. عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَاأَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:Ислам,Прелюбодеяние
«يَا أُمَّةَ مُحَمَّدٍ مَا أَحَدٌ أَغْيَرَ مِنَ اللّٰهِ أَنْ يَرَى عَبْدَهُ أَوْ أَمَتَهُ يَزْنِي! يَا أُمَّةَ مُحَمَّدٍ لَوْ تَعْلَمُونَ مَا أَعْلَمُ لَضَحِكْتُمْ قَلِيلًا وَلَبَكَيْتُمْ كَثِيرًا».
1. Айша (радыйаллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«О община Мухаммада! Нет никого, кто бы более Аллаха ревновал, когда Его рабы – мужчина или женщина, совершают прелюбодеяние. О община Мухаммада[1]! Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы мало смеялись и много плакали». (Бухари, Никах, 107).
. عَنْ بُرَيْدَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِعَلِيٍّ: «يَا عَلِيُّ لَا تُتْبِعِ النَّظْرَةَ النَّظْرَةَ فَإِنَّ لَكَ الْأُولَى وَلَيْسَتْ لَكَ الْآخِرَةُ».
2. Бурайда (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал досточтимому Али (радыйаллаху анху):
«О Али, если ты случайно посмотрел на запретное (харам), не смотри во второй раз! Ибо первый взгляд для тебя (прощен), второй же – против тебя (грех)». (Абу Дауд, Никах, 42-43/2149; Тирмизи, Адаб, 28/2777; Хайсами, VIII, 63).
. عَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:
«مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَنْظُرُ إِلَى مَحَاسِنِ امْرَأَةٍ أَوَّلَ مَرَّةٍ ثُمَّ يَغُضُّ بَصَرَهُ إِلَّا أَحْدَثَ اللّٰهُ لَهُ عِبَادَةً يَجِدُ حَلَاوَتَهَا».
3. Абу Умама (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если взгляд какого-то человека упадет на одну женщину, и он тут же отведет взгляд, Аллах пожалует ему вознаграждение (саваб) как за ибаду, вкус которого он почувствует в своем сердце». (Ахмад, V, 264; Хайсами, VIII, 63).
١٥٨. عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ سَمِعَ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «لَا يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ وَلَا تُسَافِرَنَّ امْرَأَةٌ إِلَّا وَمَعَهَا مَحْرَمٌ» فَقَامَ رَجُلٌ فَقَالَ: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ
اكْتُتِبْتُ فِي غَزْوَةِ كَذَا وَكَذَا وَخَرَجَتِ امْرَأَتِي حَاجَّةً؟» قَالَ: «اذْهَبْ فَحُجَّ مَعَ امْرَأَتِكَ».
4. Ибн Аббас передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пусть ни один мужчина не остается наедине с женщиной (для которой он не является махрамом)! Пусть ни одна женщина не выходит в путь без махрама!»
Один человек встал и спросил:
— О Посланник Аллаха! Я собираюсь отправиться в поход, а моя жена направляется в хадж (что мне делать)?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел ему:
— Иди вместе со своей женой соверши хадж! (Бухари, Джахад, 140; Никах, 111; Муслим, Хадж, 424; Ахмад, I, 222. Отдельно см. Тирмизи, Рада’, 15-17; Фитан, 7).
Комментарии
С давних пор прелюбодеяние было проступком, который и человеческий разум, и все нравственные и правовые системы, и все имеющие божественное начало религии считали в высшей степени отвратительным и мерзостным. В Исламе прелюбодеяние считается великим грехом.
Всевышний Аллах, который очень любит Своих рабов, совершенно не хочет, чтобы они попали в унизительное положение, совершив прелюбодеяние. Как сообщается в первом хадисе, когда человек унижается до прелюбодеяния, никто не мучается так, как Всевышний Аллах. Когда кто-то из близких или детей кого-либо совершает такой отвратительный грех, как прелюбодеяние, то он будет страдать, не желая принимать это. Так же и Всевышний Аллах, гораздо более, чем любой человек, желает, чтобы Его рабы не приближались к такому отвратительному деянию. Он не хочет, чтобы они, впав в грех, отдалились от Него. По этой причине Он строго запретил все греховные поступки, за совершение которых установил строгое наказание и сообщил, что подвергнет грешников мучительному наказанию. Будучи милосердным, Всевышний Аллах заранее известил людей о грехах и наказании за эти грехи, чтобы люди, вняв Его предостережениям, не попадали в унизительное положение.
Прелюбодеяние является таким отвратительным грехом, что Всевышний Аллах запретил не только совершать его, но даже приближаться к нему.
В священном аяте говорится:
وَلَا تَقْرَبُوا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ
«…заповедал вам ваш Господь … не совершать мерзостных поступков, ни явных, ни тайных» (аль-Ан’ам, 6/151).
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنٰىۤ اِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاۤءَ سَب۪يلًا
«И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно – мерзость и мерзкий путь» (аль-Исра, 17/32).
Т.е. не следует ни вступать на путь, ни использовать какие-то средства, которые готовят почву для прелюбодеяния[2].
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сообщив, что Всевышний Аллах страдает, когда Его рабы совершают прелюбодеяние, говорит: «Если бы вы знали то, что знаю я, то мало бы смеялись и много плакали». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел этим сказать: «Если бы вы знали скрытый смысл и причины запретов Аллаха, знали бы, какое наказание ожидает вас, если вы не внемлите этим запретам, знали бы об ужасах Судного дня, вы бы много плакали, мало смеялись, ваш разум был бы занят только этим».
Всевышний Аллах, ревнуя Своих рабов, хочет видеть их целомудренными и добропорядочными. Об этом говорится во многих священных аятах[3]. Сохранение чести и порядочности перечисляется среди самых важных обязанностей мужчин и женщин из мусульман (аль-Му’минун, 23/5; ан-Нур, 24/30-31; аль-Фуркан, 25/68; аль-Ахзаб, 33/35).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своих ду’а просил у Аллаха, чтобы части его тела не тянулись к запретному и, чтобы он по их вине не впал в грех.
Он сообщил своей общине такую благую весть: «Если кто-то мне даст слово, что будет хранить то, что находится между его губами (язык), а также свои честь и достоинство, то я дам ему слово, что он войдет в Рай». (Бухари, Рикак, 23).
Как поучителен следующий случай, когда наш досточтимый Пророк, приводя логические аргументы, говорит молодому человеку, готовому совершить грех, о необходимости хранить целомудрие.
Абу Умама (радыйаллаху анху) рассказывает:
«К Посланнику Аллаха пришел один молодой человек и сказал:
— О Посланник Аллаха! Разрешишь ли ты совершить мне прелюбодеяние?
Все присутствующие тут же обернулись к нему и с осуждением зашикали: «Замолчи, замолчи!».
Посланник Аллаха велел ему:
— Подойди ко мне!
Молодой человек подошел к нему и сел рядом.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
— Хотел бы ты, чтобы такое совершила твоя мать?
Молодой человек сказал:
— Да сделает меня Аллах жертвой на твоем пути, клянусь Аллахом, не хочу, о Посланник Аллаха!
Посланник Аллаха казал:
— Другие люди тоже не хотят такого для своих матерей.
Потом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил то же о его дочери, сестре, тете. Тот на все отвечал:
— Да сделает меня Аллах жертвой на твоем пути, клянусь Аллахом, не хочу, о Посланник Аллаха!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) каждый раз добавлял: «Другие люди тоже не хотят такого для своих родственниц». В конце разговора он возложил на него свою благословенную руку и сделал ду’а:
— О мой Аллах, прости ему грехи, очисти его сердце и сохрани его целомудрие.
Молодой человек после этого никогда не опускался до таких вещей». (Ахмад, V, 256-257; Хайсами, I, 129).
С другой стороны, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) брал с людей клятву, что они не будут приближаться к прелюбодеянию и всему, что ведет к нему, что они будут хранить целомудрие. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) брал с женщин присягу (бай’ат) (не дотрагиваясь до них рукой) на словах в том, что повелевает аят:
«О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины и захотят присягнуть в том, что не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом, что не будут красть, совершать прелюбодеяние, убивать своих детей, не будут умышленно приписывать своим мужьям детей от постороннего мужчины, приживать детей [от других] и настаивать [на лжи] всеми силами, не будут выказывать ослушания тебе в установленном для всех, то прими их присягу и проси Аллаха простить их, ведь Аллах – прощающий, милосердный» (аль-Мумтахина, 60/12).
Верующей женщине, принявшей эти условия, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
— Все, я взял с тебя присягу (бай’ат).
Клянусь Аллахом, когда он принимал присягу, его рука никогда не дотрагивалась до руки чужой женщины. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) брал с женщин только присягу словами:
— Я принимаю твою присягу (бай’ат) по условиям этого аята». (Бухари, Тафсир, 60/2; Ахмад, VI, 270)[4].
Абу Сахм (радыйаллаху анху) рассказал о таком поучительном случае:
«Однажды в Медине мимо меня проходила юная девушка. Я ухватил ее за ворот, потом отпустил. Утром Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) принимал присягу (бай’ат) у людей. Я тоже пришел. Он не принял у меня присягу, спросив:
— Что, пришел тот, кто хватает за ворот?
Я сказал:
— Клянусь Аллахом, больше никогда не буду так делать.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принял мою присягу! (Ахмад, V, 294).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы предотвратить прелюбодеяние запретил зарабатывать деньги на проституции и прелюбодеянии[5]. Торговля самым ценным, что есть у человека, – целомудрием и честью, была объявлена запретной (харам). В одном хадисе даже говорится, что такие деньги «грязны, они как нечистота». (Муслим, Мусакат, 41; Абу Дауд, Буйу’, 38; Тирмизи, Буйу’, 46).
С другой стороны, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стремился отвратить свою общину от прелюбодеяния, разъясняя, какой духовный и физический вред оно приносит людям. В следующем хадисе сообщается, что прелюбодеяние вредит самому драгоценному, что есть у человека – вере (иман):
«Когда человек совершает прелюбодеяние, вера выходит из него и парит над ним, подобно тени. Когда он (раскаявшись) полностью отказывается от прелюбодеяния, вера снова входит в него». (Абу Дауд, Суннат, 15/4690; Тирмизи, Иман, 11/2625; Хаким, I, 72/56).
В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о том, какой физический ущерб причиняет прелюбодеяние, сообщает:
«Когда в каком-то народе распространяются прелюбодеяние и разврат, и люди начинают открыто совершать эти грехи, то обязательно среди них распространяются чума и другие болезни, которых не было у народов, живущих до них» (Ибн Маджа, Фитан, 22; Хаким, IV, 583/8623).
В другом хадисе от досточтимого Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится:
«… Если среди какого-то народа распространяется прелюбодеяние, то среди них люди начинают больше умирать…» (Муватта’, Джихад, 26; Ибн Маджа, Фитан, 22).
По причине прелюбодеяния возникает сомнительное смешение родов, распадаются семьи, рвутся связи между родственниками, соседями, друзьями и, таким образом, теряются духовные и нравственные ценности общества. Человек становится рабом своих плотских страстей, а его достоинство и честь бросаются под ноги.
С другой стороны, прелюбодеяние наносит вред здоровью человека. Погрязнув в болоте прелюбодеяния, человек подвергает себя риску заразиться болезнями, передающимися половым путем. Причиной заражения СПИДом – болезни, которая кончается смертельным исходом, и которую современная медицина так и не научилась лечить, в большинстве случаев также являются случайные половые связи, прелюбодеяние.
Прелюбодеи так отвратительны и ненавистны Аллаху, что Он на время их засилья предначертал начало Судного дня. Как сообщает наш досточтимый Пророк, к концу этого мира верующие, спасшиеся от смут, которые принесут Даджаль, народы Йаджудж и Маджудж, будут жить так мирно и счастливо, как никогда раньше. Аллах сделает так, что в один миг они все умрут. «На земле останутся только самые худшие из людей; когда они, брыкаясь как скотина, на глазах у всех будут заниматься прелюбодеянием, грянет Судный день». (Муслим, Фитан, 110. Отдельно см. Тирмизи, Фитан, 59/2240; Ибн Маджа, Фитан, 33).
Чтобы не попасть под гнев Всевышнего и не ощутить на себе все вредоносные последствия прелюбодеяния, нужно стремиться как можно дальше отдаляться от всякого слова, действия, мысли и посредника, которые ведут к прелюбодеянию. Ибо определение (хукм) действий и поведения дается по тем последствиям, к которым они ведут. Те действия, которые ведут к запретному (харам), сами являются запретными (харам). Те же, которые способствуют совершению обязательных (ваджиб) деяний, сами являются обязательными. Поэтому действия, которые могут привести к прелюбодеянию, такие как смотреть, слушать, разговаривать, дотрагиваться, идти (к запретному), читать и вдыхать запах, были запрещены. Это относится и к одному случайно брошенному взгляду. Не поддаваясь соблазнам греха, следует тут же отвести глаза. Во втором хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелевает, что, если взгляд случайно упал на что-то запретное, тут же отвести его и не смотреть второй раз. Всевышний Аллах прощает один непреднамеренный взгляд, брошенный случайно, но второй, брошенный намеренно, засчитывается как грех.
Джарир (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Я спросил у нашего досточтимого Пророка, какое определение (хукм) имеет непреднамеренный взгляд. Он ответил:
«Отведи тут же взгляд в другою сторону!» (Муслим, Адаб, 45. Отдельно см. Абу Дауд, Никах, 43; Тирмизи, Адаб, 28).
Ибо взгляд назван «прелюбодеянием глаз». Это грех. Таким же образом, слушать – «прелюбодеяние ушей», разговаривать – «прелюбодеяние языка», дотрагиваться – «прелюбодеяние рук», идти – «прелюбодеяние ног», желать – «прелюбодеяние сердца и нафса». (Бухари, Исти’зан 12, Кадар 9; Муслим, Кадар 20-21. Отдельно см. Абу Дауд, Никах, 43).
Ислам, запретив все это, перекрывает дорогу большим грехам. В Исламском праве – фикхе это называется «Садд-и зария» («Преграда для средств достижения»).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Глаза совершают прелюбодеяния (смотря на запретное). Если женщина, надушившись благовониями, проходит мимо группы людей (мужчин), считается, что она совершила прелюбодеяние»[6]. (Тирмизи, Адаб, 35/2786; Абу Дауд, Тараджуль, 7/4173; Насаи, Зиннат, 35).
Всевышний Аллах наставляет:
«Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это – непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие…» (ан-Нур, 24/30-31).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит о том, насколько ненужные взгляды вредят сердцу:
«Взгляд, брошенный на запретное, – стрела из отравленных стрел иблиса. Кто оставит это по причине страха перед Аллахом, Всевышний дарует ему веру (иман), вкус которой он сможет почувствовать в своем сердце». (Хаким, IV, 349/7875; Хайсами, VIII, 63).
Глаза – это окна, открывающиеся в сердце. Когда глаза смотрят на нежелательное, это отрицательно воздействует на разум и занимает его грехами. Это становится причиной загрязнения сердца и разрушения духовности.
Поэтому большим приобретением для верующего является способность, став властителем своего нафса, устоять перед отравленными стрелами иблиса. В третьем хадисе сообщается благая весть, что за это ему будет даровано вознаграждение как за ибаду, вкус которого он сможет почувствовать в своем сердце. Т.е. Всевышний Аллах это простое действие, отдаляющее человека от большого греха, признает по важности равным ибаде. Это одно из проявлений Его доброты и милости к Своим рабам.
В другом священном хадисе так говорится о достоинствах глаз, которые остерегаются запретного (харам):
«Есть три человека, их глаза не увидят Ада: те глаза, которые стояли на страже на пути Аллаха, те глаза, которые плакали от страха перед Аллахом, и те глаза, которые избегали запрещенного Аллахом». (Хайсами, V, 288).
Четвертый хадис налагает запрет на еще одну большую ошибку, совершая которую, люди открывают дорогу прелюбодеянию. Этот хадис – еще одна защита для верующих. Мужчина не должен оставаться в уединенном месте один на один с женщиной, для которой он не является махрамом, т.е. если он не женат на ней или не является близким родственником. Следует по возможности тщательностью избегать оставаться наедине и находиться с женщиной, если рядом с ней нет кого-нибудь из ее махрамов, например, мужа, матери, отца, сына, брата, тети, молочного брата. Если рядом с мужчиной находятся его собственная сестра, дочь, тетя, то считается, что у той женщины есть махрам. Также и женщины должны избегать оставаться наедине с чужими мужчинами. Ибо, по словам Посланника Аллаха:
«Когда мужчина остается наедине с посторонней женщиной, третьим будет шайтан». (Тирмизи, Рада’, 16/1171; Фитан, 7/2165; Ахмад, I, 18, 26).
Когда женщины хотят что-то попросить или что-то рассказать мужчине, который не является для них махрамом, они должны общаться с ним через занавес или через дверь.
Хотя в священном аяте поступать так было приказано только женам нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), такое поведение является прекрасным примером, следовать которому по мере возможности должны все верующие женщины.
Есть и еще одно важное обстоятельство, которому сейчас, к сожалению, не придают значение: мужчина не должен оставаться наедине с женой брата, т.е. с невесткой. То же касается близких родственников мужского пола мужчины — детей брата, детей дяди.
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Избегайте заходить к женщине (рядом с которой нет ее махрама)!
Одни из ансаров тут спросил:
— О Посланник Аллаха! А что скажешь о родственниках мужа («аль-хамву»)?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Уединение с ними означает смерть. (Бухари, Никах, 111; Муслим, Салям, 20; Тирмизи, Рада’, 16/1171).
Слово «аль-хамву», которое вы видим в этом хадисе, в арабском языке означает близких родственников мужа, таких, как брат, племянник, дядя и дети дяди.
Эти люди, являясь близкими родственниками, всегда бывают приняты в доме и легко могут посещать его. Поэтому они в первую очередь подвержены опасности. Им более всех следует быть осторожными и избегать оставаться наедине с женой своего родственника. У этих людей могут быть самые лучшие намерения. Но Ислам предпочитает крепко накрепко закрывать двери возможной опасности, чтобы люди не оказавшись впоследствии в тяжелом положении, не навредили себе. Каждому известно, сколько семей, не уделявших должного внимания этому вопросу, было разрушено. С другой стороны, в таком положении невозможно избежать и людских сплетен.
Во второй части хадиса женщинам приказано не выходить в дорогу без махрама. Чтобы представить всю важность этой темы, достаточно того, что наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал своему сподвижнику, собравшемуся совершить такую важную ибаду, как джихад, отправиться вместе с женой, которая, направляясь в хадж, вышла в путь одна.
[1] Наш досточтимый Пророк два раза обращается «О община Мухаммада!» Это дает нам почувствовать его милость и доброту к своей общине. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), заботясь о своей общине, снова и снова предупреждает ее, чтобы уберечь от впадения в такие грехи.
[2] Ислам, стремясь предотвратить грехи, придает большое значение тому, чтобы отвратить человека от чувств, окружения и посредников, склоняющих его к греху. Для этого предпринимаются такие важные меры: мужчины и женщины должны прикрывать определенные части тела; избегать провоцирующего поведения; мужчина и женщина, не являющиеся близкими родственниками не должны оставаться наедине; общество должно избегать излишней открытости и непристойности. Сюда же относится порицание слов, взглядов и близких отношений, которые провоцируют человека и готовят почву для прелюбодеяния. Не ограничиваясь этим, Ислам обязывает семью и общество воспитывать детей соответствующим образом, без крайней необходимости не откладывать женитьбу, не создавать трудностей с женитьбой, ориентироваться на высокие религиозные и нравственные ценности.
Как становится явно из этого, цель Ислама – не наказание провинившихся. Его цель – предотвращая возникновение в обществе отношений, побуждающих к греху, обеспечить людям безопасную и спокойную жизнь. Ислам действует не по принципу «наказать грех», а скорее по принципу «не допустить совершения». Поэтому в истории Ислама мы видим очень мало примеров, когда кого-то подвергали наказанию за прелюбодеяние.
Наказание того человека, который, несмотря на все эти меры, совершает грех, является в истинном смысле справедливостью и милостью (ан-Нур, 24/2).
Получив наказание, человек бывает избавлен от того, чтобы, привыкнув к греху, разрушить свою вечную жизнь. Он также спасается от наказания в будущей жизни, которое было бы во много раз страшней.
[3] Например, см. ан-Ниса, 4/25; аль-Маида, 5/5; аль-Анбийа, 21/91; ан-Нур, 24/4, 23; ат-Тахрим, 66/12.
[4] Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), принимая присягу у женщин, старательно избегал касаться их (Бухари, Таляк, 20) и говорил:
— Я не обмениваюсь рукопожатием с женщинами! (Ибн Маджа, Джихад, 43).
[5] Бухари, Буйу’, 25, 113; Иджара, 20; Таляк, 51; Тыбб, 46; Либас, 86, 96; Муслим, Мусакат, 40. Отдельно см. Абу Дауд, Буйу’, 26, 63; Тирмизи, Буйу‘, 46, 49, 50; Никах, 37; Тыбб, 23; Насаи, Сайд, 15; Буйу’, 91, 92, 94; Ибн Маджа, Тиджарат, 9.
[6] Женщинам следует избегать ходить, душиться благовониями и разговаривать так, чтобы это привлекало мужчин. Не следует привлекать внимание мужчин, стуча каблуками при ходьбе. Всевышний, объявляя запретным такое поведение, говорит:
«…пусть они [женщины] не выставляют свои ноги, чтобы стали видны скрываемые красоты…» (ан-Нур, 24-33).
«… Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] – не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, – а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (аль-Ахзаб, 33/32-33).