Бесконечные восхваления и благодарность Всевышнему за то, что он дал нам возможность увидеть благо веры и возможность приблизиться к Нему с помощью поклонений!
Бесконечные приветствия и восхваления Заступнику и Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует!), который является несравненным примером и путеводителем в поклонении и приближении к Аллаху!
У людей есть очень много материальный и духовных нужд. Некоторые из них жизненно необходимы. Например, для жизнеспособности тела ему необходимы; воздух, вода и еда. Точно так же и для жизнеспособности души есть свои жизненно важные нужды. И они намного важнее телесных нужд. Потому что тело путник земли; а душа путник вечности.
Всевышний по этому поводу сказав:
«А на небе вам уготованы [благой] удел и то, что вам обещано.» (сура аз-Зарият 22) указал на духовную пищу человека и достижением этого сделал поклонение. Поэтому все поклонения, несмотря на то, что они приказаны Всевышним, на самом деле являются непринебрежимыми духовными потребностями. Так как душа ниоткуда не сможет взять ту духовную пищу, которую она берет из поклонений Всевышнему. Люди, не понимающие этой истины, могут лишь наблюдать за своими духовными расстройствами. И только те, кто берет духовную пищу, живут совсем в другом прекрасном и умиротворенном мире, превращая даже свои беды и невзгоды в радость. Они проживают свои жизни в любви, ступая по пути истины. Потому что духовное и божественное наслаждение, которое они при этом ощущают, помогают им не попадать в жизненные водовороты.
Поэтому для того чтобы удовлетворить духовные нужды человека и для того чтобы быть благодарящим Бога рабом, некоторые поклонения были сделаны обязательными. Подобно тому, как доктор назначает необходимые лекарства больному, которые необходимы для его выздоровления. Потому что во многих случаях либо по ленивости, либо по непониманию не совершают поклонения. Поэтому Всевышний, сделав поклонение обязательным для своих рабов, пожелал спасти их от постоянной пустоты.
Самым первым из этих жизненно важных поклонений, несомненно, является намаз. Поэтому в первую очередь среди всех поклонений стал обязательным именно намаз. Ведь с душою сделанный намаз открывает занавесы в сердце. «Намаз, возвышение верующего». И с проявлением этой истины можно пережить неописуемое приближение к Всевышнему. Это проявляется после подчинения словам Всевышнего: «Сделай седжде (поклон при намазе) и приближайся!».
Пост – это поклонение, которое питает нашу душу после намаза. Пост является очень важным поклонением, которое усиливает терпеливость, волю и сдержанность перед искушениями. Он напоминает человеку ценность благ даруемых Аллахом. А так же ,давая понять богатым положение бедных, делает их равными и напоминает всем состояние голодных, бедных и других людей, которые живут в различных трудностях. И таким образом пост развивает чувство помощи, сострадательности и милосердия у состоятельных людей.
Ислам в социальной сфере приказывает еще одно поклонение «закят и инфак», которое поддерживает благоприятные взаимоотношения между бедными и богатыми и препятствует зависти и злости между ними. В этом обязательном поклонении есть очень много мудрости такие как: сбережение от различных похотей у богатых в результате пожертвования имуществом, препятствие отрицательных отношений между богатыми и бедными, и таким образом хранить социальное равновесие.
Наряду со всеми этими поклонениями есть и еще одно совершаемое и телом и имуществом, которое называется «хадж» (паломничество). Хадж очень важное поклонение, которое совершенствует веру в сердце, дает возможность пережить подобие судного дня и помогает проникнуться в тайну слов «Умрите перед смертью!».
Духовная сторона хаджа намного важнее материальной. В выражении нашего Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует!) «хадж-и мабрур» (хадж, принимаемый Аллахом) имеется ввиду хадж, полный духовной красоты и вдохновения. Хадж, в этом понимании является вместе с молитвой, покаянием и взыванием, божественной милостью, благом и пользой для сердец, украшением жизни праведными делами. А после хаджа для продолжения этого прекрасного состояния не расходиться со словами Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует!), говоря о том, чего достигает человек при совершении праведных дел во время хаджа и умры, сказал:
«Совмещайте хадж и умру. Так как они очищают грехи, так же как и наждак очищает ржавчину от железа». (Несаи, Менасик, 6; Ибн-и Мадже, Менасик, 3)
Умра, которая дает духовное очищение и обновление веры, и выраженное в священном хадисе «совмещайте хадж и умру», является так же очень важным поклонением.
Умру, с ее благом можно считать маленьким хаджем и можно совершать в любое время и количество раз, в отличие от хаджа, который совершается раз в год в определенное время. И невозможно не осознавать духовную пользу этого поклонения.
Во всех этих поклонениях нужно уделять внимание, чтобы все они исполнялись с чистым сердцем и искренним намерением. Если мы желаем чтобы наши поклонения принимались Всевышним, мы должны пытаться совершать их в рамках правил и с любовью к Всевышнему. Только в этом случае наши поклонения станут праведными делами и будут счастьем для нас в мире вечном.
Да поможет нам Всевышний совершать все наши поклонения с искренностью и богобоязненностью! Пусть Он сделает помощниками и сопровождающими в путешествии в загробную жизнь; наши намазы, наши посты, наши закяты, наши умры и хаджи! И пусть Он сделает так, чтобы мы могли совершать каждое наше поклонение достойно Его!
Аминь!