ПОДЕЛИТЬСЯ

Мусульманин – это человек деятельный. Верующий действует и уповает на Господа. Некоторые люди считают, что вера в предопределение – это отсутствие какой-либо воли, а значит и отсутствие выбора, следовательно – действия не нужны, ведь всё будет так, как заранее уже решено. Однако, как мы знаем из матуридийской акыды, выбор и сила  человека может даже изменить надписи на великой Доске Судеб. После создания воды и Аль-‘Арша Аллаh Всевышний создал Великое Перо,  третье создание. Аль-Калям – это огромный объект, похожий на луч света. После него была создана Доска Судеб – это четвертое создание Аллаһа. Некоторые ученые сказали, что Доска Судеб находится над Аль-‘Аршем, а другие говорили – под Аль-‘Аршем. Доска Судеб – это огромное тело. Ее размеры – пятьсот лет пути. Длина – как расстояние между Небом и землей, а ширина – как расстояние от востока до запада. Аллаh повелел Великому Перу записать на Доске Судеб все, что произойдет до Конца Света. Но выбор такого маленького существа как человек, проявление его воли и силы, меняет то, что написано в начале времён. Человек обладает судьбой, которую ему определил Аллах согласно выбору самого человека.

Аллах “почтил сынов Адама” (К. 17:70), несмотря на все недостатки человека, даже зная, что человечество погрязнет в кровопролитных войнах и разврате. Значение человека подчеркнуто тем, что Господь назначает сына Адама наместником Бога на земле. Более высокое значение Адама заметно в его знании “имен” и предоставленной ему свободе воли. И Господь миров повелел ангелов поклониться первому человеку (Сура Бакара, 30-33 аяты).

Всевышний Аллах Сам создает добровольные действия Своих рабов согласно их выбору. Это не означает, что создание действий людей является Его обязанностью. Таковы естественные законы природы, установленные Аллахом, называемые нами «адатуллах» или «суннатуллах», установленные Аллахом. Следовательно, на долю человека выпадают выбор и приобретение действий (кясб), а Всевышний Аллах, зная изначально поступки и стремления Своих рабов, предопределил их и создает (халк) их, т.е. человек – приобретающий, а Всевышний Аллах – Создающий. Именно поэтому за совершенное добро человек будет вознагражден, а за совершенное им зло он будет отвечать: или будет подвергнут наказанию или же будет прощен Всевышним Аллахом. Существуют аяты, свидетельствующие о наличии у человека возможности свободного выбора, а также об ответственности за совершенные им дела, согласно своему выбору.

«Клянусь душой [человеческой] и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто дал возможность выбрать ей и ее грехи, и ее благочестие». (Сура «Аш-Шамс» 91/7-8).

«Каждый человек — в ответе за свои деяния». (Сура «Аль-Муддассир» 74/38).

Упование на Аллаха – это проявление веры в судьбу. Человек, уповающий на своего Создателя, это покорный раб, который безоговорочно верит в Судьбу и своё предназначение в этом мире.  Однако это не означает, что религия ислам проповедует пассивность и безынициативность.  Отнюдь, Пророк всегда указывал на причинно-следственную связь, которая является важным фактором реальности этого мира. Верующему следует замечать связь происходящих явлений и Божественного закона и порядка. Нельзя насладиться плодами несуществующего фруктового дерева. Сначала дерево необходимо посадить, затем ухаживать за ним, поливать, удобрять, затем оно даст плоды, а уже потом мы сможем вкусить их. Также нельзя излечиться от болезни, если не употреблять лекарства, не соблюдать правил личной гигиены и не заботиться о своём здоровье. Таков Божественный порядок и таково Предопределение, установленное Всевышним Аллахом для творений.

Бедуину, который не привязал своего верблюда и сказал, что он уповает на Аллаха, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объяснил: «Сначала привяжи верблюда, а затем уповай на Аллаха». (Тирмизи «Кыйямат», 60).