Джума — это день, в который мусульмане собираются вместе в одном месте и молятся Всевышнему Аллаху.
«Аль-Джума»
Об это дне есть отдельная сура в Священном Коране с одноимённым названием «Джума». «Аль-Джума» была ниспослана Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) во время его проживания в Медине. После этих аятов посещение джума становится фардом.
Всевышний говорит в Священном Коране: «O тe, ĸoтopыe yвepoвaли! Koгдa пpизывaют нa нaмaз в пятничный дeнь, тo ycтpeмляйтecь ĸ пoминaнию Aллaxa и ocтaвьтe тopгoвлю. Taĸ бyдeт лyчшe для вac, ecли бы вы тoльĸo знaли». Cypa аль-Джума, aят 9.
Хадисы о дне Джума.
Абдуллахом бин Умаром рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) повелел: «Для услышавшего азан к намазу джума совершение намаза джума является фардом».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Мы – самые последние, кому дана Книга (небесная), но в Судный день мы будем первыми. Среди них (последователей других религии) возникли противоречия относительно пятницы, которую Аллах предписал им. А Аллах этот день (священность этого дня) показал нам. Другие люди последовали за нами. Следующий день (суббота) принадлежит иудеям, а следующий день (воскресенье) – христианам». Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил такие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего): «Когда у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) спросили, почему день называется «джума», он ответил: «Нет сомнений, что ваш отец (праотец) Адам был сотворен в этот день. Судный день наступит в этот день, воскрешение будет происходить в этот день, и люди будут подвергнуты допросу в этот день. В последние три часа пятницы есть такое мгновение, что сделанная ду’а (молитва) будет обязательно принята».
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)
Условия Джума.
В хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллахом, эти условия определены следующим образом: «Для тех, кто верует в Аллаха и в Судный день, совершение намаза джума является фардом. Исключение составляют лишь путники, невольники, дети, женщины и больные».
Кому обязательно выполнять джума?
- Мужской пол. Джума обязательно для мужчин. Женщина, которая читает за коллективом джума, не обязана затем читать зухр.
- Свобода. Человек, совершающий джума, должен быть свободным. Невольникам, пленникам, заключенным джума необязательно.
- Постоянное проживание. Человек, которому обязательно совершать джума, должен постоянно проживать в той местности, где совершается джума. Это означает, что путнику джума не обязательно посещать.
- Здоровье. Джума обязательно для тех, у кого нет каких-либо тяжелых недугов. В этом заключается мудрость ислама. Религия для людей, поэтому тем, кто болеет, чтобы не распространять болезнь, следует оставаться дома. Также это послабление для тех больных, которым сложно покидать свои дома в силу своих болезней.
Условия необходимые для действительности джума.
- Город или посёлок. Джума выполняется в городе или в определённом населённом пункте. Вне населённого пункта джума недействительно. Данное решение выходит из слов Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): «Намаз джума, такбиру ташрик, праздничные намазы Рамадан и Курбан совершаются только в многолюдных городах или в “касаба” (небольшой городок)». Ибн Хазм (умер в 456/1063 году) утверждал, что этот хадис носит достоверный характер. Этот же хадис со слов Али (да будет доволен им Аллах) через Абу Абдуррахмана ас-Сулями сообщил Абдурраззак.
Мнение учёных ханафитского мазхаба в этом вопросе немного расходятся. По мнению Абу Ханифы (умер в 150/767 году), «многолюдным городом» считается населенный пункт, у которого есть правитель, судья, в котором есть улицы, рынок и кварталы, где проживают люди. Тогда как Абу Юсуф (умер 182/798 году) высказал мнение, что городом называется местность, в которой проживает столько людей, что самая большая мечеть не может вместить их всех. Имам Мухаммад (умер в 189/805 году) считал, что городом называется та местность, которую признали городом правители. - Наличие разрешения. Власти города должны дать разрешение на проведение джума. Представители ханафитского мазхаба опираются на хадис, сообщенный Джабиром ибн Абдуллахом и ибн Умаром: «Если кто-либо при моей жизни не совершит намаз джума, или же, имея правителя (справедливого или тирана), не признает или отнесется к нему с пренебрежением, пусть Аллах не даст ему удачи и не даст ему благополучно закончить свои дела».
- Определённое число людей, участвующих в джума. Имам Азам Абу Ханифа считал, что кроме имама должно быть еще три человека, тогда как его последователи и ученики Абу Юсуф и Имам Мухаммад утверждали, что необходимо участие всего двоих мужчин. Доказательством для этого является аят Корана о призыве людей к намазу, где употреблена множественная форма: «Когда вас позовут к молитве дня собрания, спешите к поминанию Аллаха».
- Место в городе. Пророк Мухаммад и его асхабы всегда совершали джума только в центре того города, в котором они находились. Имам Абу Ханифа и Имам Мухаммад считали, что молитву можно совершать сразу в нескольких местах города, так как нигде не сказано, что совершать надо лишь в одном месте.
- Время. Джума совершается во время намаза аз-зухр.Анас ибн Малик говорил: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз джума в тот момент, когда солнце начинало склоняться к западу».
- Проповедь (хутба). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не совершал намаз джума без хутбы. Пророк всегда говорил проповедь перед намазом джума. Поэтому асхабы говорили, что проповедь включает в себя два ракаата и является неотъемлемой частью джума. Джума без проповеди не засчитывается. Опоздавший на проповедь джума должен читать зухр намаз. Необязательно слышать хутбу, достаточно присутствовать. Абу Ханифа считал условием хутбы — поминание Аллаха. Поэтому если имам скажет «Альхамдулиллях» или «Субханаллах», или «Ля иляха иляллах» с намерением прочитать хутбу, то его хутба будет действительна.
Намаз.
Во время джума читается 4 ракаата сунны, затем необходимо присутствие на хутбе, после этого читается два ракаата фард намаза. Во время фард намаза имам читает Священный Коран вслух, а джамаат молчит. После фарда читаем 4 ракаата сунны.
Надеемся, что данная статья поможет людям лучше узнать ислам.