Что такое «тафсир»?
Тафсир — это раздел исламского богословия. Тафсир — толкование аятов Священного Корана. Также тафсир в научной литературе называют «экзегеза», что с древнегреческого означает «истолкование», однако данный термин скорее применим к христианским текстам.
Слово «тафсир» происходит от арабского глагола «фасара», который переводится как «объяснять», «указывать», «открывать».
Учёного, занимающегося тафсиром, называют муфассиром.
Зачем нужен тафсир?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) получал аяты Священного Корана в течение 23 лет. На протяжении этого времени некоторые аяты отменялись, некоторые дополнялись, некоторые заменялись на другие (в традиции это называется насх и мансух). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), пока был жив объяснял Священное Писание и изменения в нём своим сподвижникам и неофитам. Пророк разъяснял лексику Корана, аяты, в которых сквозит многозначность. Из хадисов мы узнаём причину ниспослания аятов. Сахабы всё это слушали и запоминали, чтобы передать следующему поколению мусульман.
Например, однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Каждый, от кого потребуют отчёт в День воскресения, непременно погибнет». Услышав это, Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила: «А разве Аллах не говорит, что (для верующих) расчёт будет лёгким?» Она имела в виду 8 аят суры аль-Иншик̣ак̣ (84, «Разверзнется»). В ответ Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «(В аяте) говорится о предъявлении (деяний), а тот, у кого потребуют отчёт, погибнет» (Сахих аль-Бухари).
Также есть известный пример необходимого толкования, когда один сподвижник, которого звали Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах), услышав аят «Ешьте и пейте, пока не отличите белую нить рассвета от чёрной» (Сура аль-Бакара; 187 аят), подумал, что заканчивать сухур следует в тот момент, когда обычную белую вервь можно будет отличить от чёрной. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), узнав об этом, объяснил Ади, что в аяте не идёт речь о настоящих нитках, а говорится о появлении первых лучей солнца на рассвете.
Пророк Мухаммад очень часто толковал аяты, это видно из многочисленных хадисов, в которых он объясняет те или иные события из жизни предшествующих ему пророков, рассказывал о Дне Суда, о реках в Раю и о многих других подробностях, которые не указаны в Коране.
Всевышний Господь сказал в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите». (Коран, 8:20).
В аяте не сказано, что надо следовать только Корану, Аллах прямо говорит, что Корану надо следовать, но нельзя забывать и о словах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).
Только из хадисов мы знаем, как читать намаз, как совершать зикр, как давать закят, сколько поститься, как делать хадж.
В Священном Коране сказано:
«Скажи: Если любите Аллаха, подчиняйтесь мне!» (Аль Имран 31)
Поэтому, если можно так сказать, Пророк Мухаммад был первым муфассиром. Он первый начал разбирать Коран и толковать его. Разъяснял отменённые и отменяющие аяты, причины ниспослания некоторых аятов, говорил о семантике слов, которые были кому-то непонятны.
Муфассиры последующих времён лишь собрали всё то, о чём говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и систематизировали. Муфассир толкует Коран лишь через другие аяты Корана, через сунну Пророка Мухаммада, имеется в виду его слова и слова его благородных асхабов.
Самыми известными толкователями Корана из асхабов были Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Убаййи ибн Каб. Умар ибн аль-Хаттаб тоже занимался толкованием Корана. Он приглашал из разных уголков Аравии знатоков арабского языка, которые разъясняли ему поэтический язык Корана.
Основателем Тафсира многие исламские учёные считают двоюродного брата Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Абдуллаха ибн Аббаса, который толкуя аяты, прибегал к сравнительному методу, используя арабскую поэзию.
История тафсира.
Тафсир как дисциплина начал своё развитие в связи с началом систематизации сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). К концу VIII века появляются сборники хадисов, в которых толкуются аяты Священного Корана через хадисы, что в дальнейшем породит принцип ас-сунна туфассиру-ль-Кур’ан (сунна толкует Коран). Известными хадисоведами, которые уделяли внимание толкованию Корану через хадисы были Суфьян ибн Уяйна, Шуба ибн Хаджадж, Ваки ибн Джаррах.
В X веке Тафсир становится самостоятельной дисциплиной, не привязанной к хадисоведению.
Школы тафсира.
Ученые выделяю три самые крупные школы толкования Корана.
- Мекканская школа. Основателем является Абдуллах ибн Аббас. Представители: Саид ибн Джубейр, Муджахид ибн Джабр, Икрима аль-Барбари и др.
- Куфийская школа. Основатель: Ибн Масуд. Последователи: Хасан аль-Басри, Алкама ибн Кайс и другие.
- Мединская школа. Основатель: Убай ибн Кааб. Последователи: Мухаммад ибн Каб аль-Курази , Абу аль-Алийа и Зейд ибн Аслам.
Методы и источники.
Когда муфассир толкует Коран, он сначала пытается объяснять один аят Корана другим аятом Священного Корана. Если же так не получается, то он начинает использовать методы тафсира.
- Тафсир Ар-Ривая. Муфассир при толковании аятов ссылается на слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), используя сунну.
- Тафсир Ад-Дарая. Если муфассир не находит хадисов, которыми он может истолковать аяты, не находит предания сподвижников, то он толкует Коран, основываясь на собственном мнении (ра`й), которое выводит альтернативными методами исследования (иджтихад). Муфассир изучает стиль, композицию, лексику и семантику аята. Для этого толкователь должен обладать колоссальными познаниями в области арабской филологии.
Источники, которые используют толкователи Корана:
- Коран.
- Сунна.
- Слова сподвижников.
- Исраилият (предания иудеев и христиан, которые не противоречат Корану и Сунне, а подтверждают их).
- Ра`й и иджтихад.
Разделы науки ТАФСИР.
1. Гариб аль-Куран. Данный раздел изучает Коран как текст. То есть предметом исследования является язык Корана. Лексика, фонетика, синтаксис и другие подразделы лингвистики. Изучаются слова, значение которых ранее было непонятно, ведь в Коране использовались заимствования из других языков и арабских диалектов. Также раздел Гариб занимается анализом речевых оборотов Корана и полисемии коранических аятов.
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) аятов Корана.
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правовые предписания и догмы вероучения, содержащиеся в коранических аятах.
4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют скрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются толкователям неясными.
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана.
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказываются, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.
Кто может делать тафсир?
В хадисе сказано: «Тот кто делает толкование Корана по своему умозаключению становится кафиром». (Дейлеми, Мактубат-и Имам Раббани 1/234).
Поэтому человек, взявший на себя огромную ответственность толковать аяты Священного Корана, должен быть очень знающим человеком.
Есть несколько важных качеств, которыми должен обладать каждый муфассир:
- Прекрасное знание арабского языка.
- Знание причины ниспослания каждого аята.
- Совершенное обладание знанием биографии Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
- Аналитическое мышление.
- Понимание проблем социума и общественной повестки.
Самые известные тафсиры и муфассиры.
- Тафсир Мукатила ибн Сулеймана. В нем содержатся разъяснения относительно смыслов отдельных слов Корана, истории ниспослания аятов и их правовые аспекты.
- Тафсир Суфьяна ас-Саври, записанный его учеником Абу Хузайфой Мусой ибн Масудом ан-Нахди.
- Тафсир Йахйи ибн Саллама.
- Тафсир Мухаммада Ат-Табари.
- Тафсир Ибн Касира.
- Тафсир Кади Байдави.
Подпишись на наш дзен, а также и на другие соцсети:
Zen — https://zen.yandex.ru/islam_ihlas
Instagram — https://www.instagram.com/mro_risalyat/
Телеграм — https://t.me/islamihlas
Вконтакте — https://vk.com/islam_ihlas
Youtube — https://www.youtube.com/risalyat