Согласно мнению большинства ученых Ислама, Сахабом может быть любой мусульманин — женщина, мужчина, взрослый или ребенок, который, хотя бы один раз видел Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а слепой, — хотя бы один раз с ним говорил, и если все они следовали Исламу до самой смерти. Не может называться Сахабом тот, кто при жизни Пророка Аллаха не был мусульманином, а стал им после. Также не является Сахабом тот, кто видел Пророка будучи мусульманином, а затем отошел от веры – стал муртадом-отступником. Если же этот отступник после смерти Пророка вновь стал мусульманином, тогда его снова можно считать Сахабом. Ввиду того, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), является Посланником и для Джинов, то и Джины могут быть Сахабами.Мусульманин обязан уважать всех Сахабов, не выделяя никого. Говорить о них не осуждая их поступки, веря в их высокую нравственность, в безграничную преданность Всевышнему Аллаху и Его Пророку — Посланнику Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Ни прo какого Сахаба нельзя говорить, что он тогда-то, в такой-то ситуации поступил неправильно и поэтому он фасык или неверующий — да убережет нас Аллах от такого большого греха. Они могли ошибаться в выборе того или иного решения, намерения же их были чисты, так как целью их действий было не приобретение имущества или власти, а служение Аллаху и Его религии — Исламу. Аллах простил их, согласно их намерениям. Всевышний Аллах, Знающий все что было и все что будет, заранее сообщил верующим об этом в своих аятах. «Вы были лучшей из общин…»- (3:110). «А опередившие, первые из выселившихся и ансаров и те, которые следовали за ними, — в благодетельствовании: доволен ими Аллах, и они довольны Им…»- (9:100). В хадисе от Мунави (ум. в 1031/1622) и Байхаки (ум. в 458/1066) Пророк Аллаха сказал: «Мои Сахабы словно звезды в небе. За кем бы из них не последовали, — найдете спасение» (Табарани, Бэйхаки). Еще хадис, который приводят Мунави и Тирмизи: «Видевший меня и видевший видевших меня не будет гореть в Аду.» Отсюда следует, что все Сахабы, без исключения, были достойными мусульманами. Это не исключает того, что одни из них нравятся кому-то больше, другие меньше. Никому не дозволяется противопоставлять их друг другу, ругать и приклеивать им ярлыки. Имам Абу Джафар ат-Тахави — известный Факих мазхаба Ханафи (238-321/853-933, да будет милостив к нему Аллах) в «Акыда-и Тахавийа» пишет: «103. Мы любим сподвижников Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, но в своей любви никого из них не выделяем и не отрекаемся ни от кого из них. Мы ненавидим тех, кто ненавидит их и не говорит о них хорошее. Мы говорим о них только благое. Любовь к ним — это признак веры, убежденности и искренности, в то время как ненависть к ним — это неверие, лицемерие и притеснение». И далее: «107. Всякий, кто говорит хорошее о сподвижниках Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, о его женах и потомках — все они чисты и не затронуты никакой грязью — свободен от обвинения в лицемерии». Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»