Люди, которые пришли к вере в Бога, стремятся больше узнать о Нём. Верующий человек постоянно ищет знания. Религия ислам всячески поощряет мусульман к подобному поиску.
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал, означающее: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табрани, Байхаки и другие).
«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии» — это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллаh одарил особым благом.
«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).
«Добро пожаловать, искатель знаний», – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» — достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими.
«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табрани).
Однако в этом благом деле человек всегда сталкивается с трудностями. Раньше ищущий истину человек страдал от недостатка информации, отсутствия учителей или религиозной литературы. Желающим учиться приходилось отправляться в путешествие. Они находили знания за сотни и тысячи километров от родного дома. В наше время всё изменилось. Проблемой становится чрезмерное обилие информации, огромное количество людей, считающих себя алимами ислама, религиозными учеными, великими проповедниками. Появилось очень много литературы и, к сожалению, не всегда качественной. Открылось много учебных религиозных заведений по всему миру, различные онлайн курсы и школы. Простой человек, которому нужны начальные знания, не понимает, кому можно доверять, к чьим словам стоит прислушиваться? Иногда трудно разобраться, кто же является истинным ученым? Кому Господь даровал истинное знание? Учитель очень важен в любой науке. Именно от него зависит правильность и надежность получаемых навыков. Представьте себе, что человек, к которому вы обращаетесь за медицинской помощью, учился не у хороших врачей и профессоров, а у шарлатанов и знахарей-самоучек. Страшно представить, к каким последствиям для здоровья может привести лечение у такого врача. Иными словами, в любой профессии роль учителя занимает наиважнейшее место.
Ислам очень большую роль отводит получению знаний и преподаванию. Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Всевышний) наставлял учеников: «Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!». Подобные высказывания передаются от имам Малика и других великих ученых. Плохой наставник может не только ввести в заблуждение, но и вообще вывести из религии. Нельзя забывать и о такой неприятной вещи как экстремизм. Обманщики, называющие себя исламскими проповедниками, используя невежество молодых, втягивают мусульман на путь насилия и преступлений.
Как же разобраться в надёжности проповедника или учителя?
1. Узнайте, кто этот человек вообще? Если он – житель нашей страны, то связан ли он с какими-то официальными структурами – духовными управлениями, исламскими вузами? Если это иностранный ученый, то спросите – у каких учителей он брал знания, какие учебные заведения заканчивал? Ведь в религии огромную роль имеет традиция и преемственность. Когда знания получаются по цепочке от надежных учителей, имеющих связь со сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
2. Наведите справки об этом человеке у людей, компетентных в религии. Чтобы человек мог называться ученым, его должны признавать таковым другие признанные учителя и наставники. К примеру, когда вы ищете хорошего врача, и вдруг вам попадается на глаза реклама какой-то клиники или фамилия некоего доктора, вы прежде расспросите тех врачей, кому вы доверяете, можно ли верить этой рекламе, действительно ли этот врач – хороший специалист. То же самое применимо и в вопросе получения религиозных знаний – когда вам советуют послушать лекции такого-то проповедника или настойчиво предлагают какую-то книгу, спросите об этом человеке (или покажите эту книгу) имаму мечети, куда вы ходите и кому вы доверяете; либо узнайте о нем у учителя в медресе, которое вы посещаете.
3. Если вам говорят, что такой-то имам или проповедник очень красиво и правильно говорит, и вам непременно хочется его послушать, то обратите внимание на содержание его лекции: чему он учит, к чему призывает. Учит ли он разумному, доброму — призывает ли к улучшению нрава, к хорошим поступкам, к любви к Богу и доброму отношению к людям? Хочется ли вам после окончания этого урока или лекции помочь жене (сказать доброе слово мужу), приласкать ребенка, позвонить родителям, поприветствовать соседей? Либо наоборот, выступление будет полно негатива, после него у вас останется неприятное ощущение, что вас окружают дурные, нехорошие люди, что никому нельзя доверять, что вы живете в плохой стране, в испорченном мире, где не осталось истинно верующих? Разумеется, излишне добавлять, что сразу же следует прекращать всякое посещение уроков или чтение книг, где будут содержаться призывы к насилию, к экстремизму, оправдание убийств или жестокостей.
4. Также не следует прислушиваться к словам человека, который не уважает других ученых, имамов, муфтиев, из слов которого можно решить, что истинно знающий и верующий человек – это только он сам (и может быть, узкий круг его единомышленников). Такое поведение часто является отличительной чертой самоучек и самозванцев, которые нуждаются в самоутверждении за чужой счет. Ведь если обругать и унизить окружающих, на их фоне ты сам будешь очень выгодно смотреться (даже если тебе реально хвастаться нечем).
5. Если вам предлагают посетить уроки в реальном формате, а не в интернете, то следует обратить внимание на поведение и поступки человека, которого вы возьмете себе в учителя. Ведет ли он в обычной жизни себя так, как подобает человеку верующему и обладающему знаниями – вежлив ли он, какие у него манеры, готов ли он прийти на помощь, проявляет ли он милосердие и сострадание к людям? Иными словами, воплощает ли он свои знания в жизни, не присущи ли ему, к примеру, хитрость, ложь, необязательность, неуважение к другим людям? Дурное поведение вообще не должно быть присуще человеку религиозному, и особенно оно порицаемо у того, кто хочет быть учителем и наставником. Какой же пример с него могут взять другие люди?
6. Не забывайте просить Всевышнего о наставлении: «О, Господь, покажи мне истину истиной – и помоги следовать ей, и покажи мне ложь ложью – помоги отстраниться от нее».