Абу Хурейра (мир ему) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Есть ангелы, которые все время путешествуют с целью найти места, где собираются мусульмане, чтобы упоминать Аллаhа Всевышнего. Если находят, то зовут друг друга словами: «Собирайтесь – это то, что мы искали», – ангелы плотно окружают это место и численностью доходят до первого неба. Аллаh Всевышний спрашивает ангелов о Своих рабах, и Он – Всезнающий, знает, кто и что будет говорить и делать. Ангелам задается вопрос: «Что делают эти рабы Аллаhа?» Ангелы отвечают: «Люди произносят Тасбих «Субханаллаh» – Аллаh Всевышний не имеет никакого недостатка и чист от всякого недостатка. Люди говорят «Аллаhу Акбар» – Аллаh Всевышний превыше всего. Выражают восхваление и благодарность Всевышнему, говоря «Аль-хамду лилляh» – хвала Аллаhу. Аллаh Всевышний спрашивает у Ангелов: «Разве они Меня видели?» Ангелы отвечают: «Нет! Они Тебя не видели!» Аллаh Всевышний говорит: «А если бы они Меня увидели?». Ангелы отвечают: «Если бы они увидели Тебя, то еще усерднее стремились бы выразить восхваления в честь Тебя!» Господь спрашивает: «Что они просят?» Ангелы отвечают: «Они просят Рай». Аллаh говорит: «Разве они видели Рай?!» Ангелы отвечают: «Нет, не видели». Аллаh Всевышний говорит: «А если бы увидели, что сделали бы?» Ангелы отвечают: «Если бы они увидели, то еще больше бы просили и лучше бы стремились своими действиями попасть в Рай». Господь спрашивает: «Какое ограждение они просят?» Ангелы отвечают: «Они просят ограждения от попадания в ад. Аллаh Всевышний говорит: «Разве они видели ад?!» Ангелы отвечают: «Нет, они не видели». Аллаh Всевышний говорит: «А как бы они поступили, если бы увидели?!». Ангелы отвечают: «Если бы они видели, то старались бы больше избегать любого греха и больше бы боялись совершать грехи». Аллаh Всевышний дает знать Ангелам, что Они являются свидетелями того, что Он простил этих людей. Один из Ангелов говорит, что на этом собрании присутствует человек, который пришел по каким-то своим делам. Аллаh Всевышний сказал, что присутствие такого человека не помешает им, и что Он простил всех». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.
В этом хадисе Пророк объясняет ценность зикра. Зикр – это восхваление Всевышнего, которого люди никогда не видели, но с помощью зикра верующие приближаются к Богу и к тому моменту, когда они смогут его увидеть. Всевышний Господь прощает тех, кто верит в Него.
Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали изречение Пророка, мир Ему, в котором речь идет о преимуществах восхваления и упоминания Аллаhа Всевышнего и об огромном вознаграждении, которое получат мусульмане: «Два выражения очень легко произносятся языком, но при взвешивании на Весах в Судный День они будут иметь большой вес. Эти слова любит Аллаh Всевышний. Субханаллаhи уа бихамдиhи. Субханаллаhиль- ‘Азым».
Субханаллаhи уа бихамдиhи – это значит, что Аллаh чист от каких-либо недостатков, и мы выражаем Ему наши восхваления и благодарность.
Субханаллаhиль-‘Азим – имеет такое же значение.
Имам Муслим передал Хадис о том, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Произнесение Субханаллаh, Аль-хамду лилляh, Ля иляhа илляллаh, Аллаhу Акбар – это самые любимые для меня слова на этом Свете».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Наилучший Зикр – это: «Ля иляhа илляллаh» – нет божества кроме Аллаhа, и наилучшие из мольб – это: «Аль-хамду лилляh» – хвала Аллаhу». Передали имамы Ан-Наса`ий, Аль-Хаким и Ибн Маджаh.
Имам Малик также передал изречение Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) в котором говорится: «Наилучшие слова, какие я произнес и произнесли остальные Пророки, мир Им, пришедшие до меня, – это: Ля иляhа илляллаh уахдаhу ля шарика ляhу – нет божества кроме Аллаhа, нет у Него соучастника, сотоварища, помощника и нет ничего, подобного Ему».
Другой Хадис передал Абу Муса Аль-Мадиний – один из теологов, Хафиз. Он передал от Са‘ида ибн Аль-Мусайяба, от ‘Абдур-Рахмана ибн Сумра ибн Хабиб, который сказал:«Вышел однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) (Он находился в Медине) и сказал, обращаясь к верующим: «Я вчера видел нечто удивительное. Я видел человека из своей общины, которому очень мешали шайтаны. И благодаря тому, что мусульманин произнес Зикр – восхваление Аллаhу, мог выгнать их из себя». В хадисе достаточно ясно указывается польза и важность упоминания Аллаhа Всевышнего. Человек, прочитав Зикр, ограждает себя от своих врагов и этим спасает себя по воле Аллаха. Всевышний даровал верующим зикр как защиту от врагов и проклятого шайтана. Мусульманин получает большие вознаграждения от Аллаhа Всевышнего, когда произносит зикр, хотя это очень просто дело, но его легко делать тем, кому Аллаh даровал эту способность.
Одним из примеров красоты и важности преимущества и секретов Зикра является совет, который Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), дал своей дочери Фатиме и двоюродному брату (мужу Фатимы) ‘Али. Когда пришла к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) его дочь Фатима и попросила его, чтобы для них наняли слугу, Пророк Мухаммад сказал им: «Когда собираетесь ложиться спать, повторяйте: Субханаллаh – тридцать три раза, Аль-хамду лилляh – тридцать три раза и тридцать четыре раза – Аллаhу Акбар. Это лучше, чем иметь слугу».
Некоторые теологи говорили, что те, кто регулярно повторяет эти слова, не испытывают ни трудностей, ни тяжести, ни усталости при работе, которую выполняют. Эти слова придают человеку силу.
Каждому верующему полезно знать Зикр, который Пророк Мухаммад, мир Ему, оставил как завещание. В нем человек выражает свою благодарность Аллаhу Всевышнему за жизнь, которую Он ему даровал, за то, что встретил новый день и новый вечер живым:
/Аллаhумма ма асбаха бии минни‘матин .Ау би ахадин мин холькыкя фа минкя, Уахдакя ля шарикя лякя, Лякяль- хамду уа лякяш-шукру/
Это означает: «О, Аллаh! Все блага, которые имел я или кто-либо из созданий, все от Тебя. Ты – Единственный Создатель. У Тебя нет помощника, соучастника. Тебе выражаю свои восхваления и Тебе моя благодарность», и кто говорит эти слова вечером, тот выразил благодарность Аллаhу в эту ночь».
Мусульманин всегда должен помнить о своём Господе, чувствовать связь с Ним, ощущать присутствие могущества Создателя в каждом деле, в каждом моменте и в каждом творении.