Пророки, так же, как и мы, являются людьми. И с этой точки зрения между людьми и Пророками нет никакой разницы. Они, так же, как и все люди, удовлетворяют свои естественные потребности в еде, питье, у них также развит инстинкт продолжения рода, и поэтому они женятся, обзаводятся семьей и детьми. Они так же, как и обычные люди стареют, болеют и умирают. Это все является допустимым для Пророков. В Священном Коране есть аяты, в которых идет речь о допустимых для Пророков вещах: «Скажи: «Я всего лишь человек, такой же, как и вы». (Сура «Аль-Кяхф» 18/110).
«Мы и до тебя посылали Пророков, которые ели и ходили по рынкам». (Сура «Аль-Фуркан» 25/20).
«Клянемся тебе в том, что Мы и до тебя посылали Пророков. И Мы дали им жен и детей». (Сура «Ар-Рад» 13/38).
«Мухаммад – всего лишь Пророк. И до него были Пророки. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять (от Ислама)?» (Сура «Али Имран» 3/144).
«Мы не давали им [Посланникам] тела, не нуждающегося в пище, и не были они бессмертными». (Сура «Аль-Анбийя» 21/8).
Пророки также несут ответственность за свои дела, как
и люди: «Клянемся в том, что спросится с тех, к кому были
направлены Посланники, да и с Посланников спросится». (Сура «Аль-Араф» 7/6).
Пророки во многом сходны с обычными людьми, однако из каждого их действия и поступка видно, что они постоянно осознают то, что они являются избранными рабами Аллаха,
посланными к людям, в качестве примеров для подражания.
Поэтому, пребывая в бедности или в любых других затруднительных ситуациях, они благодарят Великого Аллаха. Зависть, двуличие и тому подобные порочные свойства характера им не присущи.
Количество Пророков. Пророки, упомянутые в Священном Коране. В истории человечества было немало Пророков, ниспослание которых началось с первого Пророка Адама (алейхи ссалям) и завершилось последним Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Всевышний Аллах послал каждой общине своего Пророка. В Священном Коране не приводится точная цифра посланных Пророков. Однако об их численности можно узнать из некоторых хадисов. Когда Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о количестве Пророков, то Он привел цифру 124000 (по другим сведениям 224000).(См. Ахмад бин Ханбаль «Муснад», V, 266.)
Однако в Суре «Аль-Му’мин» 40/78 сказано: «Мы до тебя (о Мухаммад!) посылали Посланников. Мы поведали тебе о некоторых из них, о других же не рассказывали…»
Некоторые Исламские ученые сказали, что раз в Коране не указано точное количество Пророков, то не уместно устанавливать определенное их число. Ибо, в случае определения такой цифры, получилось бы следующее: если бы в действительности количество Пророков оказалось бы больше установленной цифры, то тогда возникла бы ситуация,
когда истинных Пророков не принимали бы за таковых. Или
же, если бы количество Пророков было меньше установленной цифры, то тогда возникла бы опасность, заключающаяся в причислении к Пророкам тех, кто на самом деле ими не является. Поэтому, они считают, уместнее говорить так: «Я
уверовал во всех Пророков, посланных Аллахом, начиная с
Пророка Адама (алейхис салям) и заканчивая Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)». Часть Пророков, а именно двадцать пять из них упоминается в Коране: восемнадцать в Суре «Аль-Ан’ам» 6/83-86, а остальные семь упоминаются в других аятах Корана. «И так, это – Наш довод, которым Мы поддержали Ибрахима против его народа, и Мы возвышаем степенями тех, кого пожелаем. Поистине, Твой Господь – Мудрый, Знающий. И Мы даровали ему Исхака и Якуба. И каждого из них направили на путь постижения истинной веры. Задолго до них Мы вели прямым путем Нуха, а из его потомков — Дауда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа, Мусу
и Харуна. Так Мы воздаем тем, кто делает добро. [Мы наставили прямым путем] и Закарию, и Яхью, и Ису,
и Ильяса — все они были благочестивы и праведны. И Исмаила, и Альйаса’, и Юнуса, и Лута Мы также направили по праведному пути и каждого из них возвысили над всеми людьми». (Сура «Аль-Ан’ам» 6/83-86).
«Поистине, Аллах избрал [Пророками] Адама и Нуха, и род Ибрахима, и род Имрана пред мирами». (Сура «Али Имран» 3/33).
«К племени Ад [Мы послали] их брата Худа…» (Сура «Аль-Араф» 7/65).
« И к племени Самуд [Мы направили] их брата Салиха…» (Сура «Худ» 11/61).
«И к племени Мадьян [Мы направили] их брата Шуайба». (Сура «Худ» 11/84).
Исмаил, Идрис и Зулькифль были из терпеливых». (Сура «Аль-Анбийя» 21/85).
Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – Посланником Аллаха и последним Пророком». (Сура «Аль-Ахзаб» 33/40).
Степени Пророков
Мы верим во всех Пророков. «Мы не делаем различий между ними, веря в одних Пророков и не веря в других». (Сура «Аль-Бакара» 2/136).
Но мы принимаем то, что Пророки могут занимать различные степени перед Аллахом. Ибо, Сура «Аль-Бакара» 2/253 гласит следующее: «Всем Посланникам Мы даровали разные качества
и преимущества и возвысили в разной степени. С некоторыми Аллах говорил непосредственно, некоторых Аллах вознес степенью выше других…»
Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)
занимает самое почетное место среди других Пророков и обладает превосходящими всех качествами. Мы можем перечислить превосходства Пророка Мухаммада (саллаллаху
алейхи ва саллям) над другими Пророками:
• Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) является самой великой личностью из творений Аллаха и Его любимейшим рабом. Сура “Али Имран” 3/110 гласит по этому
поводу следующее: «Вы – лучшая община, которую Аллах сотворил на благо людям».
Следовательно, и лидер этой самой лучшей общины является самой выдающейся личностью.
• Пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) распространяется на всех людей и джиннов, в то время
как остальные Пророки были посланы только для определенных народов или сообществ. В связи с этим в Священном Коране сказано следующее: «Мы направили тебя (о Мухаммад!) ко всем людям: добрым вестником для верующих и увещевателем о наказании для неверующих». (Сура «Саба» 34/28).
• Пророчество Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжится до Судного дня, в то время как пророческая миссия предыдущих Пророков распространялась лишь на определенный отрезок времени.
• Наш Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – последний Пророк. В следующем аяте ясно сказано о том, что после него не будет никакого другого Пророка: «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – Посланником Аллаха и последним Пророком». (Сура «Аль-Ахзаб» 33/40).
• Шариат, принесенный Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), отменил все предыдущие законы, и является самым последним и самым совершенным. Он будет действовать вплоть до Судного дня. Сура “Аль-Маида” 5/3 гласит следующее: «Сегодня Я довел вашу религию до совершенства, проявив к вам сполна Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией».
Пророков можно, расположив по степеням, разделить на три группы.
1. Великие Пророки (Улюль-Азм)
Словосочетание «Улюль-Азм» означает такие качества Пророков, как их твердость, стойкость, непоколебимость,
решимость. Оно является определением, данным Пророкам
из-за их бесстрашия перед выполнением данных им обязанностей и ответственности в деле донесения до людей религии, противостоя всем трудностям и лишениям. Согласно
мнению некоторых ученых, все Пророки – обладатели решимости, непоколебимости и стойкости. Однако многие богословы придерживаются взгляда, что Пророки Мухаммад,
Нух, Ибрахим, Муса и Иса (алейхимус салям), имена которых упоминаются в нижеследующих аятах, являются Пророками «Улюль-Азм» и обладают более высокой степенью по сравнению с другими Пророками.
«Вспомни, как Мы взяли клятву с Пророков: и с тебя (о Мухаммад!), и с Нуха, и с Ибрахима и Мусы и Исы сына Марьям. Да, Мы взяли с них твердую клятву». (Сура «Аль-Ахзаб» 33/7).
«Он (Аллах) узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, и то, что Мы внушили тебе из Откровения, и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: «Утверждайте и укрепляйте религию, и не разногласьте относительно нее». (Сура «Аш-Шура» 42/13).
2. Посланник (Расуль)
Лексическое значение слова«расуль»- посланник. С точки зрения религии, это Пророк, пришедший с новым Писанием и принесший новый Закон Божий – Шариат. Множественное число слова «расуль» – «русуль».
3. Пророк (Набий)
Лексическое значение слова «набий»- приносящий известие. С точки зрения религии, это Пророк, который доводит до людей сведения о предписаниях и запретах Аллаха.
Множественное число слова «набий» – «анбийя». Согласно
этому определению, слова «пророк» и «посланник» являются синонимами. Однако Пророкам не посылались новые
Писание и Шариат, и они обязаны были доносить до своей общины Писание и Шариат, предыдущего Посланника.
Посланники же были посланы с новым Писанием и новым
Шариатом. Поэтому существует разница между Пророком и
Посланником. Каждый Посланник является Пророком, но не
каждый Пророк является Посланником.
Таким образом, были Пророки, которые наряду с тем,
что уже имели высокую пророческую степень, также удостоились степени быть Посланниками Аллаха. Среди них особо выделяются пророки «Улюль-Азм», занимающие высшую ступень перед Аллахом, после них идут все остальные Пророки. При этом каждый из Пророков является более совершенным и превосходящим по своим качествам всех людей, ангелов и джиннов.
Доказательство пророчества – чудо (Муаджиза)
Пророчество можно доказать, только опираясь на твердый аргумент, не вызывающий никаких сомнений. Этим
твердым аргументом является чудо, продемонстрированное
Пророком или же достоверная информация (мутаватир — достоверная информация (мутаватир) – это сообщение, переданное большой группой здравомыслящих лиц, заслуживающих полного доверия, от очевидцев до наших дней)- об этом чуде.
В наши дни существуют доказательства, касающиеся Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). До нас дошли достоверные сообщения о многих чудесах, совершенных им. Самое главное же чудо, дарованное нашему Пророку – это Священный Коран. Его пророчество подтверждается твердыми доказательствами.(См. Сабуни «Аль-Кифайя», стр. 40, «Аль-Бидайя», стр. 112, сноска №4.)
Чудо (Муаджиза)
Лексическое значение слова «муаджиза» – действие, перед лицом которого, человек оказывается бессильным и беспомощным. Терминологическое значение этого слова – сверхъестественное явление, совершаемое Пророками по
Воле Всевышнего Аллаха. Характеристику чуда, которое на краткий и преходящий миг приостанавливает силу естественных законов Аллаха в природе, именуемых «Адатуллах» или «Суннатуллах», невозможно объяснить с точки зрения естественных наук. Если бы такого рода события можно было бы объяснить при помощи разума и существующих законов природы, то тогда они вышли бы из разряда сверхъестественных, чудесных событий, а были бы заурядными явлениями. Чудо – это необыкновенное явление, происходящее по Воле Аллаха у людей, которым дано пророчество, для поддержки их призыва, т.к. пророческую миссию доказать можно только, опираясь на твердый аргумент, не вызывающий никаких сомнений. Чудо представляет собой сверхъестественное, из ряда вон выходящее событие, которое не под силу совершить никому из людей, кроме Пророков. Чудеса у Пророков возникают, как результат просьбы людей, в ответ на их следующие слова: «Докажи нам, что ты сказал правду». И тогда, Пророк по Воле Аллаха демонстрирует чудо. Для того, чтобы событие было чудом, оно должно обладать следующими особенностями:
Чудо на самом деле является Действием Аллаха. Выражение “чудо Пророка” является иносказательным, так как оно возникает через Пророка или же подтверждает его правоту.
Чудо – это событие сверхъестественное, не соответствующее законам природы.
Чудо происходит у людей, наделенных пророческой
миссией.
Чудо не происходит до утверждения пророческой
миссии. Оно имеется в наличии вместе с заявлением прав
на пророческую миссию.
Чудо должно соответствовать желанию и утверждению Пророка. Например, рассечение моря, после того, как
им сказано, что “он сдвинет гору”, – не является чудом.
Чудо, возникающее после факта отрицания пророчества или клеветы на Пророка, бывает более эффективным
и действенным. Например, когда община или некоторые
из нее, до сведения которых Пророк доносит религиозные
предписания, станут отрицать его пророчество, возводя на
него ложь, бросая ему в лицо вызов, притесняя, стараясь поставить в трудное положение, говоря ему следующее: “Мы
не верим в то, что ты – истинный Пророк. Если ты действительно являешься Пророком Бога, то докажи это”. И тогда, в ответ на это возникает чудо, как доказательство его пророчества и свидетельство правоты утверждений Пророка.
Чудо должно носить характер события, недоступного
для совершения его простым человеком. Это должно быть
событие, равное или подобное которому человеку не дано
осуществить. ( См. Сулейман Улудаг «Ислам акаиды» (перевод Тафтазани «ШархульАкаид»), стр. 296-297 (сноски к этим страницам), см. Сайид Сулейман Надви «Аср-и Саадат», III и IV тома (Стамбул 1928 г.) )