ПОДЕЛИТЬСЯ

Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) указал:
В мазхабе Шафи’и большую известность получило мнение, что «саваб» за прочитанный Куръан не достигнет покойника. Однако, предпочтительная версия гласит, что «саваб» — в особенности с прочтением «ду’а»(молитвы) – достигнет умершего.
Начиная с шестого века по Хиджре большинство ученых «факыхов» из мазхаба Шафи, кроме Ибн Абдуссаляма (умер в 660/1261г), приняли точку зрения Ханафитов и считали правильным чтение Куръана для умерших.
По мазхабу Шафи’и и Ханбали человеку разрешено оставлять завещание прочитать Куръан на его. Так как в трех случаях «саваб» (вознаграждение) достигнет умершего:
● Читать около могилы, после прочтения попросить «ду’а», читать с намерением «подарить саваб» душе покойного.
● Согласно некоторым ученым, покойный получит пользу от прочитанного над его могилой Куръана независимо от того было ли совершено «ду’а» после чтения.
● На вопрос разделится ли «саваб» от прочитанного Куръана, который был прочитан возле кладбища и «подарен» всем душам, лежащим на этом кладбище, или данный «саваб» достигнет каждой души неразделенным, некоторые из ученых мазхаба Шафи’и отвечали следующим образом:
Ибн Хаджар: «Савабы» достигнут каждого покойника неразделенными, это больше подходит необъятной милости Аллаха.
Имам Газали: (умер в 505/1111г.) приводя хадисы, а также сны и высказывания мусульманских ученых, утверждает, что в чтении Куръана на могилах нет ничего предосудительного, а вознаграждение за чтение достигает покойников. Почти все поздние ученые мазхаба Шафи’и, такие как Аль Газали, Ибн Салях, Навави, Мухиббу’ Табари, Ибн Рифат, Ибн Хаджар, Суюты и Ширбини считали разрешенным чтение Куръана над покойниками.
Имам Навави: После слов: «Наши друзья сказали: Для человека, посетившего кладбище, желательно (мустахаб) сначала приветствовать салямом могилы, потом вознести ду’а за того человека, которого он навещает, и за всех мусульман, прочитать из Куръана то, что легко ему, а потом попросить «ду’а» за покойных», Имам Навави утверждает, что такой точки зрения придерживался сам Имам Шафи’и, а также ученые его мазхаба.
В своем «Аль-Азкаре» Навави передает, что Имам Шафи’и и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Куръана. Если же он сможет прочитать весь Куръан, это еще лучше» После приведения этой цитаты, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафи’и положительно относился к чтению Куръана на могилах.
Навави передает такие слова Имама Шафи’и:
«Чтение аятов и сур Куръана у изголовья могилы – мустахаб»
Ибн Каййим аль-Джаузия на 19 странице книги «Рух» пишет:
Хасан бин Саббах Зафарани сказал: «Я спросил у Имама Шафи’и, он ответил: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы на могилах читать Куръан».
Ширбани же в своей книге после оценки взглядов ученых до него, высказывает свою точку зрения. Он утверждает, что люди это практикуют, а то, что мусульмане считают прекрасным, является прекрасным и перед Аллахом. Поэтому, по его мнению, чтение Куръана над мертвыми является желательным (мустахаб).
Как пишут поздние ученые из мазхаба Шафи’и, чтение Куръана достигает умершего, когда читается при нем, а когда его нет рядом в том случае если после чтения совершается «ду’а». Так как, во время чтения Куръана в это место, нисходят милость и благодать. Если вслед за чтением Куръана совершается «ду’а», то больше вероятности что ее примет Аллах. Смысл здесь в том, что: здесь подразумевается, что мертвый получает пользу, слушая чтение Куръана, а не «зарабатывает» «саваб».
Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) сказал:
В мазхабе Шафи’и, по наиболее известной версии, «саваб» от Куръана не достигает покойника. (По Шафи’и Куръан читать можно, не путать с выражением «саваб не достигает»!).
В связи с этим, шафи’иты отдают предпочтение следующей ду’а: «О, Аллах! Подобие саваба прочитанного Куръана доставь до такого-то человека».
Следовательно, если шафи’иты просят «ду’а» таким образом, значит считают, что вознаграждение от прочитанного Куръана достигает покойников.

Мы же, ханафиты, считаем, что до мертвых доходит непосредственно сам «саваб».

На вопрос «Разрешено ли, и возможно ли, прочитав Куръан возле могилы или на удалении от нее, подарить «саваб» от чтения душам умерших мусульман и в особенности своим родителям?» Ибн Салях (умер в 643/1245) ответил следующее: «На эту тему есть разные мнения ученых. Деяния и практика большинства людей показывает разрешенность и возможность этого. Если человек этого хочет он должен сказать так: «О Аллах! Прочитанное мною из Куръана доставь до такого-то».

В этом вопросе близость или отдаленность не играет роли» Ибн Хаджар аль-Аскаляни когда его спросили о том, достигнет ли саваб от чтения до покойника, ответил: «Это известная тема. На этот вопрос я написал трактат. Вкратце, большинство ранних ученых считали что «саваб» от прочитанного Куръана достигает умерших. Предпочтительное же мнение, заключается в том, что это деяние — мустахаб (одобряемое действие) и часто практикуемое деяние, но в тоже время, лучше воздерживаться от категоричных выражениях про эту тему.»

Шаукани (умер в 1250/1834) так же, как и другие поздние ученые, утверждал, что над покойными можно читать Куръан, и саваб за это достигает умерших. Как мы уже отмечали выше, Шаукани сделал вывод о том, что хадис «Читайте умершим суру «Ясин»» в отношении покойников подразумевает прямое значение, в отношении находящихся на смертном одре – метафорическое, а для того, чтобы считать это метафорой, нужны какие-то причины, поэтому хадис следует понимать в прямом смысле. Словом, абсолютное большинство ученых фикха считали, что Куръан можно читать над умершими, и в случае, если саваб за это посвящается умершим, он достигает их, и покойники могут получать пользу от этого саваба. К этому мнению не присоединился только Имам Малик.

Поздние ученые-факыхи, начиная с V в. Хиджры, включая таких ученых мазхаба малики, как Куртуби, Абдульхак, пришли к единодушию (иттифак) относительно того, что над умершими можно читать Куръан, посвящать им саваб за это, и умершие могут воспользоваться этим савабом. Некоторые факыхи сказали даже что в этом вопросе существует иджма’. Один из шейхов университета Аль-Азхар Хаттаб ас-Субки (умер в 1352/1933) сказал, что умершие получают пользу от всякого поклонения, посвященного им, и большинство факыхов при-держиваются именно этой точки зрения. Его современник Рашид Риза (умер в 1354/1935) при встрече с кадыем Мекки спросил, следует или не следует читать Куръан над умершими. После того, как кадый ответил ему, что следует, Рашид Риза присоединился к этому мнению.

Такие поздние ученые, как Сейид Сабик, Муфтий Египта Хасан Махлюф, один из шейхов Аль Азхара Шарабаси, Абдулькарим Зайднан, Абдульфаттах Абу Гудда и Зухайли приняли точку зрения большинства. Я хочу завершить упомянув о случае с Ибн Абдиссалямом, который приводят такие ученые, как Куртуби и Суюты.

При жизни Изуддин ибн Абдиссалям (умер в 660/1262), который умер на одиннадцать лет раньше Куртуби (умер в 671/1273), утверждал, что умершие не получают никакой пользы от чтения им Куръана, и в качестве доказательства приводил аят: وأن ليس للإنسان إلا ما سعى / (Человек получит только то, что он заработал).

Му’аз аль-Джухани (радыяллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Отцу и матери человека, который читает Куръан и поступает в соответствии с ним, в Судный день наденут корону. Свет этой короны прекраснее света солнца, которое, если бы оно было у вас, поместили в одном из домов этого мира. В таком случае, можете представить, каким будет положение самого человека, который поступал в соответствии с Куръаном?» (Абу Дауд, Фитр, 14/1453).

После смерти Ибн Абдиссаляма, один из его близких друзей увидел его во сне и спросил у него: — «Когда ты был жив, то говорил, что саваб за чтение Куръана и подаренные им вознаграждения не достигают умерших. Сейчас ты думаешь также?» На что он получил ответ: — «Да, при жизни я говорил так. Увидев милость и почитание со стороны Аллаха, я отказался от своего мнения. Саваб за чтение Куръана за умерших, достигает их.