ПОДЕЛИТЬСЯ

Исламские правоведы рассматривают бракосочетание как акт, содержащий элементы обоюдной компенсации. В сущности, никах должен рассматриваться как особый акт, условия которого установлены Аллахом Всевышним и Его Посланником (благословит его Аллах и приветствует). Стороны в точности принимают условия акта бракосочетания, установленные без их участия, и выполняют уже сформированную процедуру. По мнению ханафитского мазхаба, также как и в других актах, необходимыми условиями бракосочетания являются предложение и согласие. В
любом договоре одна из сторон вначале выражает свое желание заключить данное соглашение, затем другая сторона заявляет о своем решении, и таким образом заключается договор. Первое из высказанных волеизъявлений именуется предложением, а второе – согласием. При заключении брака желание того лица, кто высказал его первым, будет считаться предложением, а положительный ответ
другого будет считаться согласием. С этой точки зрения между мужчиной и женщиной нет никакой разницы. По мнению других мазхабов, к необходимым условиям акта бракосочетания относится также присутствие опекуна. Некоторые ученые считают, что махр и свидетели также являются обязательными условиями акта.
I. УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ АКТА БРАКОСОЧЕТАНИЯ
В литературе по исламскому праву, когда речь заходит об условиях бракосочетания, их рассматривают в трех отдельных категориях: условия заключения, условия действительности и условия достоверности. Здесь мы постараемся кратко разъяснить все эти условия, не вдаваясь в подробности.
1. Правомочие
Стороны, заключающие брак, должны обладать правомочием. Выражение предложения и согласия должны выполняться умственно полноценными и совершеннолетними лицами или же их представителями.
2. Выражения должны быть ясными по смыслу, а слова предложения и согласия должны соответствовать друг другу
Необходимо, чтобы во время акта бракосочетания слова, выражающие стремление к браку, были категоричными и ясными по смыслу. Предложение и согласие должны соответствовать друг другу. Например, если на предложение о браке с упоминанием определенного размера махра другая сторона ответит согласием за меньший размер
махра, то в этом случае никах не может быть заключен, так как предложение и согласие не соответствуют друг другу.
3. Собрание акта бракосочетания
Выражения предложения и согласия должны быть высказаны в одном собрании, то есть в одном месте и в одно время. Поэтому между предложением и согласием не должно возникать иных занятий. С этой точки зрения, под понятием «единство
собрания» подразумевается не только выражение предложения и согласия в одном месте. Даже если стороны будут продолжать находиться в одном месте, но при этом после поступившего предложения не последовало выражения согласия, и между
ними имели место другие действия, и только затем было высказано согласие, то в этом случае данное выражение считается не согласием, а новым выражением предложения. И если сразу вслед за ним противоположная сторона использует какое-либо выражение, указывающее на довольство, то в этом случае акт будет считаться заключенным. В случае, если сторона, сделавшая предложение, откажется от него или же противоположная сторона не примет его, то сделанное предложение будет считаться недействительным. А положительный ответ на такое предложение с юридической точки зрения не будет считаться согласием, но может рассматриваться как новое предложение.
4. Присутствие свидетелей во время бракосочетания
Открытое заключение бракосочетания и объявление о нем являются необходимым условием. Поэтому для того, чтобы какой-либо акт бракосочетания стал действительным, он должен быть заключен при свидетелях. Большинство муджтахидов считают наличие свидетелей условием действительности акта, говоря, что отсутствие свидетелей волеизъявления сторон, касающихся брака, делает брак недействительным. Обязанностью свидетелей является не сокрытие совершенного
акта, а наоборот, извещение в подходящей форме об этом других.
Необходимо, чтобы свидетели были умственно полноценными, совершеннолетними и свободными. С точки зрения их числа, достаточно свидетельства двух мужчин или одного мужчины и двух женщин. Кроме того, если заключающие брак являются мусульманами, то и свидетели должны быть мусульманами. Приветствуется, чтобы свидетели были благочестивыми людьми, то есть не грешниками, но условием это не является. Однако другие мазхабы проявляют большую щепетильность в отношении благочестия свидетелей. По поводу того, какие качества наносят вред благочестию, существуют разные, но близкие друг другу мнения.
5. Не должно быть препятствий для брака
Препятствия для брака будут детально рассмотрены в следующих разделах. Они подразделяются на постоянные препятствия и временные препятствия. Постоянные препятствия в большинстве своем связаны с кровным родством. Временные препятствия — это те, устранение которых возможно. Например, жениться на замужней женщине нельзя. Но если по каким-либо причинам ее брак будет расторгнут, и закончится установленный срок ожидания, то для женитьбы не останется никаких препятствий.
Между вступающими в брак мужчиной и женщиной не должно быть никаких препятствий для этого. Если брак был заключен при наличии препятствия, то в зависимости от сути препятствия он будет либо запрещенным, либо недействительным. Если препятствие для бракосочетания является таковым по единогласному мнению муджтахидов и относится к разряду постоянных, то брак будет являться запрещенным. Если же по поводу данного препятствия не существует единогласного мнения, или же оно не является постоянным, то брак будет недействительным. При недействительном браке стороны не будут обладать правами, предоставляемыми актом бракосочетания, такой брак должен быть немедленно расторгнут. Если стороны фактически жили как муж и жена, то это порождает правовые решения отличные от тех, которые связаны с запрещенным браком.
Браком сочетаются мужчина и женщина, невозможно представить женитьбу двух мужчин или двух женщин. К сожалению, сегодня в некоторых странах подобный образ жизни приобрел юридический статус брака. Даже если законом предоставлена свобода подобным отношениям, они носят безнравственный и бессмысленный характер. Для мусульманина, и с точки зрения исламского права, подобное харам.
6. Брак не должен быть привязан к каким-либо условиям
То есть акт бракосочетания не может быть совершен на основании осуществления какого-либо условия. Например, при формулировке «я вышла за тебя замуж, если согласится мой отец» реализация бракосочетания привязывается к разрешению
отца, и это выражение не является достаточным для заключения брака, даже если отец даст свое согласие. Однако, если отец невесты присутствует в момент заключения брака и при предложении-согласии он также выразит свое согласие, то брак будет действительным. Брак, заключенный при условии вступления
в силу с какого-то времени в будущем, например, «через год», также является недействительным. Если стороны захотят жениться после осуществления поставленных условий или после наступления определенного срока, то им необходимо заключить брак заново. Также недействительным является брак, который был заключен с условием аннулирования в будущем в связи с определенными обстоятельствами.
7. Брак не должен заключаться на какое-то определенное время
Брак не может быть заключен на определенный срок. Стороны женятся для того, чтобы не расставаться. Как минимум, такого намерения не должно быть во время женитьбы, так же как это не может быть включено в условия бракосочетания.
Брак, заключенный таким образом, является недействительным. В исламском праве такие браки именуются «мута». И даже если устанавливаемый срок превышает срок жизни человека, это не влияет на правовые решения по данному вопросу.
8. Акт бракосочетания не должен совершаться по принуждению
Принуждение – это оказание давления на человека с целью заставить его выполнить то, чего он не желает. Правовое решение в отношении акта бракосочетания, заключенного по принуждению, является спорным вопросом. Последователи ханафитского мазхаба, по разному расценив «согласие» и «выбор», признали заключенный по принуждению акт бракосочетания достоверным. Так как у
человека есть выбор между тем, чем ему угрожают, и бракосочетанием, и он, соглашаясь на бракосочетание, делает свой выбор. Со временем стали возникать сложности при использовании данного подхода, в особенности в связи с проблемой принуждения женщин к нежеланному браку. Увидев это, муджтахиды ханафитского мазхаба предпочли мнение других мазхабов, посчитав акт, заключенный по принуждению, недействительным.
II. ОБЯЗЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР АКТА БРАКОСОЧЕТАНИЯ И ПРАВО РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ
По своей сути акт бракосочетания является действием, приводящим к обязанностям сторон. В некоторых особых случаях сторонам или их опекунам предоставляется право его одностороннего расторжения. После заключения брака один из супругов, обнаружив у другого проблемы, связанные с половой жизнью, умственным или физическим развитием, о которых не было известно до брака, может обратиться в суд и потребовать расторжения брака. По поводу того, при каких недостатках, в каких случаях, при каких условиях и кому предоставляется право одностороннего расторжения брака, можно узнать из книг по фикху, содержащих подробные
разъяснения ученых. Если в момент заключения брака или до этого одна из сторон предоставила неверные сведения о себе, то в этом случае, по мнению мазхабов Малика и Шафии, потерпевшая сторона имеет право расторгнуть брак.
По мнению ханафитов, совершеннолетняя девушка или женщина может выйти замуж без разрешения опекуна. В этом случае, если девушка вышла замуж за неравного себе мужчину, или же согласилась на замужество за махр, размер которого меньше общепринятого, опекун, обратившись в суд, может потребовать расторжения брака. Суд же, изучив все обстоятельства, выносит решение.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяСИЛА ВОДЫ
Следующая статьяВРЕМЯ НАМАЗОВ