Лексическое значение слова «религия» включает в себя
такие понятия как правила, традиции, способ, путь, которым
следуют, предписание. Также религию можно определить как
совокупность обрядов, основанных на определенном вероучении (убеждении).
С точки зрения Ислама, религия – это вера, установленная Единым Богом для упорядочения жизни людей, дающая
знания о цели и сокровенном смысле создания людей, а
также о способах совершения поклонения Творцу. Эта вера
позволяет человечеству обрести счастье, как в земной, так
и в последующей вечной жизни. Она направляет людей, обладающих разумом, к добровольному совершению высоконравственных, богоугодных дел. Религия – это также Божественный Закон, переданный Создателем людям через Его
пророков.
В этом определении религии есть ряд очевидных особенностей.
• Религия устанавливается Всевышним Аллахом1. Никто, кроме Самого Аллаха не правомочен ни на установление религии, ни на изменение или устранение религиозных
предписаний. Даже пророкам не дано право добавлять к ней
что-либо от себя. Они лишь доводят до сведения своих общин предписания и запреты Всевышнего Аллаха. «Пророки
– основатели религии» — есть образное, метафорическое выражение.
• Религия дает человеку знания о сокровенном, тайном
смысле его появления на свет, сообщает о его обязанностях
по отношению к другим созданиям. Человек не был создан
бесцельно. О мудрости и скрытой причине создания человека в одном из аятов Священного Корана говорится:
«Я создал джинов и людей только для того, чтобы
они поклонялись (служили) Мне». (Сура «Аз-Зарият» 51/56).
• Религия указывает людям путь к счастью и постижению истины. Она направляет людей на совершение благих,
добродетельных поступков. Упорядочивая жизнь людей в
этом земном мире, она обеспечит им счастье и в последующей вечной жизни.
• Поскольку, религия есть Устав, доведенный до сведения людей через Пророков, она опирается на Божественное
Откровение.
В таком случае, установленные самими людьми, измененные или искаженные религии, не опирающиеся на Божественное Откровение, а, следовательно, не приносящие
счастья и душевного равновесия ни в этой, ни в вечной жизни, не признаются истинными (правильными) религиями в
Исламе.
Из книги Вероучение Ислама (Акыда): Мир знаний, М. 2014. С. 7-8.