Вера, это свет рассудка, чистота чувств и гармония в душевных переживаниях. Перейти из этого бренного мира в мир вечного счастья возможно лишь с руководством веры. Руководством же веры являются Пророки, а также познавшие Аллаха, чья духовная жизнь устроена так, как предписано человеку в божественных писаниях. На протяжении всей истории Пророки, благочестивцы и все праведники были проявлениями непревзойденных примеров духовного и нравственного превосходства, которое возможно лишь с трепетной верой.
Вера, это милость Аллаха, но в то же время и испытание. И если в испытаниях человек терпелив, и подчинившись божьей воле может сохранить свою веру, то он награждается за это Господом его. Иными словами Всевышний дает человеку возможность понять и осознать величие такого блага как вера, требуя от рабов Своих чего-нибудь взамен.
Так, например: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай…» (Ат–Тауба, 111), об этом говорится весьма понятно.
Следовательно, для того, чтобы человеку снискать божьего благоволенья, ему следует жертвовать тем, что Всевышний от него требует (жизнь, имущество и т.п.), и если тот делает это с любовью и радостью, то это лишь совершенствует его веру.
Одним из основных столпов веры является следование в любых трудностях жизни пути, указанному Аллахом и Его Посланником, воспринимая каждую трудность с покорным спокойствием в сердце. Каждый верующий обязан отблагодарить Господа своего за такое благо как вера. Ведь неверно утверждать, что являешься хозяином чего-либо, если ещё не отплатил за него должное воздаяние, или требовать чего-то не оплатив его платы.
Повышение верующего в вере и достижение им её наивысших степеней зависит от благих, какими мы их называем, деяний, то есть, от совершения поклонений и красивых поступков желая снискать божьего благоволенья. Именно по этой причине в Свещенном Коране и хадисах вера и совершение благих деяний, как правило, упоминаются вместе. Вера, это не простые знания и теория, а истина, которая отпечатывается на сердце и в результате проявляется в поступках. Верующий, способный созерцать во всем окружающем его проявление божьего могущества, размышлять об этом и поклоняться Ему в таком состоянии сердца и духа, в состоянии познать вкус веры, и увидеть в своей жизни, которая также станет, полна превосходств, её нескончаемые проявления.
Вера, превыше любого другого поклонения. Ведь любое поклонение возможно лишь при наличииВерить с любовью в Бога веры. Каждое поклонение выполняется в определенное время. Так, самое важное из всех видов поклонений молитва, выполняется пять раз в день. А вера, являющаяся обязательной всегда, требует того, чтобы мы всегда, каждый миг поминали её сердцем и разумом. По этой причине, мы всегда должны оберегать своё сердце от неведения и беспечности, того, что ввергает его в подобные ловушки, и облачив его в своего рода защиту из благих деяний, постоянно стоять на страже своей веры.
Вера, это самое ценное, что может быть у верующего. Шайтан, который называется в аятах нашим явным врагом, каждый миг, пытается со своими сообщниками украсть из душ драгоценности нашей веры. Поэтому нам следует всегда пребывать в духовном бодрствовании, с любовью и желанием слиться воедино с той верой, что живет в сердцах наших, оберегая её самим надлежащим образом благими деяниями и поступками.
Для того же, чтобы драгоценности веры всегда оставались такими же блестящими и не тускнели, их всегда следует доводить до блеска, подобно зеркалу, отражающему Истину, для чего есть необходимость в «поминании Господа». Поминание Аллаха же, это запечатление слова «Аллах» в сердце, запечатление его так, чтобы оно вызывало в душе лишь чувства любви и желания. Тогда из сердца выметается все то, что ввергает человека в неведение, и сердце, обретая истинное счастье и спокойствие, познает истинный вкус веры.
Духовные волнения и переживания тех немногих рабов, которые достигают этих степеней веры, оставляют далеко позади все иные виды переживаний и наслаждений. С другой стороны и все беспокойства мирские и материальные невзгоды, будь они даже самыми не щадящими становятся для них ничем.
Дальше давайте посмотрим некоторые примеры того, какими были терпение, непоколебимость, проницательность, отвага и решительность, всех тех, кто вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) способствовали тому, чтобы благо этой веры дошло и до наших дней.
Некоторые картины превосходства
Когда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было ещё двенадцать лет, Рахиб Бахира спросил у его: «Дитя моё, спрашиваю тебя во имя Лата и Уззы, скажи мне правду!», на что тот ответил: «Не спрашивай меня ничего во имя Лата и Уззы! Клянусь мне не ненавистно ничего более чем Лат и Узза!»[1]
Посланник Аллаха будучи ещё в юном возрасте был известен своим здравым рассудком и непорочным сердцем, а посему всегда сторонился всякого рода безбожия и идолопоклонничество. А то, с каким рвением и любовью он приступил к призыву к Исламу, когда Господь призвал его к этой миссии, известно каждому верующему.
Верить с любовью,спасение,истинный путь,Ислам,ВераИзвестно и то, как люди отвечали на пытки Фараона, который объявил себя богом. «Несправедливость и нечестие твои царят лишь в этой жизни. Ты волен, делать в ней что изволишь, а мы все же вернемся к Господу своему!» — говорили они. Это были слова магов и чародеев, которые, уверовав в Бога Моисея, восстали против того, что творил Фараон. Тогда тот, повелел распять их на деревьях, предварительно отрубив им ноги и руки на крест. Те же, испугавшись того, что души их, не выдержав такого, могут вновь вернуться к неверию смогли найти в себе силы поднять руки и воззвать ко Всевышнему: «Господи наш! Даруй нам терпение и упокой нас предавшимися [Тебе]». (аль-А`раф, 126), взывали они, с радостью отдавая свои души их Господу, уходя в мир вечного счастья и спокойствия.
Таким же гонениям и испытаниям подвергались и первые христиане, которых выгоняли на арену с голодными и разъяренными львами. Но и они, найдя однажды истинную веру, желали либо остаться с нею навсегда, либо уйти с нею из этого бренного мира в мир вечный.
Одной из других групп, среди которых были те, кто слился со своей верою воедино, были «обитатели рва», это верующие, которых казнили кидая в ров с разожженным огнем.
Так, известно, что в четвертом веке нашей эры в Йемене правил Зу Нувас, иудей по вере, которому стало известно о тех, кто последовал за Пророком Исы (алейхиссалям). Ими были жители Наджрана, и отличались своей яркой приверженностью к единобожью. Когда же тот попытался силой заставить их вернуться в иудейство, народ воспротивился. На что Зу Нувас приказал вырыть огромные рвы и разжечь в них огонь. Тогда было сожжено около двадцати тысяч верующих.
По причине того, что эти нечестивцы повелевая разделаться с верующими вырывали рвы, их и прозвали «обладателями рвов». Однако их попытка уничтожить ту веру, что уже запечатлелась и окрепла в сердцах многих, провалилась, а они навлекли на себя не только гнев и проклятье Всевышнего, но и были навечно отвергнуты Им. О чем в Свещенном Коране говорится так: «Да сгинут губители [невинных] возле рва — [губители], которым [был уготован] огонь пылающий». (аль-Бурудж, 4 – 5)
Среди первых великомучеников Ислама, тех, кто первыми познали вкус веры, стала женщина Сумаййа (радыйаллаху анха). Боявшаяся прежде маленькой занозы в пальце, эта храбрая женщина, после принятия Ислама, проявила небывалую стойкость тогда, когда безбожники начали на верующих свои гонения, пытая их раскаленными прутьями, впивающимися в тело. Она не отошла от своей веры. В конце концов, после долгих пыток, её привязали к двум верблюдам и разорвали надвое. Её муж, несмотря на свою старость и слабость вынес это, однако и он вскоре отдал душу Господу своему. Так и семейство Ясира, да будет доволен ими Аллах, стали первыми мучениками Ислама.[2] Они заплатили сполна, за счастье своей веры.
Билал, которого неверные мучили под раскаленным солнцем, истекая кровью все вторил: «Один, единственный: Аллах один, Аллах един…», возвещая всем о вере своей, и несмотря на все боли и мучения, вкушал в душе сладость веры и радость встречи со своим Господом.[3]
Когда Омар стал Халифом, он как-то спросил Хаббаба бин Арата, (радыйаллаху анхума), который принял Ислам одним из первых: «Не расскажешь ли нам немного о том, что ты протерпел на пути Аллаха?». На что Хаббаб Отвечал: «Взгляни на спину мою, о повелитель верующих!» — говорил тот. Взглянув на спину того, Омар говорил: «Я ещё не видел в жизни своей такой обезображенной спины». Хаббаб же продолжал: «Неверные разжигали костер и клали меня на него спиною. И огонь погасал лишь от расплавленного жира тела моего».[4]
Неверные клали раскаленные камни и угли на спину Хаббаба, отчего со спины его кусками ссыпалось мясо. Но несмотря на все это не говорил того, что хотели от него нечестивцы. (Ибн Асир, Усдуль-Габа, II, 114)
Ведь ожидание «встречи» с Господом заставило позабыть обо всех невзгодах этой жизни.
Хаббаб бин Арат, (радыйаллаху анху) объясняет: Однажды мы нашли Посланника Аллаха в тени у Каабы, и пожелали рассказать ему все, что претерпели от неверных. И пожелали также, чтобы он помолился за нас, чтобы Господь его послал нам Свою поддержку и помощь.
Он же, говорил нам следующее: «Среди тех, кто был до вас были такие, кого поймавши сажали в яму, и пилили с головы до ног, такие, которых насквозь пронизывали железными прутьями, но они не отказались от своей веры. Клянусь же Аллахом, Он несомненно завершит эту религию, и вознесет её над всякой другой. Так, что никто не станет переживать даже о том, что на его стадо может напасть волк, и каждый путник будет совершать путешествия из Сани до Хадрамаута не испытывая никакого страха, и благополучно добираться. Однако ж вы торопитесь!..» (Бухари, Манакыбуль-Ансар, 29, Манакыб, 25, Икрах, 1; Абу Дауд, Джихад, 97/2649)
Враги Ислама избивали Сухайба (радыйаллаху анху) пока тот не терял сознания. Эти пытки длились до тех пор, пока Пророк Мухаммад не переселился в Медину. Тогда и Сухайб (радыйаллаху анху) пожелал оставить Мекку и присоединиться к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), с целью чего и вышел в путь. Однако некоторые Мекканцы догнали его, и говорили: «Ты пришел к нам бедным и слабым. Разбогател среди нас! И сейчас желаешь оставить нас и унести с собой нажитое! Клянемся, мы не позволим этого!» Тогда Сухайб слез с лошади. Вынул стрелы из чехла, и молвил: «О, Курайшиты! Вам известно, что я лучший лучник среди вас. Клянусь, я буду стрелять пока у меня не кончатся стрелы, затем, выну меч. И покуда что-либо из этих двух вещей в моих руках, вы не подступитесь ко мне ни на метр. И лишь без этого вы сможете приблизиться ко мне. Поэтому слушайте, если я сообщу вам где все мое имущество, дадите ли вы мне дорогу, оставите ли вы меня в покое?» Неверные приняли это предложение. Тогда Сухайб (радыйаллаху анху) сообщил им местонахождение всего имущества, и продолжил свой путь.
В середине месяца Рабиуль-Авваль прибыл в Медину, и застал Пророка в местечке Куба. Завидев того, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся, и дав понять что знает все относительно того, чем Сухайб пожертвовал ради своей веры, говорил: «Сухайб в выигрыше, Сухайб победил! О Абу Йахйа, твоя сделка принесла тебе выгоду! Удачное приобретение!»[5]
В преданиях же говорится, что относительно этого тогда и снизошел следующий аят: «Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах — благоволящий к рабам». (аль-Бакара, 207)
[1] Ибн Исхак, Сират, Конья 1981 стр.54; Ибн Сад, Ат-Табакатуль-Кубра, Бейрут, Дару Садир, I, 154. См. также Ахмад бин Ханбаль, Муснад, V, 362.
[2] См. Ибн Хаджар, аль-Исаба, Бейрут 1328, Дару Ихйаит-Турасиль-Араби, III, 648; Замахшари, Кашшаф, ред. Мухаммад Мерси Амир, Каир 1988, III, 164.
[3] См. Ахмад, I, 404; Ибн Сад, III, 233; Белазури, Ансабуль-Ашраф, Египет 1959, I, 186.
[4] Ибн Асир, Усдуль-Габа, Каир 1970, II, 115.
[5] Ибн Сад, III, 226-230; Хаким, аль-Мустадрак Алас-Сахихайн, Бейрут 1990, III, 450, 452.