ПОДЕЛИТЬСЯ

Каждый верующий человек, каждый мусульманин обязан выполнять приказы и избегать запреты Корана, жить согласно принципам, содержащимся в нём, а также Сунне нашего любимого Пророка Мухаммада (салляЛлаху алейхи ва саллям). В Священном Коране Господь указал нам, какие грехи необходимо избегать и чего стоит сторониться для сохранения богобоязненности, а запреты Всевышнего прекрасно объяснил и раскрыл его Посланник (мир ему и благословение Всевышнего).

Всевышний Творец предупреждает нас в Книге: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всем, что вы совершаете» (аль-Инфитар, 82:10-12);

«Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Каф, 18:17-18).

За каждым верующим наблюдают благородные писцы,Мункар и Накир, два ангела, которые сидят за нашей спиной и пишут книгу наших деяний.

«Поистине, Аллах Всевышний вас охраняет. У каждого человека есть свои ангелы-хранители, которые поочерёдно шествуют перед ним и позади, по воле Аллаха охраняя его. Аллах  не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями. Если Аллах пожелает наказать людей, то не будет защитника, который спас бы их от наказания, и не будет покровителя, который отвратил бы от них то, что их постигло» (смысл 11 аята суры «ар-Рад»,ГРОМ, 13 сура, тафсир «аль-Мунтахаб»).

Также Господь миров указывает на существование свободы у человека, который должен проявить «стремление», и в соответствии со стремлением Аллах поможет ему. Если человек делает добро, Аллах даёт ему силу и он совершает благое, если же человек хочет сделать зло, то Аллах даёт и ему силу, и грешник совершает зло — именно за наши стремления, которые мы воплощаем в этой жизни, будем держать ответ перед Господом в Судный день.

Когда Всевышний Аллах сотворил этот мир, Он пообещал, что Его Милость будет превышать Его Гнев, поэтому Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если верующий совершает греховное деяние, ангел ждет в течение трех часов. В случае если человек раскается и попросит прощения у Господа, проступок будет аннулирован и в День Суда не станет причиной мучений и страданий». ас-Суюти Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр 

Избегать запретного — ответственность каждого верующего, которая налагается на него Всевышним. Ведь следуя пути, который указал нам Творец, мы можем обрести счастье, по Его Воле, как в этом мире, так и мире вечном.

Язык и уши

Грехи языка — говорить ложь, сплетничать, унижать и оскорблять кого-либо, ругаться, возводить наветы на верующих и праведников и др.

Пророк говорил: «Поистине, раб может произнести слово, угодное Аллаху, не при­дав ему никакого значения, а оно возвысит его на (многие) ступени, и, поистине, раб может произнести слово, которое вы­зо­вет гнев Аллаха, не придав ему никакого значения, а оно ввергнет его в Геенну». Бухари, 6478.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды какой-то человек принялся бранить Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в присутствии пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который слышал это, дивясь и улыбаясь. Однако когда этот человек стал браниться ещё сильнее, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ответил ему на часть оскорблений, и тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разгневался и ушёл, а Абу Бакр последовал за ним.
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: “О посланник Аллаха, когда он бранил, меня, ты сидел, а когда я ответил ему на что-то, ты разгневался и ушёл!”
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) так мудро ответил своему верному другу и сподвижнику: «С тобой был ангел, который отвечал ему, а когда ты сам ответил, появился шайтан, а я не нахожусь там, где шайтан! О Абу Бакр, (я скажу) три вещи, и каждая из них — истина: Аллах обязательно станет всячески поддерживать любого раба, которому нанесли обиду, если он простит её ради Всемогущего и Великого Аллаха; и если человек откроет врата даров, стремясь к поддержанию связей, Аллах обязательно добавит за это многое; если же откроет человек врата просьб, желая приобрести многое, то Аллах непременно усугубит его нужду!» Ахмад.

Ложь — это один из самых страшных грехов, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил, что верующий не может быть лжецом.

Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, правдивость ведёт к благочестию, а благочестие приводит к раю, и, поистине, человек будет (постоянно) говорить правду, пока не запишут его пред Аллахом как правдивейшего. И, поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к огню, и, поистине, человек будет (постоянно) лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца». (аль-Бухари 6094, Муслим 2607)

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-либо), поступает вероломно, когда заключает договор, и грешит, когда враждует (с кем-либо)». (аль-Бухари 33, Муслим 59)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше ВСЁ, что бы он ни услышал». Этот хадис передал Муслим 1/10.

Сплетни — также являются ужасным примером непонимания взаимоотношений между людьми. Люди думают, что могут говорить о ком-то что хотят, но это приводит затем к непоправимым последствиям.

Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли мне вам о том, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен». Передал Муслим, 2606.

Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сплетник не войдет в Джаннат!». аль-Бухари 6056, Муслим 105.

Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «В ночь моего вознесения я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джибриль?» Он сказал: «Это — поедающие мясо людей (в земной жизни – злословящие о них) и бесчестящие их (которые были сплетниками)». (Абу Дауд)

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) также говорил: «Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Табарани; Аль-Авсат)

Сплетни — это не только говорить о ком-то плохое, это вообще говорить что-то о другом человеке, когда его нет рядом. Великий алим Хасан аль Басри говорил: «Тому, кто перестанет много говорить, будет дарована мудрость, и тому, кто перестанет выискивать недостатки в других, представится возможность исправить свои».

От Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передается: «Мы сидели с Посланником Аллаха (ﷺ), когда неожиданно почувствовали неприятный запах мертвечины. Пророк (ﷺ) сказал: «Знаете ли вы, что это за запах? Это запах тех, которые сплетничают за спинами мусульман». (Имам Ахмад)

И сплетник не только тот, кто говорит, но и тот, кто слушает — очень важно это понимать. Тот, кто одобряет грех или помогает кому-то совершить грех, способствует совершению запретного — тоже является грешником.

Глаза

Верующему следует избегать смотреть на запретное, в особенности на чужой аурат.

От Барида, да будет Аллах им доволен, передается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Али, да будет Аллах им доволен: «О Али, пусть за первым взглядом не следует второй. Поистине, за первый ты не будешь спрошен, а второй – против тебя»». Хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ад-Дарими.

Также, это очень важно для всех, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах проклял смотрящего и того, на кого смотрят». Хадис привел аль-Байхакы в «Шуаб аль-Иман».

Имеется в виду: Аллах проклял того, кто смотрит на запретное, в том числе и на чужой аурат, и того, кто дает возможность смотреть на него, не придерживаясь предписаний религии.

Мы должны оберегать себя от дурных мыслей ,а для этого нужно постоянно помнить об Аллахе, благодарить Его за ту Великую Милость, что он даровал нам. Верующий человек должен развить в себе стыдливость и скромность, тогда ему не будет хотеться смотреть на других, говорить о других, слушать о других — он будет испытывать стыд перед своим Господом Аллахом Субханаху ва Тааля, который Всевидящий, Всезнающий, Всеслышащий. Поэтому праведный человек стыдится своих дурных мыслей, нашептываемых ему шайтаном, он борется с ними, и Аллах даже за это по Своей Милости дарует вознаграждение.

Каждый из Посланников Всевышнего призывали людей устыдиться. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один из главных призывов, который проповедовали предшествующие посланники Всевышнего – стыдливость; если не устыдился, твори все, что тебе заблагорассудится». Потому чувство стыдливости является признаком того, что в душе у человека имеется вера.

Всевышний Аллах сказал в аяте Священного Корана: «Скажи: «Он тот, Кто сотворил вас [из ничего, по сути каждый из появившихся после Адама и Евы людей был на начальной стадии просто каплей] и дал вам слух [значимость которого вы не в состоянии оценить, кроме как, если при жизни потеряете его и почувствуете разницу; Он, Господь миров дал вам] зрение [которым вы лицезрите этот невероятно прекрасный мир; Он дал вам] сердце [которое не только неустанно качает вашу кровь на протяжении десятилетий, подобно вечному двигателю, но и чувствует то, что невозможно уловить слухом или зрением]. Благодарность ваша [Творцу за столь бесценные дары] редка (крайне мала)» (Сура аль-Мульк, Аят 23).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова, и не разузнавайте, не выслеживайте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте братьями, о рабы Аллаха, как Он велел вам! Мусульманин мусульманину брат, и не (должен) он ни притеснять его, ни оставлять без поддержки, ни относиться к нему с презрением, а благочестие (скрыто) здесь, благочестие (скрыто) здесь! (и Посланник Аллаха указал рукой себе на грудь, после чего сказал:) Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в исламе. Для каждого мусульманина неприкосновенными (должны) быть жизнь, честь и имущество (другого) мусульманина. Поистине, Аллах не смотрит ни на тела ваши, ни на ваше обличье, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела! «(«Сады праведных» имама ан-Навави, 1570).

Всегда помните, что бы избежать запретного, необходимо понимать, что Аллах всегда видит нас, и все наши дела записываются в книгу деяний, которая будет передана нам в Судный день. Каждый получит эту книгу. И от того, что он совершал в этом мире, добро или зло, будет зависеть его дальнейшая судьба.

Например, если мы видим бедного, голодного человека, то внутри себя слышим голос, призывающий помочь.  Но есть и другой голос, говорящий, что этого не надо делать, потому что средства уменьшатся. Первый голос от Ангела, второй – от Шайтана.

Поэтому мы должны помогать нуждающимся людям, т.к. голос, призывающий нас к совершению добра, – это голос нашего друга, послушавшись которого, мы можем получить саваб. Мы должны стараться не следовать призывам Шайтана, т.к. он стремится отдалить нас от совершения добра и хочет, чтобы мы совершали грехи. Мы понимаем, что вера в Ангелов удерживает нас от совершения зла, повышает нашу культуру и нравственность.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «И Ангелы, и Шайтан приносят в сердца людей некоторые мысли. Шайтан призывает к совершению зла и отдалению человека от истины. А Ангелы призывают к совершению добра и удерживают от совершения зла» (Тирмизи).

Особенно в преддверии Благословенного месяца Рамадана, мы должны позаботиться о своей моральной чистоте, о своей нравственности, задуматься: «А нет ли у меня каких-то дурных привычек? Не совершаю ли я грехи глаз, смотря на харам, не совершаю ли я грехи языка, споря и разговаривая о том, чего не знаю, не говорю ли я о других, когда их нет рядом, о грехах ушей, слушая дурное?»

Алимы говорят: «Истинной сутью стыдливости является такое нравственное качество, которое побуждает (человека) к отказу от (всего) безобразного и не позволяет ему ущемлять права тех, кто имеет право на что-либо», — а нам передали, что Абу-ль-Касим аль-Джунайд, да помилует его Аллах, сказал: «Стыд есть (способность) видеть благодеяния (Аллаха) и (способность) видеть (собственные) упущения, между которыми и зарождается то, что именуется стыдом».

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

— Стыдливость не приводит ни к чему, кроме блага. (аль-Бухари 6117, Муслим 37).

Следите за собой и скрывайте ошибки других, ведь в Судный день Аллах сокроет твои ошибки, если ты не был возгордившимся. А Аллах знает об этом лучше.

И не разделяйте большие и малые грехи, ведь Посланник Аллаха, давая наставление своей жене, сказал: «О ‘Аиша! Остерегайся совершать незначительные проступки, поистине, Аллах за них спросит!» Ибн Маджах 4243, ад-Дарими 2/303. Имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри.

«Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека». Ахмад 5/331.

Иногда нам кажется, что кинуть пару взглядов на что-то плохое — ничего страшного, произнести грязное слово — ничего страшного, послушать как один человек оскорбляет другого — ничего страшного. Но все это копится. И потом, глядя на себя в зеркало, можешь ли ты назвать себя праведным верующим человеком? Хотел бы ты , чтобы по тебе оценивали твою религию? Поэтому не надо думать, что совершение малого греха не несет в себе зла. Шайтан обманывает нас, а мы превращаемся в людей, которые затем могут опуститься на уровень ниже, чем животные.

Ибн ‘Аббас говорил: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943.

Ибн Мас’уд сказал: “Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадет на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом”, – и он провел рукой, будто бы отгоняя муху. аль-Бухари 6308.

О Аллах, прости нас, дай нам быть Твоими верными рабами, всегда помнить о Тебе, быть благодарными Тебе, быть стыдливыми и скромными, защити нас от шайтана, который был первым гордецом и завистниками и защити нас от качеств, присущих проклятому шайтану!