ПОДЕЛИТЬСЯ

Тавассуль (араб. توسل‎) — религиозная практика, в которой мусульманин ищет близости к Аллаху.

Так давайте разберёмся, тавассуль ширк или нет? И есть ли доказательства  тавассуль из суннитских источников?

Большинство учёных всегда признавали совершение тавассуля законным действием, и мусульмане следовали их мнению, не сомневаясь в том, что оно опирается на твёрдые доказательства. В этом не было никаких расхождений, поэтому вокруг этого вопроса было мало разговоров. Но появились люди, которые нагло заявили, что тавассуль запретен, а то и вовсе является ширком, начали сеять сомнения относительно его дозволенности и в итоге создали видимое разногласие вокруг этого вопроса. Для разъяснения последующих вопросов следует вспомнить, что пророки — это избранные среди людей, они обладают особым положением и степенью. Каждый Пророк перед Аллахом имеет свой ранг, чин, высокое положение. Например, Муса (мир ему) «Он был почитаем перед Аллахом»  Ахзаб (33):69.

Иса (мир ему) «Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных» Али Имран (3):45.

Многие подтверждают, что тавассуль, то есть поиск благодати, через добрые дела, через живых пророков, через имена Аллаха – разрешён. Вопрос появляется, когда люди просят у Аллаха помощи через уже умерших пророков или праведников. Однако здесь не должно быть проблем у знающего мусульманина, ведь души людей живы, и Всевышний даёт им возможность следить за этим миром. А степень пророка или праведника не уменьшится, после смерти, а может только увеличится, ведь праведные дела,  совершаемые людьми, которых он наставил на истинный путь, будут увеличивать его степень в садах Рая. Пророки и праведники в Ахира ближе к Господу, поэтому не будет зазорно просить, чтобы они читали дуа за нас или просить у Всевышнего помощи и защиты ради его любимых рабов.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

Смысл: «…а за ними (за умершими) преграда до того дня, как они будут воскрешены до Судного Дня» (сура «аль-Муминун», аят 100).

Также, например в Коране ясно сказано, что шахиды живы и что их жизнь поддерживает Всевышний:

«Не думайте что те, кто пал на пути Аллаха, мертвы. Они живы и получают удел своего Господа» (3:169)

 «Не говорите о тех, кто погиб на джихаде, что они мертвы. Нет же. Они живы. Хоть вы этого и не чувствуете (не видите)». (2:154).

Алляма ад-Дижви привел перефраз хадиса, поэтому я процитировал формулировку из передачи, приводимой у Бухари в «Сахихе» от Аби Тальхи ибн Китаба аль-Магази, глава пятая, номер 3976 (Рийяд: Дар ас-Салам, 1419/1999). Аль-Бухари приводит данный хадис в нескольких местах в «Сахихе», и также делает Муслим. Вот одна из версий, приводимая Муслимом от Анаса: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил Бадр на три дня, затем вернулся к ним [убитым курайшитам] и, стоя над ними, он обратился к ним: «О Абу Джахль ибн Хишам, о Умайя ибн Хальф, о Утба ибн Раби’а, разве не увидели (нашли) вы, что то, что обещал вам Господь, (ужасное наказание) — истина, так как я увидел (нашел) что то, что обещал Господь – истина?» Умар услышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил это и сказал ему: «Как они могут слышать и как они могут ответить, что увидели что-то, когда они стали гниющими трупами?» Он ответил: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, ты не способен лучше, чем они, слышать то, что я говорю, хоть они и не могут ответить. Затем он отдал распоряжения и их оттащили и бросили в яму убитых при Бадре неверующих.

В этом временном пространстве, которое называется Барзах, будут жить все умершие. То есть умершие не умирают, как бы странно это не звучало, они лишь переходят в иной мир. А красота и благородство Посланника Аллаха и его верных последователей простираются на все миры. Поэтому искать милости Всевышнего через них —  дозволено.

Сейчас мы приведём доказательства этого из хадисов и дел праведников.

Тавассуль Дуа.

В качестве доказательства дозволенности искания близости посредством пророков и праведников приводится «хадис о слепом». Этот хадис приводит ат-Табарани в своих сборниках «Муджаму Кабир» и «Мужаму Сагир»: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) пришёл слепой мужчина и сказал: „Обратись с мольбой к Аллаху, чтобы Он исцелил меня“. Пророк ((мир ему и благословение Всевышнего)) сказал: „Если хочешь, я обращусь к Нему с мольбой за тебя, но если ты пожелаешь проявить терпение, то так будет лучше для тебя“. Слепой сказал: „У меня нет поводыря, и это сложно для меня“. И тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) повелел ему тщательно совершить омовение и обратиться к Аллаху с такой мольбой: «„О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою просьбу“,  — после чего необходимо произнести то, о чём просишь». Сподвижник Усман ибн Хунайф, который находился вместе с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) в мечети, сказал: „Клянусь Аллахом, мы не успели разойтись и разговор наш не очень продлился, как зашёл уже зрячим, как будто и не был слепым“. Аллах вернул ему зрение из-за благодати тавассуля посредством Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)» ( ат-Табарани «Муджаму Кабир» и «Мужаму Сагир»).

В хадисе Анаса бин Малика сообщается о том, что Умар ибн аль-Хаттаб, когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса ибн Абду-ль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя и говорил: «О Боже, раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и Ты ниспосылал нам дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Напои же нас!» И дождь действительно полил.  В этом случае праведный халиф, которому при жизни Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пообещал Рай, читал дуа и искал близости у Аллаха через дядю Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), хотя Посланник Аллаха уже умер. Это являет верующим доказательство:  можно искать милости Аллаха посредством благочестивых потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Ад-Дарими передал в сборнике «Сунан» следующее:

«Абу Ну’ман рассказал нам, что Саид бин Зайд рассказал им, что Амр бин Малик ан-Нукрий рассказал им, что Абу аль-Джавзаи Авс бин Абдуллах рассказал им следующее: “Однажды в Медине наступила сильная засуха и люди пожаловались на это Аише (да будет доволен ею Аллах). Она сказала: “Ступайте к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и проделайте над ней небольшие окна, чтобы между ним и небом не было преграды”. Люди так и поступили, и полил такой ливень, что выросла трава, а верблюды потучнели так, что лопались от жира. Тот год прозвали годом “лопания”». (Имам ад-Дарими, «Ас-Сунан», № 93, раздел «То, чем наделил Аллах Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти»). Это также является доказательством влияния на мир живых авторитета Посланника Аллаха во Вселенной, даже когда он в Ахирате.

Хаким Мустадрак передает от Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) поведал: «Когда Адам (мир ему) совершил свою ошибку, он воззвал к Аллаху: «О, Господь! Прости меня в честь Мухаммада!» Всевышний спросил: «О, Адам! Откуда ты узнал о Мухаммаде? Ведь Я еще не сотворил его». «О, мой Господь, когда Ты сотворил меня и дал дух (рух), я поднял голову и увидел, что на опорах Трона (арш) написано: «Ля иляха иллялЛах, Мухаммадун расулюллах». Я познал, что тот, имя кого упоминается рядом с Твоим именем, Твой самый любимый раб!» «Ты сказал правду, Адам. Действительно, он — Мой любимый раб. Я дарую тебе прощение, так как ты просил простить тебя в честь него. Если бы не было Мухаммада, Я бы не сотворил и тебя!»  Хаким говорит, что цепь передатчиков этого хадиса достоверна. Его также приводят Байхаки и Табарани.

Одно из израильских племен, проживающих в окрестностях Медины, еще до появления на свет Пророка Последнего времени Мухаммада Мустафы (мир ему и благословение Всевышнего) просило у Аллаха победы в честь того высокого положения, которое имел перед Всевышним наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Люди этого племени возносили молитву: «О, Господь! Даруй нам победу в честь того Пророка Последнего времени, описание которого мы находим в Таурате!» Своим врагам же они говорили: «Наступило время Пророка, который исправит то, что мы говорим. Уже видны признаки этого. В честь него мы разгромим вас подобно тому, как были уничтожены племена ’Ада и Ирама!» В Коране так говорится об этом обращении к тавассулю: «Когда к ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее истинность тех [Писаний], что у них были, — ведь раньше они испрашивали победу над неверными [в честь Мухаммада], — так, когда к ним явилось то [т.е. Пророк Мухаммад], о чем было им известно заранее, они отвергли его» (Бакара 2:89).

Всё это доказательства дозволенности действия тавассуль.

Доказательством тавассуля также являются аяты из Священного Корана. В этих аятах как раз говорится о «приближении» — по-арабски «василя», что является однокоренным словом «тавассуль».

Данное слово упоминается в Коране 2 раза. Первый раз в суре Аль-Маида, 35 аят: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и боритесь на Его пути, — быть может, вы преуспеете». Второй раз в суре аль-Исра, 17:57: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться».

То есть сам Всевышний объясняет, что тавассуль не воспрещается: можно просить у приближенного к Всевышнему, чтобы он почитал за тебя дуа. Это и будет дуа тавассуль.

Из этих хадисов и аятов мы видим, что поиск довольства Всевышнего через просьбы о помощи у Пророка или праведника – допустимы. Также допустимо просить Всевышнего даровать свою милость ради них.

Пусть Аллах дарует нам понимание Своей религии, откроет сердца тем, у кого они еще запечатаны и пробудит верующих, чья совесть ещё спит!