Сегодня тасаввуф лидирует среди проблем, о которых больше всего говорят, спорят, думают, относительно которых больше всего высказывается положительных или отрицательных суждений. Что же мы знаем по этой теме, о которой столько говорят? Никто из нас: ни народ, ни его выдающиеся деятели, не может сказать, что знаем об этом очень много. К тому же, и мои ученики, и мои друзья на вопрос: “Что такое, по-вашему, тасаввуф?” – давали совершенно противоречивые ответы. По мнению некоторых из них, сущность тасаввуфа составляет набор церемоний, в том числе обряды зикра и поклонения Аллаху, осуществляемые в специально отведенных местах, называемых текке, под руководством наставников, именуемых шейхами, в одеждах, называемых хырка и тадж, с помощью специальных инструментов, называемых кудум и нэй; а также включает скрытые состояния, называемые “муракаба” и “рабита”. Согласно другим, тасаввуф – это организация, которая через свои представительства, называемые тарикатами, направляет людей к одиночеству и отрешенности и отдаляет их, таким образом, от общественной жизни. По мнению третьих, это наука, в отличие от других исламских наук, занимающаяся вопросами кашфа , карамата, тасаввуфа (бережливости), относящимися к миру невидимого, наука, использующая вместо методов наблюдения и умозаключения, принятых в естественных науках и философии, методы интуитивного познания и вдохновения. Зикр – поминание Аллаха. (Примеч. переводчика). Кашф – метод сверхчувственного интуитивного постижения в тасаввуфе.
Некоторые видят в тасаввуфе философскую систему, занимающуюся философскими проблемами, из-за принятых в нем идей “вахдат-и вуджуд” (единство бытия) и “вахдат-и шухуд” (единство восприятия). Согласно еще более распространенной точке зрения, тасаввуф – это нравственно-этическая система, религиозный институт, действующий с целью реализации в человеке чувства “ихсан” , используя такие средства, как зикр, фикр, риязат, борьба со своими недостатками, зухд, дополнительные поклонения (нафиля). Каждая из этих оценок напоминает рассказ о слепых, передаваемый от Платона и Мавляны. Он о том, как слепым привели слон на, и каждый из них, ощупывая какую-то отдельную часть его тела, пытался составить суждение обо всем слоне. Их характеристики в отдельности, конечно, неприемлемы для описания слона. Ведь каждый из них описывал не слона целиком, а только его отдельную часть. То же относительно суждений о тасаввуфе, приведенных выше. Каждая из этих оценок по отдельности недостаточна, чтобы получить целостное представление о тасаввуфе и не спутать его ни с чем другим. Но если собрать все эти суждения вместе, возможно, перед нами предстает целостная картина, и мы увидим тасаввуф таким, какой он есть. Это правда, что тасаввуф включает все вышеперечисленные аспекты и создает ради этого свои институты (представительства). Прежде чем приступить к отдельным темам, а именно: что такое тасаввуф, его положения и история происхождения, мы сначала рассмотрим понятие мистицизма, имеющего западное происхождение, которое часто используют синонимично тасаввуфу и которое часто путают с ним.
ЧТО ТАКОЕ МИСТИЦИЗМ? Слово “мистицизм” имеет древнегреческое происхождение. В буквальном смысле переводится как “не иметь языка». Ихсан – ощущение божественного присутствия. Достоверное ощущение Всевышнего Господа, того, что Он видит, слышит тебя, знает все о твоих помыслах. (Примеч. переводчика). Риязат – система самосовершенствования, внешними проявлениями которой являются ограничение себя в еде, во сне и от лишних разговоров. Во внутреннем плане – это, прежде всего, совершенствование силы воли и обострение всех чувств. (Примеч. переводчика). Как термин, “мистицизм” означает “нравственное совершенствование человека, достижение духовного счастья, постижение человеком своей сущности; метод достижения состояния сознания, когда познается то, что находится выше и за пределами видимого”. Это внутренняя и духовная суть религий. С этой точки зрения, насколько древним является религиозное сознание, настолько же древни мистицизм и духовная жизнь. Как не бывает общества без религии, так же не бывает и религии без духовной жизни, без мистической составляющей. Это истинно как в отношении религий, имеющих божественное происхождение, так и в отношении религий, имеющих человеческое происхождение. Во всех религиях и философских системах мы можем найти подобие духовного ощущения и внутреннего состояния, называемого “мистический опыт”. Все различие во влиянии культурной среды, в кот торой получил свое развитие мистицизм, и в объяснении духовных состояний. Мистицизм видит нравственное совершенствование человеческого духа в риязате и борьбе с собственными недостатками. Это, в свою очередь, ведет человека к тому, что он осознает свою бренность и заложенную в нем великую истину не разумом, а посредством чувств. В результате он обретает внутреннее счастье и покой. Это невозможно описать, это можно познать только в переживании.
ОСОБЕННОСТИ МИСТИЦИЗМА 1. У каждой мистической системы есть присущая ей система нравственных состояний. Достижение этих нравственных состояний связано с условием очищения нафса путем риязата. 2. Непременным результатом риязата, осуществляемого для нравственного самоусовершенствования, является осознание собственной бренности. 3. Познание истины происходит не путем наблюдения и умозаключения, свойственного работе мозга, а через интуитивное поз знание, ощущение и духовный опыт, присущие душе. Нафс – согласно мировоззрению ислама, составляющая человеческого духа, связанная с низменными желаниями и страстями человека. (Примеч. переводчика). 4. Осознание результата жизни в виде кончины с переходом в бесконечное бытие приводит человека в невыразимое состояние удовлетворенности, покоя и мира. 5. Мистический опыт раскрывается при помощи аллегорий и символов. Причина этого кроется в желании скрыть духовные наслаждения, переживаемые мистиками, от людей, не причастных к этим ощущениям.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ТАСАВВУФОМ И МИСТИЦИЗМОМ Хотя зачастую понятия “мистицизм” и “тасаввуф” смешивают и принимают за одно и то же, между ними существует целый ряд различий. Самые основные из них следующие: 1. В то время как вся практика тасаввуфа целиком направлена на духовное совершенствование человека, в мистицизме присутствуют также пустые и бесполезные наслаждения. 2. В мистицизме страдание и боль являются важными составляющими, а в тасаввуфе они не имеют особого значения. 3. В то время как в тасаввуфе методы воспитания различны в зависимости от особенностей характера личности, в мистицизме нет такого различия и богатства выбора. 4. В тасаввуфе основой духовного совершенствования являетс ся усилие самой личности, а в мистицизме – нет. 5. Мистик занимается лишь интуитивным познанием, последователь тасаввуфа занимается не только этим, но и является учен ником науки . 6. В тасаввуфе зикр (поминание Аллаха) и нахождение рядом с шейхом (беседа) являются основой. В мистицизме такая основа отсутствует. 7. Мистицизм ― это операция по установлению власти духа над телом. Тасаввуф – это достижение единения с Всевышним через очищение духа.