ПОДЕЛИТЬСЯ

Молодёжь – это зеркало, в котором отражается социальная действительность, в которой она живёт. Именно поэтому молодость – наиболее ценный возраст, который объективно влияет своими идеями и идеалами, взглядами и вкусами, ценностями и привычками, своей духовностью и культурой на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки, духовность и нравственность всего общества. Однако, к сожалению, именно молодые юноши и девушки оказываются наиболее подвержены влиянию радикальных деструктивных культов с последующим активным вовлечением в деятельность запрещённых террористических организаций. Радикализация молодёжи, что является на сегодняшний день одной из самых опасных и острых проблем, проходит на фоне комплекса нерешённых социальных, культурных, ментальных и нравственных вопросов. Нельзя исключать и влияние глобализации (вызовы западной культуры потребления и прозападная идеология латентного атеизма), навязывание европейских псевдодемократических и либеральных ценностей, оторванных от традиций религии и духовенства. Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?» Такие остро стоящие проблемы, как повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, самосовершенствование, профессиональное самоутверждение, общественная деятельность, духовное согласие в семье, ответственность перед обществом за свои деяния. Они рождают в душах молодых людей обострённое чувство социальной справедливости, социальной ущемлённости, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность. О том, как взаимодействовать с молодёжью в условиях информатизации и глобализации общества говорят практически на каждой конференции как представители научной среды, так и сама молодёжь. Эта тема стала лейтмотивом традиционного форума «Ислам в мультикультурном мире», который собрал более 100 человек из различных субъектов Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, профессор Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики Бактыкан Торогельдиева с сожалением констатирует, что в республике на повестке дня стоит проблема распространения Хизб ут-Тахрир (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ). А в Грузии очень сильна нехватка профильных мусульманских высших учебных заведений для качественной подготовки соответствующих кадров. Отсюда – слабая подкованность сотрудников и специалистов в религиозной сфере. По словам Ильдара Галиева, руководителя Аппарата антитеррористической комиссии в Республике Татарстан, довольно остро встаёт вопрос рецидива. Крайне важно изучить все зоны риска, чтобы процесс дерадикализации оказался успешным. Стоит отметить, что подавляющее большинство 17-18 летних ребят, вступивших в ДАИШ (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ), имели положительный социальный опыт. Однако с приходом в деструктивные организации они обрывают практически все контакты, оставляя лишь самые необходимые. Если говорит об Азербайджане, то, по словам профессора Института востоковедения им. М.З.Буниятова Национальной Академии Наук Азербайджана Солмаза Рустамова-Тогиди, традиционно нестабильным здесь является центр шиитского ислама в Наардане. Когда исламисты в очередной раз пытаются взять власть в свои руки в селении, государственные власти реагируют немедленно и достаточно жёстко, чтобы не допустить даже возможности возникновения гражданской войны. Безусловно, нельзя обойти стороной и Республику Крым, где по-прежнему довольно остро стоит вопрос распространения радикальных настроений. Как отметила декан филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета Алиме Апселямова, в связи с процессом консолидация крымских татар, последние начали защищать местных членов Хизб ут-Тахрир (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) как своих. В свою очередь, директор Крымского научного центра исламоведения Айдер Булатов, обозначил, что это нехорошая тенденция, а с самими представителями необходимо вести жёсткую борьбу. Стоит отметить, что приверженцы экстремистских идей свято уверены в том, что если умереть вне исламского государства, то велика вероятность попасть в ад. Именно поэтому так часто в процессе агитации используются слоганы следующего характера: «Победа или рай» (или мы победим и построим халифат, или погибнем на праведном пути, став шахидами, что приведет нас в рай). К этому добавляется отсутствие необходимых знаний, полное невежество в религии, военный романтизм, который становится катализатором для молодёжи. Перекладывание ответственности, суицид, нереализованная потребность в значимости, снижение ценности человеческой жизни, социальная изолированность, отчуждённость, острое переживание неудач в отдельных областях жизнедеятельности – все эти факторы оказывают дополнительное воздействие, подталкивая молодого человека в руки экстремистов. В связи с этим не удивителен итоге – человек приходит в террористическую организацию, где ему дают «дом, покой, уют и любовь». По мнению экспертов, профилактикой экстремистских проявлений нужно заниматься не только через проведение лекций, курсов повышения квалификаций. Также крайне важно проводить культурные мероприятия, к примеру, фотовыставка «Вечная память тебе, Беслан», собрала множество зрителей. Помимо этого, нужно регулярно проводить семинары для органов власти и силовых структур. Надо доносить до юношей и девушек срединный путь Ислама, распространять его традиционные ценности. Эта работа должна вестись как через светские, так и через духовные организации. Необходимо усилить воспитание в духе традиционного для нашего общества Ислама.

Ильмира Гафиятуллина