Ворота Ворот
В моем сентябрьском турне по северному Кавказу особое внимание следует уделить Дагестанскому городу Дербент.
В целом, хочу отметить для всех, кто любит сам выстраивать маршрут своих путешествий, не подчиняясь проторенным маршрутам и не привязываясь к определенному отелю или курорту, Кавказ – это идеальное место для таких туристов. Приехав, например в Махачкалу, ничего не стоит за час времени и сто рублей доехать до Хасавюрта, и оттуда за это же время и цену до Грозного, это уже Чечня. Благо сеть маршруток на Кавказе довольно развита, ходят часто, ездят быстро! . Из той же Махачкалы, двигаясь на юг вдоль каспийского побережья за каких то полчаса и символическую плату в 20 рублей можно добраться до Каспийска, попить знаменитых оригинальных советских молочных коктейлей, искупаться на городском пляже и еще примерно за час добраться до Избербаша. Там тоже отличное, чистое море и недорогие номера. Оттуда еще час и ты уже в Дербенте. От Дербента всего за полчаса можно достичь границы Азербайджана. И уже оттуда через 2-3 часа ты уже в жемчужине Азербайджана – Баку.
Но, как говорится, это будет уже другая история, а пока я приехал из Избербаша в Дербент. Время подходило к дневному намазу, и я решил зайти в ближайшую от автобусной станции мечеть. На воротах было написано по арабски Баб-аль-Абваб.
О значении этого изречения чуть позже, но забегая вперед, можно сказать, что это было символично. За дверью оказался двор, где была мечеть, комнаты для проживания учащихся и медресе.
Надо было пересечь рынок, где довольно грязно и неубрано, и раза три непонятные личности полуподпольным тоном предлагали коньяк. Да, к сожалению, это тоже Дербентская слава.
По пути в крепость жара и интерес к местным мечетям заставили меня сделать остановку в центральной городской соборной мечети, где исправно работал кондиционер и я совершил два ракаата приветственного намаза.
Справка:Дербент переводится как замок, врата.
Проникновение Ислама в Дагестан, бывший некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав Арабского халифата, а следовательно, и на территорию современной Российской Федерации, началось с города Баб аль-абваб. Таким было арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот».
Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана.
Он являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии.
В IX веке Дербент был в основном арабским городом (после завоевания Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский), но уже к Х-ХI веку стал полиэтническим и многокультурным, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины и др.
К 733 г. в Дербенте было построено 7 мечетей. Дополнительно действовала, как сейчас бы выразились, центральная мечеть для совершения пятничного (джума) намаза, которая является первой на территории СНГ.
Впоследствии мечетей стало еще больше. Они строились при халифе Харуне ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. К 1796 году мечетей в городе насчитывалось уже 15.
Там где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полосу равнины; замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важных и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию.
Дербент считают одним из древнейших «живущих» городов мира. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце 4 тысячелетия до н. э.. Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский.
Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города
Цитадель Нарын-Кала
Поднимаясь по крутым ступеням разрушенной стены древней цитадели Нарын-Кала пешком в 35-градусную жару под палящим солнцем, трудно вообразить какие-либо приятные впечатления от подобной экскурсии.
Но, дорогу осилит идущий, и, как только я завершил свое восхождение к воротам крепости, хвала Всевышнему, солнце зашло за тучи, пошел мелкий-мелкий моросящий дождь, и это не прекращалось до конца дня. Таким образом, я смог беспрепятственно пройти весь маршрут экскурсии и приобщиться к древней истории крепости, а также к мусульманским святыням этого архитектурного ансамбля.
Джума-Мечеть
Но вот, уже и день близится к концу, но надо еще успеть посетить кладбище, где расположены могилы святых.
Спускаясь по древним каменным узким улочкам можно увидеть древние бани, и, затем посетить древнейшую в Мире и в России мечеть – Джума-Мечеть.
Уютный двор окружен огромными чинарами, древний возраст которых доказан спектральным анализом. Сама мечеть находится как бы под землей, в горе, поэтому, и летом и зимой температура здесь довольно комфортная.
Справка: Джума-мечеть входит в пятерку старейших мечетей мира.
Семнадцатиметровый купол возвышался над плоскими крышами жилых построек, просторный тенистый двор играл роль главной городской площади
«В 733 году в каждом из 7 магалов Дербента было построено по одной мечети. Вместе с этими мечетями была построена большая мечеть для совершения общего пятничного намаза. Количество мечетей со временем изменялось и уже в 1796 году в Дербенте насчитывалось 15 мечетей. Над входом в мечеть имеется надпись о том, что в 1368—1369 гг. мечеть была восстановлена после землетрясения бакинцем Тажуддином. В 1815 году завершилось расширение и формирование всего комплекса мечети. В 1930-х годах мечеть была закрыта в ходе атеистической кампании, развернутой по всему СССР.
С 1938 по 1943 годы была перестроена в городскую тюрьму. В 1943 году постановлением из Москвы мечеть была возвращена духовенству города с правом дальнейшего использования её по прямому предназначению. В советские годы Джума-мечеть являлась крупнейшей на Северном Кавказе, а до последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. По этой причине пятничный намаз в Дербент съезжались верующие из разных районов Южного Дагестана
В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:
«…Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет… Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего… и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»
Кырхляр
После Джума-Мечети я пошел дальше к кладбищу. Кажется, время застыло среди вертикальных надгробий древнего кладбища. Чем древнее надгробие, тем проще рисунок и меньше изысков. Некоторые из них Время наклонило в разные стороны. Так и люди придут на Судный день по разному, кто-то будет стоять прямо, а кто-то совсем по другому. Это напоминание живым о загробной жизни.
Дальше взору открывается Мавзолей Тути-Бике.
Справка:
В Дербенте жила Тути-Бике, которую жители города почитали как мудрую, рассудительную женщину. О том, как она правила городом, рассказывается в книге Назима Касумова «Дербент — ворота Кавказа».
В 1774 г. уцмий кайтагский со своими союзниками напал на Кубу в то время, когда Фатали-хан находился в Дербенте. Узнав об этом, он переправился через Самур с войском, но близ Худата, на Кевдушанской равнине, был разбит и с малым числом приближённых скрылся в Сальяне. Летом 1774 г. уцмий разорил Кубу и после этого пошёл на Дербент, распространяя слух, что Фатали-хан убит. Обороной Дербента руководила его жена Тути-Бике.
Тути-Бике — мудрая легендарная правительница Дербента второй половины ХVIII в. Однажды Фатали-хан устроил состязание стрелков. В нём участвовали достойнейшие джигиты Дербента и из окрестных мест. Победителем оказался претендент в маске. Когда он снял маску, все ахнули от удивления, перед ними стояла прекрасная девушка, оказавшаяся сестрой кайтагского уцмия Эмир-Гамзы — Тути-Бике.
Тути-Бике понравилась правителю города Фатали-хану. Он женился на ней и сделал её правительницей города. Конечно же, всё это красивая легенда, в реальности всё обстояло иначе. Тути-Бике — сестра кайтагского уцмия Эмир-Гамзы. В 1766 г. правитель Кубы и Дербента Фатали-хан женился на Тути-Бике. Шесть месяцев в году Фатали-хан жил в Кубе, 6 месяцев в Дербенте, а в его отсутствие Дербентом правила Тути-Бике. По договорённости, выдав сестру за Фатали-хана, уцмий должен был стать мужем его сестры. Однако Фатали-хан, женившись сам, передумал выдавать свою сестру за Эмир-Гамзу, что послужило причиной долгой вражды между ними. Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фатали-хана, Эмир-Гамза нападал на Дербент, но каждый раз Тути-Бике удавалось отражать атаки брата.
Народная память свидетельствует, что правительница Дербента Тути-Бике в период наивысшей угрозы над городом в 1774г. со стороны кайтагского уцмия Эмир-Гамзы (родного брата Тути-Бике) проявила стойкость и мужество. Девять месяцев длилась осада города. В городе закончились запасы продовольствия, начались болезни и голод. Эмир-Гамза, известив сестру о ложной смерти Фатали-хана, потребовал сдачи города. Однако она отвергла предложение брата и, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, жители Дербента увидели Тути-Бике на городских стенах среди защитников, где она распоряжалась действиями городского гарнизона и огнём крепостных орудий. О её храбрости и решительности свидетельствует тот факт, что в момент осады города она не прервала молитвы и по её завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, не растерявшись, ударом кинжала убила их предводителя. Изумлённые мужеством женщины враги разбежались. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников города. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.
У мавзолея я встретил очень приветливого круглолицего мусульманина, который оказался азербайджанцем и своим ликом и акцентом очень напоминал нашего любимого учителя. Он любезно согласился провести меня по зияряту. Там мы познакомились с почтенной супружеской парой чеченцев, которые как выяснилось, никогда не жили на родине, но тем не менее приехали в Дагестан посетить святыни. Наш гид усадил нас на скамейке у кладбища и поведал историю о том как много лет назад первые сподвижники Пророка, мир ему, вели у стен этой крепости неравный бой с превосходящими силами хазарских племен. Мужество и героизм сорока сподвижников удивляло самих врагов мусульман. В их рядах все больше и больше появлялась паника и уверенность в то, что эти асхабы бессмертны. Но все же, в итоге им удалось окружить асхабов и закидать их тучами стрел. Предводитель Хазаров настолько обозлился на то, что потерял столько людей и не смог легко одолеть малочисленное войско мусульман приказал в назидание другим не хоронить тела шахидов. После этого с Хазарами начали происходить различные бедствия и природные катаклизмы. Один из старейшин посоветовал царю все таки похоронить тела мучеников. Когда Хазары пришли к месту последнего боя сахабов, то обнаружили, что их тела не тронуты тленом, и кровь даже не запеклась на их ранах. Узрев это чудо, они похоронили воинов Ислама со всеми почестями, и вскоре все бедствия исчезли.
Справка: Кирхляр (тюрк, «сорок») — одно из древних захоронений на Кавказе.
Расположено на расстоянии 500 м. к северу от ворот Кырхляр — капы, на участке размером 19,5м.х18м., ограждено каменной оградой двухметровой высоты и занимает часть Северного мусульманского кладбища. Арабские средневековые источники и местная историческая хроника «Дербент-намэ» связывают это захоронение с первым походом арабов к Дербенту в 22г. хиджры (642/Зг.) под предводительством Сальмана ибн Рабиа-аль-Бахили.
Легендарные сведения о героических подвигах газиев (мусульманские воители за веру) в этом походе, об их битве, с «не ведавшими благодати истинной веры» хазарами сообщают многие средневековые арабские авторы и местные предания, которые едины сюжетом и разнятся между собой лишь незначительными подробностями.
Надгробия представляют собой саркофаги, состоящие из единого, выдолбленного внутри камня. Длина наиболее крупных надгробий достигает 3,2 м., высота — 0,8 м., ширина — 0,7 м., толщина — 10-12 см.
На протяжении многих веков мусульмане Дагестана и прилегающих к нему регионов чтят могилы «святых шахидов» , прося у Аллаха избавление от бед и несчастий, исцеление от болезней, исполнения желаний.
Мусульмане Дагестана и близ лежащих территорий уважают святое захоронение в течение многих столетий. Адам Олеарий писал об этом: «..Персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережётся лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живёт милостынею от тех, кто приходит для посещения могил. Когда праздновалось жертвоприношение Авраама (Курбан байрам), они (т.е. паломники) пришли к Кырхляру, чтобы по своему обычаю принести жертву. Они шли друг за другом, целовали надгробные плиты, держали руки над ними и молились».
Данные о том, что ещё в древности арабы почитали захороненцых здесь, как сыновей, персияне, как соплеменников, азербайджаны, как сородичей, свидетельствуют о большой известности Кырхляра. Ведь и Федот Котов, поражённый рассказами о сорока мучениках, христианин, поклонился святым могилам, когда покидал город.
Являясь и сейчас святым местом для мусульман, Кырхляр находит почитание также среди христиан и иудеев.
Между саркофагами стоит каменная детская люлька. Если бездетные супруги смогут вместе раскачать ее, то у них обязательно родится ребенок.
Эпилог
На память мы сфотографировались с гидом. Очень позитивный и светлый человек. Кстати, он подсказал, что с кладбища, через другой вход, есть более короткий путь к автобусной станции. Дай Бог ему здоровья!
После моего рассказа об этом зияряте, наш учитель посоветовал написать об этом статью. И, теперь, заканчивая ее я хочу выразить ему слова благодарности, за то, что он дал мне шанс еще раз пережить это замечательное путешествие. Готовя очерк и просматривая исторические справки, я узнал еще больше интересных фактов об этом месте людях и времени.
Хорошо, что люди помнят святыни, и хорошо, что есть люди, которые их охраняют!
БисмиЛляхиРрахманиРрахиим
Валь Аср
Инняль ИНсяна Ля фи Хуср
Иллля лязина Аману ва Амилю Ссалихати
Ва тава савбиль Хакки
Ва тава савби Ссабр