн аль-Хариса передать ему хадис, а Бишр отказал ему. Но мужчина настаивал и пытался пробудить в нем желание в передаче ему хадисов, а Бишр отказывался. Когда мужчина отчаялся, он спросил Бишра: «О Абу Наср, что ты скажешь Аллаху завтра, когда ты Его встретишь и Он спросит тебя, почему ты не рассказывал хадисы?». Тогда Бишр сказал ему: «Я скажу: «О Господи, моя душа хотела рассказывать хадисы, и я не передавал хадисы, чтобы отрезать моей душе ее страсть».
Передается от аль-Касима ибн Мунаббиха, который сказал: «Я слышал, как Бишр ибн аль-Харис говорит: «Человек не оставит в своем доме ничего лучшего, чем два ракаата молитвы, которые он совершит добровольно».
Передается от аль-Ансари, который сказал: «Я слышал, как Бишр сказал: «Когда Суфьян ас-Саури навещал больного, он говорил ему: «Пусть Аллах исцелит тебя от огня Ада».
Передается от Мухаммада ибн Хатима, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который сказал: «Я слышал, как аль-Муафи ибн Имран сказал об имаме аль-Ауза’и: «Раньше говорили, что наступит время, когда труднее всего на земле будет найти брата, в общении с которым ты находишь покой, а также дозволенный дирхем и работу в сфере сунны».
Передается от Мухаммада ибн Хатима, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который передал от Абдуллы ибн Идриса, который передал от Хусайна, который передал от Бакра ибн Абдуллы аль-Мазани, который сказал: «Раб Аллаха не станет богобоязненным, пока не станет придерживаться богобоязненности даже во время гнева».
Передается от Абдуррахмана ибн Мухаммада ибн аль-Мугиры, который передал от своего отца, который передал от Бишра ибн аль-Хариса, который передал от Яхьи ибн аль-Ямана, который передал от Суфьяна, который передал от Хабиба ибн Аби Джамрата, который сказал: «Когда человек завершает чтение Корана полностью, ангел целует его между глаз».
(Из книги «Аль-Хильят аль-Авлия ва табакат аль-Асфия» хафиза Абу Нуайма аль-Асбахани)
[1] Имам Ахмад ибн Ханбаль был подвержен пыткам со стороны власти своего государства, целью которых было заставить его признать сотворенность речи Аллаха. Но имам Ахмад выдержал их и остался при своем мнении, что речь Аллаха предвечна. В связи с таким героическим поступком Бишр сказал такие слова в адрес имама Ахмада.
[2] Бишр ибн аль-Харис побуждал людей работать и искать источники своего пропитания, поскольку в этом польза как для мирских нужд человека, так и для его души, если он намеревается приблизиться к Аллаху посредством честной торговли и поиска дозволенного заработка.
[3] Квартал в Багдаде.
[4] Под словосочетанием «лживые благодетели» Абу Бакр ибн Айаш скорее всего подразумевал людей, которые не по праву полагали, что имеют какие-то заслуги перед людьми или перед Богом за их доброту и праведность. Истинный суфий всегда склонен быть самокритичным и поэтому от Бишра последовал такой ответ, под которым он подразумевал, что каким бы искренним и скромным человек ни был, он никогда не сможет достичь такой искренности перед Аллахом, которой можно было бы отблагодарить Его милости. И все мысли о том, что человек достиг высокой набожности, по мнению Бишра, стоит рассматривать как лживую заслугу или мнимую благодетель.
[5] То есть в людях, которые передают хадисы, но не практикуют их.
[6] Даник – мера веса, равная одной шестой дирхема.
[7] Аль-Абдаль – это особые праведники и приближенные Аллаха, которые приходят на этот свет, чтобы заменить умерших праведников. Аль-Абдаль – ед. ч. аль-бадаль, что означает «замена».
[8] Фарсах – мера длины, равная 3000 строительным локтям или 2250 м., ист. = 5760 м. Персидский фарсах равен 6,24 км., а арабский – 5,75 км.
Автор: Хафиз Абу Нуайм аль-Асбахани