ПОДЕЛИТЬСЯ

Лексическое значение слова «вера» (иман) — подтверждение и принятие слов, сказанных неким человеком, твердая
убежденность в них всем сердцем, без малейшего колебания и сомнения, усвоение их с душевным спокойствием и
доверием.(Ибн Манзур «Лисану’ль-‘араб», XIII, 21 (Бейрут).)

Терминологическое значение слова «иман» — верить
всем сердцем в религиозные предписания, переданные Всевышним Аллахом через своего Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и иметь глубокую убежденность в них, а также принимать без колебаний сообщения Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и искренне верить в их истинность, подлинность и справедливость. Уверовавшего человека называют «му‘мин». Это определение ученых Ахли Сунна.(Ахли Сунна валь-джамаа – последователи Корана, Сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и Иджмы — единогласного мнения суннитских ученых-муджтахидов).
 Согласно их мнению: Вера — это принятие и утверждение сердцем
Согласно мнению богословов школ аш‘ария и матуридия, вера – это утверждение сердцем вопросов, в которые следует верить. Этой точки зрения придерживались такие суннитские богословы, как имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.), Аш‘ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.), Бакилани (умер в 403 г. Хиджры/1013 г. н.э.), Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), Газзали (умер в 505 г. Хиджры/1111 г. н.э.), Абу‘ль-Муин Насафи (умер в 508 г. Хиджры/1115 г. н.э.), Шахристани (умер в 548 г. Хиджры/1153 г. н.э.), Амиди (умер в 631 г. Хиджры/1233 г. н.э.).
Существуют аяты и хадисы, доказывающие то, что вера
заключается в подтверждении и одобрении сердцем.
Аяты
• В Суре “Юсуф” 12/17 братья Пророка Юсуфа (алейхис салям) обратившись к Пророку Якубу (алейхис салям), сказали: «Ты не поверишь нам». Этот аят имеет следующий смысл: «Твое сердце не подтвердит (не примет) наш рассказ (о Юсуфе)». Священный Коран был ниспослан на арабском языке (Суры «Юсуф»12/2, «Ибрахим» 14/4, «Аш-Шуара» 26/195). И на этом языке, слово «иман» используется в значении «подтверждать, принимать сердцем». Все арабские языковеды единогласны в этом.


• Всевышний Аллах, говоря о лицемерах в Суре
“Аль-Маида” 5/41 сообщает, что вера заключена в утверждении сердцем:
«О Посланник! Пусть тебя не огорчают те, которые усердствуют в неверии, из числа тех, чьи уста говорят: «Мы уверовали», в то время как сердца их не уверовали (не подтверждают это); а также из числа иудеев, которые(охотно) прислушиваются ко лжи».
В Суре «Аль-Ан’ам» 6/125 говорится следующее:
«Кого Аллах желает вести по истинному пути, тому
Он раскрывает грудь
(сердце)
для Ислама…»
В Коране сообщается о том, что если человек по принуждению (под страхом смерти), произнесет слова неверия, то это не нанесет вреда вере, находящейся в его сердце: 
«Наказание Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но наказание падет на того], кто раскрыл
неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание»
.(Сура «Ан-Нахль» 16/106).
В Суре «Аль-Худжурат» 49/14 так сказано о неграмотных
бедуинах, которые не уверовали сердцем, но вера которых,
была на словах:
«Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи им: «Нет, вы не уверовали. Лучше скажите: «Мы на словах приняли ислам». Ведь вера еще не вошла в ваши сердца».


• В Суре “Аль-Муджадаля” 58/22 идет речь о вечных
обитателях Рая, которыми будет доволен Аллах, и которые
будут довольны Аллахом:
«Это те, в сердца которых Аллах утвердил веру, оказал им Свою поддержку и введет Он их в сады с текущими реками, где они вечно будут пребывать. Аллах доволен ими, а они довольны Аллахом…»

Хадисы
• Как передается в одном хадисе, сподвижник Пророка — сахаб Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) (умер в 54 г. Хиджры/674 г. н.э.) во время битвы убил схваченного им врага, несмотря на то, что тот сказал: “Нет Бога, кроме Аллаха”. Когда Усама бин Зайд (радыйаллаху анху) рассказал об этом нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то он очень расстроился и сказал: «Как ты мог узнать, произнес ли убитый тобой человек правду или ложь? Разве ты рассек ему сердце и заглянул в него?!»(Муслим «Иман», 41; Абу Дауд «Джихад», 95; Ибн Маджа «Фитен», 1;Ахмад бин Ханбаль «Муснад», IV, 439.) Эти слова, сказанные Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), подтверждают то, что вера человека утверждается сердцем.


• Как передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), группа сахабов, придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала следующее: “Мы ощущаем внутри себя такое, что каждый из нас счел бы большим грехом даже говорить об этом”. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им так: “Вы и вправду ощутили это?». «Да, это так! О, наш Пророк», – подтвердили они. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес: «Это и есть насто
ящая вера».8 Так Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул, что вера – это деяние сердца.


• Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в очень многих своих хадисах утверждал, что если в сердце человека есть вера, пусть даже в самой малой степени, равная горчичному зернышку или зернышку пшеницы, то такой человек, в конечном счете, попадет в Рай.( Бухари «Тавхид», 19, Муслим «Иман», 84; Тирмизи «Бирр», 61; Насаи
«Иман», 18)

 А в одном из своих хадисов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил следующее: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада отправятся в Ад, Аллах Всевышний скажет: «Выведите из Ада того, у кого в сердце была вера хотя бы на вес горчичного зерна».( Бухари «Иман», 15; Муслим «Иман», 82 .)

Исходя из вышеупомянутых хадисов и аятов, суннитские
богословы сказали, что вера — это утверждение сердцем, и
человек уверовавший сердцем считается перед Аллахом
истинно верующим, даже если он не заявляет о своей вере вслух. Однако, человек должен заявить о своей вере вслух для выполнения мирских религиозных предписаний. Это –обязательное условие.