Откровения ниспосылались Пророку ﷺ различными способами. Основные виды откровения упомянуты в Священном Коране:
(смысл): «Не было, чтобы Аллах разговаривал с кем-нибудь из людей иначе, как через Откровение, внушая его сердцу, или внушая ему во сне. Или человек может услышать Божьи слова, не видя, кто разговаривает с ним, как произошло с Мусой (мир ему), или через посланца ангела, как Джибриль (мир ему), который по воле Аллаха передаёт то, что Аллах пожелает из Откровений. Поистине, Аллах пречист от качеств творений и обладает безграничной мудростью во всём, что Он делает и устраивает». («Тафсир Аль-Джалалайн», сура Аш-Шура: 51)
Этот аят и указывает на основные три вида откровения:
1. Всевышний Аллах внушает в сердце пророку то, что Он пожелает, быстрым, тайным путем без посредника;
К этому виду откровения можно отнести и хадис аль-Кудси. Слово «аль-Кудси» образовано от слова «кудс», которое означает «святость» – это подразумевает, что смысл хадиса исходит от Всевышнего Аллаха. То есть фраза «Хадис аль-Кудси» в качестве термина служит для обозначения того, что передает Пророк ﷺ от Всевышнего Аллаха своими словами. Также его называют «Аль-Хадис ар-Раббани» (относя его к Господу (Рабб)) или «Аль-Хадис аль-Илахи» (относя к Богу (аль-Илах)).
По сравнению с общим количеством хадисов Пророка ﷺ количество хадисов аль-Кудси невелико. Всего их насчитывается более двухсот, по мнению Абдуррауфа Аль-Мунави, но по мнению аль-Мадани, их число превышает восемьсот. Примером может служить следующий хадис, переданный от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) о том, как Пророк передал, что Всемогущий и Великий Господь сказал: (смысл): «О рабы Мои! Поистине, я запретил несправедливость себе и сделал ее запретной для вас, так не притесняйте же друг друга!».
2. Всевышний Аллах дал услышать Пророку свою речь в ночь вознесения, обязав его и его общину к пятикратному намазу;
К этому виду откровения можно отнести также то, что произошло с Мусой (мир ему), когда Всевышний дал ему услышать свою речь.
3. откровение посредством ангела Джибриля (мир ему), который передает Пророку ﷺ то, что Ему повелел Всевышний.
Этот вид является самым распространённым и наиболее часто повторяющимся из всех видов откровения, так как священный Коран целиком и полностью является откровением такого вида.
Всевышний Аллах в Коране говорит: (смысл): «Снизошел с ним [с Кораном] Дух Верный (ангел Джибрил (мир ему)) на твое сердце (чтобы ты его выучил, понял и незабываемо запечатлел в своем сердце), чтобы ты его аятами предупреждал о наказании нечестивцев». (сура Аш-Шуара, 193-194).
Появление Ангела Джибриля (мир ему)
Ангел Джибриль приходил к Пророку ﷺ в разных обликах:
— он появлялся перед Пророком ﷺ в своем истинном облике;
— иногда он появлялся в облике приятного человека, которого видели и слышали присутствующие;
— а иногда он приходил тайно, так, что его не могли видеть остальные.
Самый тяжкий вид откровения Пророка ﷺ был подобен звону колокола.
Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды аль-Харис бин Хишам (да будет доволен им Аллах) спросил посланника Аллаха ﷺ:
«О Посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?»
Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Иногда оно приходит ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, звон покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека и обращается ко мне своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот».