Историзм имеет своим источником слабость мыслительной способности. Некоторые говорят, что те или иные положения Ислама с течением времени потеряли свою актуальность и теперь мы живем в другое время. Они хотят доказать, что капитализм является требованием нашего времени. Человек, который скрупулезно выполняет ибаду, касательно экономической деятельности начинает задаваться вопросом: «А что мне делать?»
Вопрос поставлен таким образом, словно возражения против капитализма только что возникли. Что нужно делать мусульманам, чтобы выстоять против капитализма и не привыкнуть к его положениям?
Прежде всего, хотелось бы заметить, совершенно ошибочно мнение, что требования к человеку меняется с течением исторического развития. Так как предписания и запреты Ислама касаются неизменных природных черт человека и были сформированы с учетом постоянных особенностей. Эти положения настолько совершенны, что самым прекрасным образом могут ответить на все потребности, причем вне зависимости от времени и места. Поэтому они никогда не устаревают и не теряют своей актуальности. Постоянно хранят свое совершенство, чтобы в полной мере удовлетворить потребности человечества.
Значит, утверждать, что некоторая часть положений Корана касается только определенного времени или места, есть выражение заблуждения, которое ведет к «куфру» (неверию). С другой стороны, утверждать, что некоторые положения Ислама не имеют силы, равносильно приписыванию слабости Всемогущему Аллаху, который есть Владыка абсолютных знаний и могущества.
Когда менялось социальное положение людей, Аллах всегда отправлял пророков и с учетом потребностей устанавливал законы. Что касается Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), он является последним пророком. Принесенные им законы имеют особенность отвечать на потребности людей до самого Судного дня. И думать что-либо диаметрально противоположное, означает приписывание слабости Всевышнему Аллаху, который сотворил человечество, и, следовательно, хорошо знает его, обладает беспредельным знанием и которому ведомо все на свете. Это не что иное, как ужасное заблуждение.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Можно завидовать только двум людям: Один из них – это человек, которому Аллах дал священный Коран. Этот человек день и ночь занят Кораном и в своей жизни руководствуется им. Второй – это человек, которому Аллах дал богатство. И он день и ночь делает пожертвования из своего имущества».Сура Худжурат, 16
Нет ничего глупее, чем посредством разума, данного Аллахом, спорить с Аллахом о Его положениях. Тем, кто совершает такую ошибку, нужно напомнить следующие айаты Корана:
Скажи: «Неужели вы хотите уведомить Аллаха о вашей вере, тогда как Аллах знает то, что на небесах, и то, что на земле? Аллах знает обо всякой вещи». «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете».Сура аль-Бакара, 85
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Священный Коран – это такое Божье слово, что может оградить человека от любой смуты, которая может возникнуть когда-либо. В нем есть сведения о прошедших народах и о состоянии тех, кто будет после вас. Содержатся положения, касающиеся событий, которые произойдут между людьми. Это положения, отделяющие истину от ложного. Там нет лишних положений. Кто пренебрежет ими, того Аллах накажет. Кто ищет истину в других местах, того Аллах введет в заблуждение».
Если после этого важного разъяснения мы вновь вернемся к своей основной теме, необходимо выделить следующие обстоятельства: Ислам не призывает «зарабатывать любыми путями и совершать хорошие дела». Ислам предписывает следующее: «Честно зарабатывай» и с мусульманина не требуют большего.
Обязанности даются соответственно возможностям. Есть также приведенный выше пример касательно Абу Зара (радыяллаху анху). Разумеется, этот пример обращен к отдельным лицам и не охватывает всех людей. Всевышний Аллах в более чем 200-х местах Корана повелевает «делать пожертвования».
Али (радыяллаху анху) говорил: «Когда вы обеднели, раздавайте милостыню и тогда Всевышний Аллах, словно вы с Ним совершали куплю-продажу, щедро наделит вас пропитанием». (Шериф ар-Ради, Нахжуль Балага, №: 258)
Чтобы иметь возможность делать пожертвования, мусульманин может открыть производство, фабрику.
Как можно делать пожертвования без заработка?
Но при этом мусульманин должен зарабатывать честно, не излишествовать, чрезмерно не тратить и вести скромный образ жизни. Он обязан также следить за ростом производства и не нарушать законы. Не попирать права рабочих. Не использовать притягательность женщин в рекламных роликах для увеличения прибыли. В 64 айате суры «аль-Исра» сообщается о том, что шайтан будет делить богатства и детей. К сожалению, в наши дни шайтан делит с нами прибыль. Возводятся новые кварталы и чтобы продать за более высокую цену, строят бассейны и вокруг создается пляжная атмосфера. Появляются возможности для уничтожения духовной жизни семей, которые будут жить в этом квартале. Находятся люди, которые, не желая подвергать себя трудностям конкуренций, предпочитают идти на обман, и легкими путями, приобретая дешевое сырье, выпускают прибыльные товары. Ради получения баснословной прибыли играют генами растений и животных, портят чистоту продуктов питания, добавляют запретные вещества и подвергают опасности физическое и психологическое здоровье людей.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Наступят такие времена, что люди не будут обращать внимание: дозволен или запретен заработок!»
(Бухари, Бую)
Таким образом, бизнес выходит за пределы законных рамок. Также печально, что даже некоторые верующие люди, не будучи чрезмерно щепетильны в тех вопросах критериев Ислама, которые касаются торговой и экономической деятельности, проявляют слабость при определении запретности или дозволенности отдельных вещей. Они, прекрасно зная о запретности, своими беспечными заявлениями типа «в наше время разве остались деньги халяль?» поддаются внушениям шайтана и нарушают божественные границы. Как только дело доходит до экономической деятельности, множество мусульман, которые заявляют, что в частной жизни стараются соблюдать религиозные предписания и запреты, могут нарушить положения Ислама. Например, могут сдать свое помещение в аренду, где собираются открыть заведение, открыто нарушающее запреты Аллаха, и наносящие вред духовной и нравственной жизни общества. Эти люди ведут себя так, словно не знают о положении Ислама, которое гласит: «Кто способствует совершению благого дела, тот будто бы сам совершил его. Кто способствовал совершению зла, словно сам совершил это зло». И затем этот мусульманин, эти деньги, запачканные харамом, считает «чистыми деньгами».
К сожалению, такие поступки, причем с пренебрежительным отношением к моральной ответственности, стали распространяться в наше время. А ведь деньги, полученные в качестве арендной платы за помещения, где совершаются запрещенные Аллахом деяния, не могут быть чистыми. Поэтому мусульманин, давая в пользование свое имущество, должен уделять этому особое внимание. У него не должен быть такой подход, как «кто больше заплатит, тому и сдам в аренду». Арендодатель должен обращать внимание и на то, дозволенным или запрещенным Аллахом путями зарабатывает арендатор.
Увы, в таких или аналогичных ситуациях в капитал людей подмешивается запретное. Вот поэтому мусульмане, как при прохождении минного поля, обязаны быть очень знающими, внимательными и щепетильными в торговой и экономической деятельности.
«Запрещено давать то, что запрещено брать». (Маджалла) (свод законов) То есть, если запрещено приобретение какой-либо вещи или предмета, употребление в пищу или использование его, также запрещено давать его или продавать.
Из книги «Испытание мусульман деньгами»