Аль-Бара’ ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал: «Однажды мы отправились вместе с пророком (мир ему и благословение Всевышнего) хоронить одного человека из числа ансаров. Мы подошли к могиле, а его могильная ниша ещё не была вырыта. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сел [лицом к кибле], и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. [Затем он вдруг стал смотреть на небо, а потом на землю. Трижды он поднимал и опускал свой взор. Затем] он сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» — повторив эти слова два или три раза, [после чего он произнёс: «О, Аллах! Я ищу у Тебя защиты от наказания в могиле!»][три раза].
Затем он, мир ему и благословение Аллаха, продолжил: «Когда верующий раб Аллаха расстаётся с этим миром и готовится перейти в мир вечный, к нему нисходят с небес ангелы со светлыми лицами, сияющими подобно солнцу. Они приносят с собой саван из Рая и райские благовония. Они садятся возле него так, чтобы он видел их. А потом приходит Ангел смерти (мир ему) садится у его головы и говорит: “О душа благая (в другой версии этого хадиса передано: успокоившаяся), выйди к прощению Аллаха и довольству Его”. И она выходит, вытекая (из тела) подобно тому, как вытекают капли воды из горлышка сосуда, и он забирает её. (В другой версии этого хадиса передано: когда выходит душа его, каждый ангел между небом и землёй призывает на неё благословение, равно как и каждый ангел в небесах. И открываются перед ней небесные врата, а возле каждых врат ангелы молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них). И когда Ангел смерти забирает душу верующего, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они тотчас оборачивают её в принесённый саван и умащают принесёнными благовониями. [Об этом Всевышний сказал: “Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений”[сура 6 «аль-Ан‘ам (Скот)», аят 61].
После этого душа начинает источать благоухание, подобное аромату лучшего мускуса, который только можно найти на земле. Потом ангелы поднимаются вместе с ней. И какой бы сонм ангелов они ни миновали, те вопрошают: «Что это за благая душа?», а им говорят в ответ: «Это такой-то, сын такого-то», перечисляя самые лучшие из тех имён, которыми называли его в этом мире. Потом они прибывают с ней к нижнему небу и просят открыть для неё врата. Им отворяют врата, и ангелы с каждого неба провожают её до следующего неба, пока не достигнет эта душа седьмого неба. Тогда Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Запишите Моего раба в Иллийюн” — “Откуда тебе знать, что такое Иллийюн? Это — книга начертанная, которую видят приближённые”[сура 83 сура «аль-Мутаффифин=Обвешивающие», аяты 19-21]. И его записывают в Иллийюн, а потом Аллах говорит: “ “Верните его на землю , ибо [, поистине, Я обещал им, что] из неё сотворю Я их, и в неё верну их, и из неё потом выведу вновь”. И [тогда его душу возвращают на землю, так что] она возвращается в тело [, и покойник слышит стук сандалий своих товарищей, уходящих от него][назад]. И тут к нему приходят два ангела [, которые громко кричат]. Они [громко окрикивают его], усаживают и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он отвечает: «Мой Господь — Аллах». Они спрашивают его: » Какая у тебя религия?» Он отвечает: «Моя религия — ислам». Они спрашивают его: «Что за человек был послан к вам?» Он отвечает: «Это — посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Они спрашивают его: «Чем ты занимался?» Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был правдив». Они громко окрикивают его, спрашивая: «Кто твой Господь?», » Какая у тебя религия?», «Кто твой пророк?» И это последнее испытание, которому подвергается верующий. Именно о нём Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни» [ сура 14 «Ибрахим», аят 27]. И благодаря этому верующий отвечает: “Мой Господь — Аллах, моя религия — ислам, а мой пророк — Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)”.
И тогда раздаётся глас в небесах: “Правду сказал раб Мой! Расстелите для него ложе из Рая, облачите его в райские наряды и откройте для него врата в Рай!” И приходит к нему блаженство и благоухание Рая, и могила его становится просторной, расширяясь настолько, насколько только может объять его взор. И приходит к нему (а в другой версии хадиса передано: «и представляется ему») человек с прекрасным лицом, в красивой одежде, от которого исходит благоухание, и говорит: «Возрадуйся тому, что принесёт тебе ликование! [Возрадуйся довольству Аллаха и райским Садам, в которых вечное блаженство!] Это день, который был обещан тебе!» Тогда верующий восклицает: «[И пусть тебя обрадует Аллах доброй вестью!] Но кто же ты? Лик твой — лицо того, кто приходит с благом». Он отвечает: «Я — твои благие дела. [Клянусь Аллахом, я знал тебя не иначе как быстрым в послушании Аллаху, медленным в ослушании Аллаха, и да воздаст тебе Аллах благом!]». Затем откроются перед ним врата Рая и врата Ада, и будет сказано ему: «Это место, которое ты занял бы, если бы ослушивался Аллаха. Аллах заменил его тебе на это». Увидев то, что в Раю, верующий восклицает: «Господи, ускорь наступление Судного Часа, чтобы вернуться мне к моим родным и обрести своё имущество (в Раю)!» [И ему отвечают: «Будь спокоен!»].
Далее пророк, , сказал: «Когда же неверующий раб Аллаха (в другой версии этого хадиса передано: «грешник») расстаётся с этим миром и готовится перейти в мир вечный, к нему нисходят с небес ангелы [грубые и сильные], с чёрными лицами. Они приносят с собой грубую власяницу [из Ада] и садятся возле него так, чтобы он видел их. А потом приходит Ангел смерти, садится у его головы и говорит: “О душа скверная! Выйди к гневу Аллаха и недовольству Его!” И в этот миг она начинает от страха метаться в теле, а ангел смерти вытаскивает её [, разрывая при этом сосуды и нервы], подобно тому как вертел [, на котором много крючьев,] вытаскивают из мокрой шерсти. [И проклинает её каждый ангел между небом и землёй, и каждый ангел в небесах, и перед ней закрываются небесные врата, а у каждых врат ангелы молят Аллаха о том, чтобы душа эта, поднимаясь, не проходила через них].
И когда Ангел смерти забирает душу неверующего, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они тотчас оборачивают её в принесённую грубую власяницу, и она начинает источать дурной запах, подобный самому отвратительному зловонию, исходящему от разлагающегося трупа на земле. Потом ангелы поднимаются вместе с ней. И какой бы сонм ангелов они ни миновали, те вопрошают: «Что это за скверная душа?», а им говорят в ответ: «Это такой-то, сын такого-то», перечисляя самые отвратительные из тех имён, которыми называли его в этом мире. Потом они прибывают с ней к нижнему небу и просят открыть для неё врата, однако ей не отворяют. После этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко»[сура 7 «аль-А‘раф (Ограды)», аят 40]. И Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Запишите его в Сиджжин, в нижнюю землю”. [А потом Аллах говорит: “Верните его на землю, ибо, поистине, Я обещал им, что из неё сотворю Я их, и в неё верну их, и из неё потом выведу вновь”].
И тогда его душу сбрасывают [с неба],[ так что она падает в тело]. После этого пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочитал: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватывают его, или же ветер уносит его в далёкое место» [сура 22 «аль-Хадж (Паломничество)», аят 31]. Душа его возвращается в тело [, и покойник слышит стук сандалий своих товарищей, уходящих от него]. И тут к нему приходят два ангела [, которые громко кричат]. Они [громко окрикивают его], усаживают и спрашивают его: «Кто твой Господь?» [Он бормочет: «М-ммм…М-ммм… Я не знаю». Они спрашивают его: «Какая у тебя религия?» В ответ он снова бормочет: «М-ммм…М-ммм… Я не знаю»]. Они спрашивают его: «Что ты скажешь о том человеке, который был послан к вам?» Но он не может назвать его имени, и тогда ангелы восклицают: «Это же Мухаммад!» А он всё бормочет: «М-ммм…М-ммм… Я не знаю. [Я лишь слышал, что люди говорили так]». [На что ему отвечают: «Ты [не узнал и] не последовал за ним]». И тогда раздаётся глас в небесах: “Он солгал! Расстелите для него ложе из Огня и откройте для него врата в Ад!” К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сжимается настолько, что его ребра смешиваются друг с другом. И приходит к нему (а в другой версии хадиса передано: «и представляется ему») человек с уродливым лицом, в отвратительной одежде, от которого исходит зловоние, и говорит: «Возрадуйся тому, что огорчит тебя! Это день, который был обещан тебе!» Тогда неверующий восклицает: «[И пусть тебя обрадует Аллах дурной вестью!] Но кто же ты? Лик твой — лицо того, кто приходит со злом». Он отвечает: «Я — твои дурные дела. [Клянусь Аллахом, я знал тебя не иначе как медлящим в послушании Аллаху, скорым в ослушании Аллаха][, и да воздаст тебе Аллах злом!»]. [Затем приставляет Аллах к нему глухого и немого слепца, с таким молотом в руках, что если бы ударил он им скалу, она рассыпалась бы в прах. И он ударяет по нему этим молотом так, что тот рассыпается в прах. А потом Аллах возвращает ему прежний облик, и он ударяет его снова, и тот издаёт такой вопль, что его слышат все, кроме джиннов и людей. Затем открываются перед ним врата Ада и расстилается огненное ложе], и неверующий восклицает: «Господи, пусть не наступает Судный Час!» [Абу Дауд, аль-Хаким, ат-Таялиси, Ахмад и аль-Аджурри. Текст хадиса приведён в изложении Ахмада. Ан-Насаи и Ибн Маджа привели первую часть этого хадиса до слов: «…и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться». Эта часть передана в одной из версий хадиса, которую в сокращении привёл Абу Дауд, а также Ахмад. Аль-Хаким назвал иснад этого сообщения достоверным согласно условиям аль-Бухари и Муслима, с чем согласился аз-Захаби].