Если мусульманин полюбит своего брата по вере ради довольства Всевышнего Аллаха, это будет очень благородный поступок. За такой поступок человек заслуживает любовь Всевышнего Аллаха, а это великое благо для верующего – достичь любви Всевышнего Аллаха. Тот, кто постигает эту степень, постигает всё, обретает благо и в этом мире, и в вечной жизни. Следовательно, любовь Аллаха к каждому из нас зависит от нашей любви друг к другу, от любви, которая основана на вере в Него и проявляется только ради Его довольства.
Помимо этого, любовь к своему брату по вере является залогом успеха мусульманского общества. Если члены того или иного общества будут обделены этим качеством, то такое общество неминуемо подвергнется смуте, его будут преследовать постоянные споры, конфликты, ссоры и нескончаемые выяснения отношений между братьями по вере. Этим качеством в Священном Коране Пророка Мухаммада и Его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) описал Всевышний:
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ ۖ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا ۖ
(смысл): «Мухаммад – истинный Посланник Аллаха, и те, которые с ним, его сподвижники, – суровы по отношению к неверным, милостивы между собой. Ты видишь часто, как они склоняются в поясных и земных поклонах перед Аллахом при совершении намаза. Этим они желают обрести милость Аллаха и Его довольство». (сура «Аль-Фатх»: 29)
Это качество также восхваляется и в многочисленных хадисах Пророка. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:
ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ بِهِنَّ حَلاوَةَ الإيمانِ: أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سَوَاهُمَا، وَأنْ يُحِبَّ المَرْءَ لاَ يُحِبُّهُ إلاَّ للهِ، وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ في الكُفْرِ بَعْدَ أَنْ أَنْقَذَهُ الله مِنْهُ، كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ في النَّارِ
(смысл): «Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества: кто будет любить Аллаха и Посланника Его больше всего остального; будет любить того или иного человека только ради Аллаха; не пожелает вернуться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает быть ввергнутым в огонь Ада». (Бухари; Муслим)
Яхья ибн Муʻаз сказал:
«Сущностью любви ради Аллаха является неизменность хорошего отношения к своему брату по вере (который и является объектом любви ради Аллаха), даже если с его стороны будет охлаждение в отношениях».
Передают также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал:
سَبْعَةٌ يُظِلُّهُمُ اللهُ في ظِلِّهِ يَوْمَ لاَ ظِلَّ إلاَّ ظِلُّهُ: …ذوَرَجُلاَنِ تَحَابّا في اللهِ اجْتَمَعَا عَلَيهِ وتَفَرَّقَا عَلَيهِ
«Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его…» и причислил к ним «тех двоих, которые любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь только ради Него». (Муслим)
Здесь подразумеваются те, кто, несмотря ни на что в этом мире, остаются верными любви ради Аллаха до самой смерти, пока сам Всевышний не разлучит их друг с другом. Как видите, для этого недостаточно просто полюбить брата по вере, который хорошо относится к вам. Если вы любите того или иного брата по вере ради Аллаха, надо любить, не обращая внимания на то, как относится к вам этот брат, и эта любовь должна длиться до конца жизни.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:
إنّ الله تَعَالَى يَقُول يَوْمَ القِيَامَةِ: أيْنَ المُتَحَابُّونَ بِجَلالِي؟ اليَوْمَ أُظِلُّهُمْ فِي ظِلِّي يَوْمَ لاَ ظِلَّ إلاَّ ظِلِّي
«Поистине, в День суда Всевышний Аллах скажет: «Где полюбившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда не будет иной тени, кроме Моей, Я укрою их в Своей тени!». (Муслим)
Всевышний Аллах, заведомо зная, где находятся все люди, зная их истинное положение и какова будет дальнейшая их судьба, спрашивает о людях, полюбивших друг друга ради Всевышнего Аллаха, и тем самим подчёркивает их высокую степень перед Собой.
От Му’аза (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал:
قَالَ الله — عز وجل: المُتَحَابُّونَ فِي جَلالِي، لَهُمْ مَنَابِرُ مِنْ نُورٍ يَغْبِطُهُمُ النَّبِيُّونَ وَالشُّهَدَاءُ
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света, и позавидуют им пророки и шахиды (павшие за веру)»». (Тирмизи)
В этом хадисе под словами «позавидуют им пророки и шахиды» подразумевается так называемая «белая зависть», когда человек желает иметь то, чем обладает другой, не желая другому, чтобы он лишился этого. Этот хадис является основой любви между братьями по вере, которая является основой их взаимоотношений.
Всевышний говорит, что этим людям завидуют и пророки, и шахиды, и они будут находиться на особых ложах – минбарах. И эти все почести они получат всего лишь за то, что полюбили друг друга ради Всевышнего Аллаха. Если один мусульманин любит своего брата по вере, ему желательно уведомлять того, кого он полюбил, о том, что он любит его. Это будет способствовать укреплению отношений между братьями и поможет им получить ещё большее вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Передаётся со слов Абу Каримы аль-Микдада (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал:
إِذَا أَحَبَّ الرَّجُلُ أَخَاهُ، فَليُخْبِرْهُ أَنَّهُ يُحِبُّهُ
«Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его». (Абу Дауд, Тирмизи)
А когда брат по вере скажет, о том, что он любит вас, следует ответить ему словами, которым учил Пророк: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!»
Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أنَّ رَجُلًا كَانَ عِنْدَ النَّبيِّ، — صلى الله عليه وسلم — فَمَرَّ رَجُلٌ بِهِ، فَقَالَ: يَا رَسُول الله، أنِّي لأُحِبُّ هَذَا، فَقَالَ لَهُ النَّبيّ — صلى الله عليه وسلم: «أأعْلَمْتَهُ؟» قَالَ: لاَ. قَالَ: «أَعْلِمْهُ»، فَلَحِقَهُ، فَقَالَ: إنِّي أُحِبُّكَ في الله، فَقَالَ: أَحَبَّكَ الَّذِي أَحْبَبْتَنِي لَهُ
«Как-то раз, когда в обществе Пророка находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». Пророк ﷺ сказал: «Так скажи ему!» И этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!». (На что тот) ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!»» (Абу Дауд)
Стоит отметить, что близость человека к Всевышнему Аллаху, Его любовь к человеку зависит не от многочисленных намазов, постов, молитв и других поклонений, а от его любви к своему брату по вере ради Всевышнего Аллаха. К сожалению, в настоящее время любовь к брату по вере, или иначе говоря «дружба» между мусульманами в основном строится на двух основах: родстве или материальном интересе – так как с этим человеком выгодно дружить. Но в этой статье речь идёт именно о братстве, о любви человека к своему брату по вере не из-за родственных или торговых связей, а только ради Всевышнего Аллаха. Этот смысл подразумевают под любовью к брату и во всех вышеприведённых хадисах. Именно таким людям и будут завидовать шахиды и Пророки (мир им).