Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах) — основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы).
Ахмад ибн Ханбаль родился 778 году (164 году по Хиджре, 20 Рабиу авваль) в городе Багдаде. Отцом будущего факиха был известный воин по имени Мухаммад, который проживал в Басре, что находился на территории современного Ирака. Мухаммад скончался в 30 лет, когда Ахмад был ещё младенцем. Мать Ахмада, Сафия бинт Маймун бинт Малик Аш-Шайбани, воспитывала ибн Хамбаля одна.
ОБУЧЕНИЕ
Когда Ахмад ибн Хамбаль подрос, мать отправила его изучать Священный Коран и хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а также другие религиозные дисциплины. Юный Ахмад заинтересовался больше всего изречениями пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Уже в 15 лет он начинает присутствовать на собраниях учёных Багдада. Там он получает ещё больше знаний по религии. Став старше, Ахмад ибн Хамбаль начинает ездить по разным городам и собирать хадисы, одновременно занимаясь поиском знающих людей и обучаясь у них.
УЧИТЕЛЯ
Через какое-то время Ахмад ибн Хамбаль (да будет доволен им Аллах) становится очень известным и признанным знатоком хадисов. Наряду с изучением хадисов, имам Ахмад получал знания по фикху у Абу Юсуфа, известнейшего правоведа, ученика Абу Ханифы, и у имама Аш-Шафии, основателя шафиитского мазхаба. Также имам Ахмад учился у Ибрахима ибн Саида, Суфьяна ибн Уяйна и Яхьи ибн Саида.
Так как все признавали прекрасное знание имамом Ахмадом изречений Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), его учителя и ученики использовали его имя как авторитет в своих книгах и сборниках хадисов. Так делали имам Аш-Шафии, Абу Дауд, имам Аль Бухари, имам Муслим, Язид ибн Харун, Яхья ибн Адам (да будет доволен ими всеми Аллах).
Имам Аш Шафии и имам Ахмад
Абу Бакр аль Байхаки называл имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) основным учителем имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), они оба оказали друг на друга большое влияние, так как были очень дружны. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) был привязан к имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах). Это становится ясно из книг имама Ахмада. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) также глубоко уважал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) за искренность его намерений, и его благую страсть к знаниям. Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что был одним из самых уважаемых правоведов тех времён, звал имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) на помощь, когда испытывал трудности в отношении хадисов. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) называл имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) «обладающим глубочайшими познаниями в делах хадисов».
Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда я покидал Багдад, я не оставлял там более сведущего в вопросах фикха, более набожного, более аскетичного, более знающего, чем имам Ахмад ибн Ханбаль».
Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид сказал имаму аш-Шафии (да будет доволен им Аллах), что ему нужен кадий (шариатский судья), которого можно было бы послать в Йемен, имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) обратился к имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах) ( в то время ему было 30 лет, и он был членом кружка имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)). Ахмад (да будет доволен им Аллах) наотрез отказался, сказав: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кадия». Тогда имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) замолчал.
Учёные об имаме Ахмаде ибн Хамбале
Находясь в Йемене, Имам Ахмад ибн Хамбаль жил очень небогато. Его наставник, шейх АбдурРаззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов), узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, принёс их имаму Ахмаду (да будет доволен им Аллах). Имам (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я не нуждаюсь в деньгах». Однако одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он попытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они предложили ему денег, но имам принял только один динар с условием, что расплатится за него работой.
Знаменитый мухаддис Абу Давуд говорил об имаме Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что сидеть в его обществе значило заслужить великую награду в мире ином. Он за всю жизнь ни с кем не поссорился. Байхакки рассказывает об Ахмаде (да будет доволен им Аллах), что когда кто-то попросил его дать определение мутаваккиля (того, кто полагается на Аллаха), имам ибн Хамбаль сказал: «Это тот, кто не возлагает надежды ни на кого, кроме как на Аллаха».
Гонения
Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) подвергался преследованиям со стороны правителей того времени, потому что они приняли философию мутазилитов (последователи одного из заблудших течений Ислама). Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философией. Мутазилитам покровительствовали халифы Мамун ар-Рашид, Мутасим Билляхи и аль-Васик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделав ее официальной идеологией и заставляя мусульман следовать ей. Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах), завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений», и другие учёные выступали против мутазилитских доктрин, и осуждали тезис о сотворенности Корана, который поддерживали аббасидские халифы.
По этой причине Ахмад ибн Хамбаль был переведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Мутасима БилЛяхи, когда терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.
Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада (да будет доволен им Аллах), время от времени приходил к нему и предлагал признать идеологию мутазилитов, обещая освободить и сделать первым среди придворных. Но имам (да будет доволен им Аллах) отказывался идти на компромисс. В гневе халиф Мутасим велел слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у Имама Ахмада были вывихнуты многие суставы.
Имама ибн Ханбаля держали в цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел 28 месяцев. В его камере не было света, а по вечерам ему не давали лампу. Поскольку имам продолжал отстаивать истину и не соглашался с мутазилитами, Абдуррахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили, были приведены палачи, ему связали руки и секли до потери сознания. Но, несмотря на все жестокости, имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он (Коран) — Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает куфр (неверие). Халиф Мутасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и 25 Рамадана 221 года по Хиджре приказал прекратить наказание и снять цепи. Раны начали заживать, и Мутасим велел своим людям приходить и справляться о здоровье имама. Ахмад (да будет доволен им Аллах) простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.
Аль-Муснад и хадисы.
Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются аль-Муснад, Китаб-уль-Амаль, Китабу-тафсир, Китаб-насих валь-мансух, Китаб-уль-Захид, Китаб-уль-Масаиль, Китаб-уль-Фалаиль и Китаб-уль-Иман.
Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений асхабов — сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относительно их толкований. Затем он применял эти хадисы и фетвы к различным проблемам своего времени. Если ему не удавалось найти подходящий хадис или мнение асхабов для решения той или иной проблемы, он предлагал свое собственное мнение, запрещая, однако, своим ученикам записывать какое бы то ни было из своих суждений. Он предостерегал от слепого следования мнениям ученых, стараясь тем самым внушить ученикам высокое уважение к основополагающим источникам Ислама — Корану и Сунне.
Превосходство хадисов над всем остальным для имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) было столь велико, что он предпочитал слабый хадис фетве, выведенной методом дедукции.
Ибн аль-Джаузи сообщает такие слова имама Ахмада (да будет доволен им Аллах): «Всякий, кто отвергает достоверный хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на грани уничтожения». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) дал следующий наказ сподвижникам и мусульманам в целом: «Доносите обо мне, даже если это один аят», — для того, чтобы наставление Аллаха стало доступно для всех поколений мусульман. Именно поэтому имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) яростно боролся против всего, что может помешать донесению божественного руководства его поколению, а также тем, кто придет после.
Кутайба сказал: «Если бы Ахмад был во время Суфьяна ас-Саври, Малика, Авзаия, Лайса бин Саада, он был бы более выдающимся, чем они». Его спросили, был ли Ахмад из табиинов. Он ответил: «Он — из величайших табиинов».
У имама было много учеников, но основными являлись двое его сыновей — Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных и достоверных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада (да будет доволен им Аллах).
Большинство его последователей сейчас в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
Имам Ахмад ибн Ханбаль умер в возрасте 77 лет 30 числа месяца Рабиуль-авваль в 241 году по хиджре – (855 г.) в Багдаде. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек.