ПОДЕЛИТЬСЯ

Всевышний Аллах одарил нас столькими благами. И самое главное из них – разум. Благодаря разуму, мы можем отличать правду от лжи, добро
от зла. Поэтому разум и способность мыслить – это основные качества, отличающие человека от животных.
Но дар, которым является разум, возлагает на нас и ответственность. Потому что одаривший нас всеми этими благами Всевышний Аллах создал это не бесцельно и не сделал нас безответственными. Он повелел нам совершать полезные и добрые дела и запретил совершать вредные и дурные дела. Возложил на нас некоторые обязанности, исполнение которых обеспечивает счастье в этом и будущем мирах, и потребовал от нас их выполнять. Те дела, которые мы должны совершать, и те
дела, от которых мы должны воздерживаться, называются “религиозными обязанностями”.
Когда человек становится зрелым? Возраст,в котором человек достигает зрелости,
отличается у разных людей в зависимости от особенностей строения тела и климатических условий. У мальчиков это происходит в период от двенадцати до пятнадцати лет, у девочек – от девяти до пятнадцати лет. Если при достижении
пятнадцати лет у мальчиков или у девочек не наблюдается признаков зрелости, они все равно считаются зрелыми, и на них ложится обязанность выполнять предписания религии и воздерживаться от всего, что она запрещает.
Что означает слово «мукалляф»?
Людей, которые достигли возраста зрелости и являются умственно полноценными, а потому несут ответственность за выполнение предписаний религии, называют “мукалляф”. Люди, умственно неполноценные, и дети, не достигшие возраста
зрелости, не являются мукалляф.

Что означает “аф’аль мукалляфин”?
Религиозные предписания, относящиеся к действиям мукалляфов, называются “аф’аль мукалляфин”. Какими терминами обозначаются религиозные обязанности? Религиозные обязанности мукалляфа обозначаются восемью терминами:
АФ’АЛЬ МУКАЛЛЯФИН
1. Фард
2. Ваджиб
3. Сунна
4. Мустахаб
5. Мубах
6. Макрух
7. Харам
8. Муфсид

Фард: это поклонения, которые наша религия повелевает совершать обязательно. Например, совершать намаз, держать пост и выплачивать закят – фард. Тот, кто выполняет фард, получает большую награду(саваб).Тот,кто не выполняет фард без уважительной причины, совершает грех. Тот, кто не верит в обязательность выполнения какого-либо из фардов или не принимает его в качестве повеления нашей религий, выходит из Ислама.
Есть два вида фардов:
a) Фард Айн: фард, который обязан выполнять каждый мусульманин — мукалляф.
Например, совершать пять раз в день намаз, держать пост — является фард-айн.
б)ФардКифайа:фард,который считается выполненным, если его выполняет несколько
мусульман. Ответственность с других мусульман после этого снимается. Если этот
фард не будет выполнен, то ответственность остается на всех мусульманах. Например, если умер мусульманин, а группа мусульман совершит намаз-джаназа, то с остальных мусульман ответственность снимается.

Сунна: это действия, кроме фардов и ваджибов, которые совершал наш Пророк и
советовал совершать нам. Есть два вида сунны:
a) Сунна Муаккада: сунна, которую наш Господин Пророк совершал почти всегда,
пропуская лишь в редких случаях. Например, сунны утреннего, полуденного и вечернего намазов, намаз-таравих являются сунной
муаккада.
б) Сунна Гайри Муаккада: сунна, которую наш Господин Пророк совершал не всегда.
Например, сунны послеполуденного и ночного намазов.
Тот, кто совершает сунну, приобретает саваб и заслуживает заступничество Господина Пророка. Тот, кто не совершает сунну, лишается возможности приобрести саваб.
Ваджиб: поклонения, которые предписано совершать, но они не имеют таких четких
доказательств, как фарды. Например, совершать праздничные намазы, во время месяца Рамадан давать фитр-садака, совершать жертвоприношение во время праздника Курбан. Как и при выполнении фарда, человек, совершающий ваджиб, получает саваб, а тот, кто их не выполняет, совершает грех. Отрицающий фард
выходит из Ислама, но отрицающий обязательность ваджиба не выходит из Ислама.

Мустахаб: действия, совершение которых является красивым поступком и считается благим делом. По-другому их называют “нафиля” или “мандуб”. Например, читать намаз-Духа, держать пост по понедельникам и четвергам, раздавать милостыню нуждающимся, дарить подарки. Тот, кто делает мустахаб, приобретает саваб, а тот, кто не делает их — не совершает грех.
Мубах: дела, в совершении или несовершении которых мы свободны. Совершая мубах, мы не приобретаем саваб, не совершая его — не входим в грех. Например, сидеть, ходить, спать – является мубах.
Макрух: дела, которые считаются плохими, совершение которых не одобряется.
Есть два вида макрух:
a) Тахриман Макрух (Близкий к Хараму): Дела и поступки, запрет на которые не
основывается на точных доводах, но, тем не менее, они запрещены. Тот, кто совершает такой макрух, является грешником. Например, курить; не совершать
праздничный намаз, не имея на то уважительной причины;
не совершить вовремя послеполуденный намаз и сделать его во время захода солнца
– является тахриман макрух.
б) Танзихан Макрух (Близкий к Халялю): Дела и поступки, совершение которых не
одобряется нашей религией. Тот кто делает их,не является грешником,
но совершает некрасивый поступок. Например, сморкаться правой рукой
является танзихан макрух.

Харам: дела, категорически запрещенные нашей религией. Например,
убийство человека не по праву, воровство, употребление спиртных напитков,
совершение прелюбодеяния, азартные игры, употребление свинины, непослушание
родителям, дурные и неуважительные высказывания о людях – все это харам.
Тот, кто совершает харам, выступает против Аллаха и совершает большой грех.
Тот, кто избегает харама, удостаивается любви Всевышнего Аллаха и заслуживает
большой саваб (награду). Тот, кто отрицает запрещенность харама, считает
разрешенным то, что запретил Аллах, — выходит из Ислама.
Муфсид: дела и поступки, которые нарушают начатое поклонение. Например,
разговор нарушает намаз, а сознательная еда и питье — пост. Нарушенное поклонение  необходимо возместить.