Удивляет, что не смотря на огромное количество высказываний авторитетных ученых Ислама, основанных на Коране и унне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), о том, что Тавассуль разрешенное деяние, которое не является чем-то порицаемым, по сей день существуют люди, которые пытаются сбить мусульман с истинного пути, обвиняя богобоязненных людей,совершающих Тавассуль, в куфре и ширке. Тем самым они сеют смуту среди мусульман, настраивая их друг против друга.
Человек, совершая дуа, может просить Всевышнего принять его дуа ради Его довольства Его любимыми пророками и праведниками; такое дуа (тавассуль) увеличивает милость Создателя. Тавассуль – это надежда на получение милости Господа путем поминания в молитве имен благочестивых рабов Аллаха. Но в мольбе, в которой любимые рабы Аллаха поминаются как средство приближения к Нему, следует обращаться не к ним, а только к Единственному Создателю. Ибо Истинный Вершитель всего – только Всевышний Аллах. Все происходит лишь по Его Воле. Поэтому сказано: «Успех – от Аллаха».
То есть, Всевышний Аллах – тот, кто дарует нам успех. А усердие праведников заключаются в их молитвах. Они также обращаются к Создателю с молитвами о том, чтобы Он дал им решение земных и духовных проблем. В одном из аятов Священного Корана говорится о том, что все действия совершаются по воле и предопределению Всевышнего Аллаха:
«Неужели они не знают, что только Аллах принимает покаяния от Своих рабов и получает милостыни?..» (ат-Тауба, 104).
А тавассуль означает желание заслужить довольство и милость Всевышнего Аллаха ради Его любви к Его любимым рабам. Когда Аллах чего-то хочет — это происходит. Несмотря на это, Создатель доверил многим из Своих рабов ведение некоторых дел в соответствии со Своей волей. Например, здоровье – от Аллаха. Однако Создатель пожелал сделать докторов, лекарства и т.д. средствами исцеления. Таким образом, искать исцеление от болезни нужно, совершая тавассуль с этими средствами. Не является ширком то, что человек обращается к врачу, чтобы вылечиться. Ибо каждый верующий знает, что выздоровление дает Аллах, а доктор – средство его достижения.
Именно Господь создал медицину, лекарства и позволил человечеству использовать их для лечения. Благородные сахабы также обращались за помощью к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в трудные моменты их жизни, когда их постигала бедность, болезнь, долги, и просили его помолиться за них. Как передано во многих хадисах, во времена засухи люди приходили к пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) с просьбой о том, чтобы он помолился Всевышнему Аллаху о ниспослании дождя. При этом благородные сахабы хорошо знали, что Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) является всего лишь средством и причиной получения благ.
А настоящий Исполнитель желаний, истинный Вершитель – только Всевышний Аллах. Однако они совершали тавассуль в надежде на то, что наш Господь ради любви к Своему Любимцу скорее примет его молитвы. Несомненно, благородные сахабы лучше нас знали, что такое «ширк» и «таухид» (Единобожие). Однажды Мерван увидел, как один человек сидел, склонив голову на камень на благословенной могиле Посланника (салляллаху алейхи ва саллям). Он схватил его за ворот и возмутился: Что ты себе позволяешь? Человек обернулся и взглянул на Мервана, тот узнал в нем Абу Айюба аль-Ансари. Этот любивший Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) сахаба произнес следующие слова: «Да, я знаю, что делаю. Я пришел к Посланнику, а не к камню. Я слышал, как наш Пророк сказал: «Если религией занимаются знающие, то не беспокойся за нее, но если религия попала в руки к шарлатанам, то здесь уместно и плакать, и переживать» (Ахмад ибн Ханбаль, V, 422; Хаким, IV, 560/8571; Хайсами, V, 245).
Таким образом, нельзя считать ширком тавассуль, который совершается по всем правилам адаба. К ширку относится тот случай, когда человек, совершающий тавассуль, полагает, что не Всевышний Аллах, а то, что является всего лишь средством, может принести ему пользу или вред. Поэтому те, кто совершает тавассуль, должны знать, что люди, ради которых они обращаются к Всевышнему, только по Воле и с согласия Создателя могут стать причиной как получения блага, так и устранения зла.
Люди, выступающие против Тавассуля называют себя по-разному: ваххабитами, а также саляфитами и ахлю сунна, к которым они не имеют никакого отношения. Когда мы встречаем людей с подобными убеждениями, мы должны знать, что это сектантские взгляды, разделяющие мусульман.