ПОДЕЛИТЬСЯ

١٥٩. عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَلَّمَا خَطَبَنَا رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَّا قَالَ: «لَا إِيمَانَ لِمَنْ لَا أَمَانَةَ لَهُ وَلَا دِينَ لِمَنْ لَا عَهْدَ لَهُ».Ислам,Грех предательство

1. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает:
«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в большинстве своих бесед говорил нам:
«Кто не верен доверенному (аманат), у того нет веры (иман). Нет веры и у того, кто не верен клятве». (Ахмад, III, 154, 135).

١٦٠. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ» وَفِى رِوَايَةٍ: «وَاِنْ صَامَ وَصَلَّى وَزَعَمَ اَنَّهُ مُسْلِمٌ».
2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Есть три признака лицемера (мунафик): когда он говорит, то лжет; когда дает слово, не держит его; когда ему что-то доверяют, не верен (аманату)». (Бухари, Иман, 24; Муслим, Иман, 107-108. Отдельно см. Тирмизи, Иман, 14/2631-2633).
В одном из вариантов этого хадиса также говорится:
«Даже если он постится, совершает намаз и объявляет себя мусульманином!» (Муслим, Иман, 109).

١٦١. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَدِّ الْأَمَانَةَ إِلَى مَنِ ائْتَمَنَكَ وَلَا تَخُنْ مَنْ خَانَكَ».

3. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Возвращай доверенное (аманат) тому, кто оставил тебе его! Не предавай того, кто предал тебя!» (Абу Дауд, Буйу’, 79/3535; Тирмизи, Буйу’, 38/1264).

١٦٢. عَنْ عَدِيِّ بْنِ عَمِيرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «مَنِ اسْتَعْمَلْنَاهُ مِنْكُمْ عَلَى عَمَلٍ فَكَتَمَنَا مِخْيَطًا فَمَا فَوْقَهُ كَانَ غُلُولًا يَأْتِي بِهِ يَوْمَ

الْقِيَامَةِ» قَالَ فَقَامَ إِلَيْهِ رَجُلٌ أَسْوَدُ مِنَ الْاَنْصَارِ كَأَنِّي أَنْظُرُ إِلَيْهِ فَقَالَ: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ، اقْبَلْ عَنِّي عَمَلَكَ» قَالَ:

«وَمَا لَكَ» قَالَ: «سَمِعْتُكَ تَقُولُ كَذَا وَكَذَا» قَالَ: «وَأَنَا أَقُولُهُ الْآنَ: مَنِ اسْتَعْمَلْنَاهُ مِنْكُمْ عَلَى عَمَلٍ فَلْيَجِئْ بِقَلِيلِهِ وَكَثِيرِهِ فَمَا أُوتِيَ مِنْهُ أَخَذَ وَمَا نُهِيَ عَنْهُ انْتَهَى».

4. Адий бин Амира (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если мы доверяем человеку в каком-то деле, а он утаит от нас хоть иголку или что-то еще меньше этого, это будет предательством, и в Судный день предстанет перед ним».
Тогда встал один темнокожий мужчина из ансаров (он и сейчас как будто перед моими глазами):
— О Посланник Аллаха! Освободи меня от обязанностей, которые ты дал мне.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
— Что с тобой случилось?
Ансар ответил:
— Я слышал, что ты сказал так-то и так-то.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
— Я сейчас говорю: если мы определяем вам какую-то обязанность, (связанную с имуществом), возвращайте имущество, хоть мало его, хоть много. Из этого имущества возьмите то, что вам дают, а от того, что не дают, воздержитесь». (Муслим, Имара, 30. Отдельно см. Абу Дауд, Акдийа, 5/3581).

١٦٣. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ:

«اَللّٰهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُوعِ فَإِنَّهُ بِئْسَ الضَّجِيعُ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخِيَانَةِ فَإِنَّهَا بِئْسَتِ الْبِطَانَةُ».

5. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) делал ду’а:
«О мой Аллах! Я прибегаю к Тебе от голода, поистине, голод берет власть над человеком. Я прибегаю к Тебе от того, чтобы предавать доверенное (аманат); поистине, это плохая черта характера и дурная натура». (Абу Дауд, Витр, 32/1547. Отдельно см. Насаи, Истиаза, 19, 20; Ибн Маджа, Ат’има, 53).

Комментарии хадисам

Так как слово му’мин «верующий» однокоренное со словами амнийат «доверие» и аманат «доверенное, залог», то самыми надежными людьми должны быть мусульмане, верующие в Аллаха. Ибо Всевышний Аллах хочет, чтобы му’мины были надежными людьми, на которых можно положиться. Одним из самых важных качеств нашего Пророка было «Аманат», надежность. Наш Пророк был образцом надежности, за это его прозвали «Амин» — «верный, надежный». Поэтому для верующих, которые являются общиной Мухаммада Амина (саллаллаху алейхи ва саллям), нет ничего более естественного, чем быть верными и надежными людьми. Те, кто, не оправдывая этого, становятся предателями, со временем теряют связь и с верой, и с Мухаммадом Амином.
Один из признаков лицемера (мунафик) – это ненадежность, предательство. Когда ему что-то доверяют, он расходует его не по Исламу, проявляет несправедливость и не оправдывает доверие. Это касается не только материального аманата, но и морального. Если человек отрицает и оставляет принципы Корана и Сунны, которые даны нам в качестве залога (аманат) Аллахом и Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то он предает их.
С другой стороны, тайна, доверенная другу, тоже является аманатом. Разглашать эту тайну также является предательством.
Наш Всевышний Господь не любит предателей (аль-Анфаль, 8/58; аль-Хадж, 22/38).
Он ни в коем случае не допустит, чтобы их козни достигли цели (Йусуф, 12/52).
Повелевая Своему любимому Пророку отдаляться от тех, кто склонен к предательству, Он говорит:
«Так не будь же на стороне изменников» (ан-Ниса, 4/105).
«Не заступайся за тех, которые предают сами себя, ибо, воистину, Аллах не любит ни изменника, ни грешника» (ан-Ниса, 4/107).
Люди, совершающие предательство, даже если они будут самыми близкими родственниками пророков, не смогут спасти себя в будущей жизни.
В священном аяте говорится:
«Аллах приводит как назидательный пример для не уверовавших жену Нуха и жену Лута. Они обе были [замужем] за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и ничто не спасло их от [гнева] Аллаха, и было им сказано: «Войдите в ад вместе с теми, кто входит [туда]!» (ат-Тахрим, 66/10).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), перечисляя тех, кто войдет в Ад, также сказал:
«… Изменник, который скрывает свою жадность. В какие ворота ни постучит такой человек, обязательно предаст.
Человек, который утром при каждой возможности обманывает тебя в том, что касается тебя и твоей семьи». (Муслим, Джаннат, 63).
Для того чтобы спастись от Ада и войти в Рай, надо быть верующим (му’мин). Вера (иман) и предательство не могут быть вместе. Так, в первом хадисе сообщается, что нет веры у ненадежного человека и у человека, нарушающего свое слово. Эти два обстоятельства связаны с надежностью. Приведенный нами хадис очень грозно разъясняет, насколько большим грехом является измена.
В некоторых хадисах говорится, что му’мин может совершать грехи, но ни в коем случае не может предать и солгать. (Ахмад, V, 252; Байхаки, Шуаб, IV, 207).
Целью таких хадисов является явственно обозначить всю тяжесть предательства и лжи, а не дозволить верующим совершать еще и другие грехи. Верующий должен со всей возможной строгостью избегать всех грехов, но предательство и ложь категорически не должны присутствовать в нем. Ибо оба эти отрицательных качества совершенно не подобают верующему, и они ни в коем случае не могут соседствовать с верой.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), описывая мусульманина, говорит:
«Мусульманин брат мусульманину. Он не предаст его, не солжет ему и не устанет оказывать ему помощь. Каждому мусульманину запретны честь, имущество и кровь другого мусульманина». (Тирмизи, Бирр, 18/1927).
Для Всевышнего Аллаха нет ничего скрытого. Он знает о злобных взглядах и намерениях предателей и записывает их в качестве доказательства против них в их книги деяний. В Священном Коране говорится:
«Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах» (аль-Му’мин, 40/19).
Поэтому человек, верующий в Аллаха и Судный день, не может совершить предательство. Так, во втором хадисе сообщается, что измена есть качество лицемера (мунафик). В продолжении хадиса говорится, что лицемеры, когда разговаривают, лгут и, когда дают слово, не держат его. Все это разновидности предательства. Т.е. человек, на мысли, слова и действия которого нельзя положиться, предательства которого опасаешься, отдаляется от веры и приближается к лицемерию. Это на самом деле так, даже если такой человек совершает такие ибады, как пост, намаз и считает себя мусульманином. По этой причине, мусульмане должны быть очень внимательны в вопросах надежности и стремиться к высокой нравственности.
В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передает, что Всевышний сказал:
«В Судный день я буду врагом для трех людей».
Потом первым Он назвал человека, который поклялся именем Аллаха, а потом не сдержал свое слово. (Бухари, Буйу’, 106).
В другом хадисе мы встречаем такую устрашающую весть:
«Для каждого, кто нарушил свою клятву, в Судный день будет сшито знамя и будет провозглашено, что такой-то – образец неверности». (Бухари, Джизйа, 22; Адаб, 99; Хийал, 99; Муслим, Джихад, 11-17).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советует каждому человеку, чтобы не попасть в такое низкое положение, быть надежным и не предавать даже тех, кто предал его.
Эти два принципа настолько важны, что составляют основу нравственности и общественного порядка.
Первый пункт повелевает нам соблюдать и права Аллаха, и права людей. Т.е. как в жизненных вопросах, так и в духовных надо быть верным тому, что тебе доверили.
О том, что Всевышний Аллах доверил Своим рабам, говорится в таком аяте:
«Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они отказались нести ее, устрашившись…»[1].
Эта ответственность – все повеления и запреты Аллаха. Если верующие следуют этим повелениям и запретам, значит, они оправдывают возложенное на них доверие (аманат). А тот человек, который не следует повелениям Ислама, предает Аллаха и Его Посланника. И вред этого не вкусит никто, кроме него самого. Ибо «Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его» (Фатыр, 35/43).
Вот другой аят, в котором более явственно выражена эта истина:
«О вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам» (аль-Анфаль, 8/27).
Если мы думаем о своем благе, то, отдалившись от непочтительности к божественным законам и сунне нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), должны благодарить Аллаха за эти законы, дарующие нам жизнь. Гарантия нашего счастья и нравственного здоровья – будучи преданными и покорными этим законам, выполнять наши религиозные обязанности со всей серьезностью и искренностью. Если человек не поступает так и предает Аллаха и Его Посланника, то доверенное ему людьми предаст тем более. Т.е. если человек, потеряв свою нравственность, свою личность, предает Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), то начинает предавать и имущество, и душу, и честь, и достоинство, и права других людей, и родину, и обязанности перед своим народом.
Если начать рассматривать все обязанности (аманат) рабов Аллаха, то все – все значительные и незначительные права и обязанности являются аманатом. Осознанное проявление несправедливости по отношению к людям, ложь им – это предательство. Если человек не выполнит вовремя и хорошо ту работу, которую он взялся выполнить, он совершает предательство. Не приходить вовремя на работу, несерьезно относиться к работе, задерживать ее, выполнять некачественно – все это предательство. Плата за такую работу недозволенна (харам).
Хадис не только запрещает совершать предательство, но и отвечать предательством на предательство. Человек, который предал первым, всегда останется притеснителем, и наказание его будет больше.
Наш справедливый Всевышний Господь, хорошо зная деяния каждого человека, прояснит, кто прав, кто виноват, кто сколько возьмет, и кто сколько заберет, и вынесет решение согласно этому. Следующий случай является для нас назидательным примером, поясняющим эти принципы.
Человек опустился на корточки перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал:
— О Посланник Аллаха! У меня есть рабы. Они лгут мне, неверны мне и не слушаются меня. Я же ругаю их и бью. Будет ли мне что-нибудь (перед Аллахом) за это?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Будет проведен расчет их предательства, непокорности и лжи по отношению к тебе и твоего наказания для них. Если наказание, которому ты их подвергаешь, равно их вине, то нет ничего ни за тебя, ни против тебя. Если наказание, которому ты их подвергаешь, меньше их вины, то тебе воздастся. Если наказание, которому ты их подвергаешь, превосходит их вину, то ты будешь должен восполнить этот излишек. Восполнять же придется подобным.
Человек, отвернувшись в сторону, стал навзрыд плакать. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Разве ты не читаешь аят Всевышнего Аллаха «В День воскресения Мы установим справедливые весы, и никто не вкусит несправедливости – даже на вес горчичного зерна. Ибо никто другой не умеет считать [деяния], как умеем считать Мы!»[2]?
Тогда человек сказал:
— Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, и для меня, и дня них не осталось ничего лучшего, чем расстаться друг с другом. Будь свидетелем, все они свободны. (Тирмизи, Тафсир, 21/3165).
Четвертый хадис касается того, в отношении чего нафс человека чаще всего склонен совершать предательство. Покушение на государственное или общественное имущество, хоть в малом, хоть в большом объеме, является великим грехом, который Аллах не простит. Этот грех вводит человека в Ад. Ибо, покушаясь на это имущество, человек попирает права всех людей этой страны. Поэтому и наказание за этот грех велико. Человек, который совершает такой великий грех, если его не простят все те люди, права которых он попрал, и если он сам не раскается, в будущей жизни будет судиться перед Аллахом с этими людьми. Если у него есть какие-то добрые дела, вознаграждения (саваб) за них будут отданы тем людям, права которых он попрал. Если такие вознаграждения (саваб) у него закончатся, на него будут взвалены грехи этих людей. И он окажется банкротом в полном смысле этого слова.
Предатель в самые трудные моменты Судного дня не найдет для себя ни помощника, ни заступника. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает такое важное наставление нашего досточтимого Пророка на эту тему:
«Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) встал и начал говорить нам о покушении на трофейное (и государственное) имущество. Он сказал нам, что измена – великое зло и отвратительный грех, объявил, что она запрещена (харам). Он сказал:
— Будьте осторожны, в Судный день один из вас, когда на одном его плече будет блеять (неправедно присвоенный) баран, на другом плече – ржать конь, предстанет передо мной и станет просить: «О Посланник Аллаха, помоги мне!» Я ему скажу:
— Я никак не могу заступиться за тебя, ведь я известил тебя в земном мире об установлениях (хукм) Аллаха!
Другой придет ко мне с верблюдом, орущим на его плечах, и станет просить: «О Посланник Аллаха, помоги мне!» Я ему скажу:
— Я никак не могу заступиться за тебя, ведь я известил тебя в земном мире об установлениях (хукм) Аллаха!
Третий придет ко мне с золотом, серебром на плечах и станет просить: «О Посланник Аллаха, помоги мне!» Я ему скажу:
— Я никак не могу заступиться за тебя, ведь я извещал тебя в земном мире об установлениях (хукм) Аллаха!
Еще один придет ко мне в одеждах (неправедно присвоенных) и станет просить: «О Посланник Аллаха, помоги мне!» Я ему скажу:
— Я никак не могу заступиться за тебя, ведь я извещал тебя в земном мире об установлениях (хукм) Аллаха!» (Бухари, Джихад, 189; Муслим, Имарат, 24).
В этом хадисе содержится угроза, что изменники предстанут в Судный день с имуществом, которое они присвоили себе (из трофеев). Это будет признаком того, что им суждено оказаться в Аду.

{
Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху) рассказывает:
«В день битвы у Хайбара к нашему досточтимому Пророку пришла группа сподвижников. Они сообщили:
— Такой-то стал шахидом, и такой-то стал шахидом.
Потом, проходя мимо одного (павшего в бою) человека, сказали:
— И этот стал шахидом!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тут сказал:
— Нет, я видел его в Аду среди тех, кто неправедно присваивал себе трофеи.
Потом он приказал:
— О Ибн Хаттаб, иди и объяви людям: «В Рай войдут только верующие (му’минун)!»
Я вышел к людям и провозгласил:
— В Рай войдут только верующие!» (Муслим, Иман, 182).
Права рабов Аллаха до такой степени важны, что обрести прощение за покушение на них нельзя, даже заслужив такую высокую степень, как степень шахида. Поэтому следует самым строгим образом избегать неправедных приобретений и измены
Приказав объявить, что в Рай войдут только верующие, наш досточтимый Пророк хотел показать, что вера (иман) и измена никогда не бывают вместе.

{
С другой стороны, помогать предателям – уже предательство. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если человек скрывает того, кто предал, он сам подобен ему!» (Абу Дауд, Джихад, 135/2716).
Как видно из четвертого хадиса, не следует стремиться заполучить должность, дающую власть над правами людей. Но если такая должность все же возложена на человека, он должен стараться выполнять ее самым лучшим образом. Человек, занимающий такую должность, не имеет права брать что-либо сверх определенной ему платы. Даже считается предосудительным, в то время когда он пребывает на этой должности, получать какие-то подарки. Потому что люди, предлагающие подарки человеку, обладающему полномочиями, могут преследовать какие-то интересы, идущие в разрез с интересами общества. Это же открывает дорогу изменам разного рода и злоупотреблениям.
Сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были очень щепетильны в этом отношении.
Досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) поручил Му’азу бин Джабалю собирать закят. Му’аз (радыйаллаху анху) пришел к Абу Бакру с частью собранного им и сказал:
— Это ваше, а это то, что подарили мне.
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) велел ему:
— Отдай все Абу Бакру.
Му’аз (радыйаллаху анху) не торопился отдавать то, что было подарено ему. Ночью он увидел сон. Будто он стоит около огромного пламени и боится, что упадет в него. Тут пришел ‘Умар (радыйаллаху анху) и, схватив за пояс, удержал от падения в огонь.
С наступлением утра Му’аз тут же отправился к Абу Бакру, рассказал об увиденном сне и полностью отдал ему все ценности, которые были при нем.
Абу Бакр сказал ему:
— Если ты так поступил, то и я от чистого сердца дарю тебе это.
На это ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:
— Теперь эти (подарки) стали тебе дозволенными (халял) и подобающими. (Ибнуль-Джаузи, Манакиб, с. 261).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воздал хвалу тем людям, которые не посягают на общественное имущество. Он сказал, что такой нрав достоин похвалы. Однажды он возвестил:
«Как хороши племена Асад и Аш’ари: они не бегут с поля боя и не расхищают трофеи. Они из моего (рода) и я – из них». (Тирмизи, Манакиб, 74/3947).
Всевышний Аллах – с теми, кто не совершает измены. В хадисе кудси эта истина звучит так:
«Всевышний Аллах говорит: «Пока один человек не предает другого, Я буду третьим между ними. Если один из них предает своего товарища, Я покидаю их». (Абу Дауд, Буйу’, 26-27/ 3383).
Нет сомнения в том, что как только Всевышний покидает эти двоих, между ними встревает шайтан и приводит их к печальному финалу.
Отдельно следует сказать о предательстве, когда человек направляет на ложный путь своего брата, который советуется с ним. Человек, который знает правду, но, не говоря о ней, рекомендует другому ложный путь, совершает великое предательство по отношение к тому человеку, который, надеясь на него, пришел к нему.
В священном хадисе говорится:
«Кто посоветует что-то своему брату (по вере), зная, что это неправда, тот предатель». (Абу Дауд, ‘Ильм, 8/3657).
Невозможно представить более мерзкого предательства, чем когда человек лжет тому, кто доверяет ему и прислушивается к его словам. Ибо человек, который не допускает и мысли о том, его друг солжет ему, совершенно верит и полагается на его слова. Поэтому и убыток, который он терпит, бывает несравненно больше, чем в других случаях.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«Какое это великое предательство – лгать брату по вере, который верит, что ты говоришь правду, и который подтверждает твои слова!» (Абу Дауд, Адаб, 71/4971; Ахмад, IV, 183; Бухари, аль-Адабуль-муфрад, № 393).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ясно описавший все признаки и весь вред предательства, для того чтобы быть примером своей общине, в своих ду’а просил Аллаха уберечь его от этого дурного качества и его сути. Как мы видим в пятом хадисе, он говорил:
«О мой Аллах! Я прибегаю к Тебе от того, чтобы предавать доверенное (аманат); поистине, это плохая черта характера и дурная натура».
Таким образом, он продемонстрировал нам, как надо совершать ду’а. В то же время он желал показать своей общине, что предательство – это самое ужасное положение, позорящее и унижающее человека.