Вера в общем (иджмали иман)
Это вера в то, что коротко и емко выражено в формулах Свидетельства Ислама (Шахаде) и признания Единобожия.
• Формула признания Единобожия: “Нет Бога, кроме
Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха”.
• Формула Свидетельства Ислама: “Свидетельствую,
что нет никакого Бога, кроме Аллаха. И свидетельствую, что
Мухаммад – Его раб и Посланник”. Это первая ступень веры и фундамент религии Ислам. Признание Аллаха — Одним Единственным Богом, а Мухаммада — Его Посланником, означает веру также и во все то, что он принес с собой. Ибо эти знания доведены до нас Аллахом именно через Своего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Но поскольку в вышеприведенных формулах не упоминаются отдельно все столпы веры, она называется верой в общем.
Для того чтобы человек являлся мусульманином, нужно чтобы он твердо верил в существование Одного Единого Бога, в Его бесконечные Могущество и Силу, а также в пророческую миссию благородного Посланника Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Это – первейшая обязанность человека. Затем следует изучить другие столпы веры и предписания религии, каждое по отдельности.
Вера в подробности
Это вера, при которой человек имеет ясное и детальное
представление о каждом из положений, в которые следует
верить. Она имеет три степени.
• Первая степень означает твердую веру в Аллаха, в то, что Мухаммад является Пророком Аллаха и веру в Судный день. Первая степень веры в подробности является более ясной и четкой по сравнению с верой в общем. Ибо здесь присутствуют не только вера в существование Аллаха и его Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), но и вера в Судный день.
• Вторая степень включает в себя веру в Аллаха, в Его Ангелов, в Книги, в Пророков, в Судный день, в воскрешение после смерти, в существование Рая и Ада, в награждение и наказание, а также в Судьбу (предопределение добра и зла). Именно такое определение веры дал наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), в одном из своих хадисов.( Муслим «Иман», 1; Абу Дауд «Сунна», 15; Тирмизи «Иман», 4; Ибн
Маджа «Мукаддима», 9.)
Согласно точке зрения богословов-суннитов для того, чтобы что-то могло стать столпом веры, необходимо, чтобы это упоминалось в Священном Коране и в достоверных хадисах
(мутаватир), а известные (машхур), и слабые (ахад) хадисы
не могут быть приняты в качестве аргументов. Некоторые ученые считали, что вера в Судьбу относится к теме Атрибутов Аллаха. Потому что вера в Судьбу не упоминается в Священном Коране и в мутаватир-хадисах, а встречается лишь в машхуур-хадисах, которые, как было указано выше, не могут служить для этого аргументом.(См. Хусейн Атай «Курана Гёре Иман Эсаслары», стр. 89-97 (Анкара
1961 г.)..)
В ответ на это была выдвинута следующая точка зрения: вера в Атрибуты Аллаха делает необходимой также и веру в Судьбу.(См. Али Арслан Айдын «Ислам инанчлары ве фелсефеси», стр. 123(Анкара).) Это относится к таким Атрибутам Аллаха,как Знание, Воля, Могущество и Создание. Несмотря на то, что этот вопрос не упоминается отдельно в аятах Священного Корана, знакомящих нас со столпами веры, в некоторых аятах отмечается подвластность и подчинение всего Предопределению Всевышнего Аллаха. (Суры «Аль-Камар»54/49; Сура «Марьям» 19/21; Сура «Аль-Фуркан» 25/2; Сура «Аль-Хиджр» 15/21). Кроме того, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) упоминал в некоторых своих хадисах веру в Предопределение, как об одном из столпов веры.(Муслим «Иман», 1; Абу Дауд «Сунна», 15; Ибн Маджа «Мукаддима», 9)
Как видно при исследовании богословских произведений, вопрос о Судьбе широко рассмотрен в теме Атрибутов Аллаха. Основываясь на важности этой темы, ее рассматривают также
как шестой столп веры.
• Третья степень означает наличие веры в каждое из религиозных, практических, морально-этических обязательных к исполнению предписаний, основанных на аятах и достоверных хадисах (мутаватир), доведенных до нашего сведения Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) от Всевышнего Аллаха. Например, обязательные к
исполнению (фард) намаз, пост, закят( Закят – обязательное пожертвование, которое выплачивается раз в году состоятельными мусульманами в пользу бедных и нуждающихся, а также тем, кто, с точки зрения религии, имеет право на это.), хадж и их основы (рукны) и условия (шарты), а также то, что дозволено (халяль) и то, что запрещено (харам). Утверждение сердцем всех этих предписаний является третьей ступенью веры в подробности. Мусульманин, отрицающий положение, основанное не на мутаватир, а на машхур и ахад хадисах не отступает от веры.